Дело № 2-2129/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2016 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Сорокиной О.В.,
с участием истцов Пучкова Д.А., Пучковой А.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Бушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2129/16 по иску Пучковой А.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Администрации г. Тулы о признании незаконным постановления об отказе молодой семье в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула»,
установил:
Пучкова А.В., действуя также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Пучков Д.А. обратились в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным постановления об отказе молодой семье в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула».
В обоснование иска указали, что являются нанимателями <данные изъяты><адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Пучковой Н.И., Пучкову А.А.
С целью улучшения жилищных условий обратились с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» муниципальной программы муниципального образования г. Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики», поскольку с учетом имеющейся общей суммарной площади жилого помещения, находящегося в их пользовании, на каждого члена их семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.
Однако в удовлетворении их заявления постановлением администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, им было отказано по тем основаниям, что их семьей в течение пяти предшествующих обращению лет были намеренно ухудшены жилищные условия.
Их вселение с ребенком в указанную квартиру, а также регистрация в названном жилом помещении не свидетельствует, по их мнению, о совершении преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий, а связано с переездом в другой город.
Истцы просили суд признать незаконным постановление администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе молодой семье Пучковой А.В., в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики».
Обязать администрацию г. Тулы признать молодую семью Пучковой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики».
В судебном заседании:
истцы Пучкова А.В., действующая также как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, Пучков Д.А. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Бушин А.В. исковые требования не признал, указала на обоснованность и законность принятого комиссией по жилищным вопросам администрации г. Тулы решения, на основании которого было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении заявления Пучковой А.В. были приняты во внимание все обстоятельства и условия приобретения прав на жилые помещения членами семьи Пучковой А.В. за пятилетний период, предшествующий обращению с заявлением. Установлено, что Пучкова А.В. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <данные изъяты>. С учетом зарегистрированных в доме лиц, на одного члена семьи приходилось <данные изъяты> кв.м. Пучков Д.А. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> – ФИО2 По данному адресу было зарегистрировано два человека, поэтому на одного человека приходилось <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел, однако непригодным для проживания не признавался. Собственник не утратил право его восстановления. Обеспеченность общей площадью жилого помещения молодой семьи составляла <данные изъяты> кв.м, что превышает учетную норму (<данные изъяты> кв.м).
В результате регистрации молодой семьи в <адрес> (площадью <данные изъяты> кв. м) жилищные условия были ухудшены, поскольку на одного человека в настоящее время приходится <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№, молодой семье Пучковой А.В., отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ: не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Данное постановление принято по результатам рассмотрения протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Тулы.
Анализируя указанное постановление и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы на предмет соблюдения требований действующего законодательства и прав граждан при рассмотрении заявления Пучковой А.В., суд руководствуется следующим.
Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).
В частности, одним из основных начал жилищного законодательства определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Этим же постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В целях обеспечения решения проблем социально-экономического развития города Тулы, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением администрации города Тулы от 16.09.2013 года № 3117 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования город Тула», Постановлением администрации города Тулы от 07.10.2013 года № 3306 «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования город Тула», на основании Устава муниципального образования город Тула администрация города Тулы, Постановлением администрации г. Тулы от 01.12.2015 года № 6043 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» утверждена муниципальная программа муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» (приложение).
В состав указанной программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула». Целью подпрограммы является поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В числе задач подпрограммы указано предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жиля экономкласса. Срок реализации подпрограммы 2016-2020 годы.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, определяют, что участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы может быть признанная в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении молодая семья, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, а также при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Пунктом 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Постановлением администрации г. Тулы от 18.03.2010 года № 903 (ред. от 11.12.2015 года) «Об утверждении Положения об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики», утверждено Положение об организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики» (приложение).
Данное положение в качестве нуждающихся называет молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные администрацией города Тулы по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1.03.2005 года по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пункт 2.2. Положения предусматривает, что при наличии у членов семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, что Пучкова А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию г. Тулы о признании ее семьи (ее, Пучкова Д.А., ФИО1) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения ее семьи из трех человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании город Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики», приложив необходимые документы.
Проверяя соблюдение установленного порядка рассмотрения заявлений молодых семей на предмет их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках данной муниципальной долгосрочной целевой программы, компетентность органа, принявшего решение об отказе в признании молодой семьи Пучковой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условиях, суд с учетом вышеназванных нормативных актов, приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения сроки, порядок и компетенция комиссии нарушены не были. Кворум на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ имелся.
Анализируя основания и правомерность постановленного решения об отказе в признании молодой семьи Пучковой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условиях суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом в силу ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2010 года № КАС10-86 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.01.2010 года № ГКПИ09-1558, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713», Закон Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них.
Судом установлено, что ФИОДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Пучковым Д.А. (запись акта о заключении брака №), что подтверждается свидетельством о браке серии №, после заключения брака присвоены фамилии мужу – Пучков, жене - Пучкова. Пучковы имеют совместного ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент заключения брака Пучковы были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, как наниматели у собственника жилого помещения, что подтверждается паспортными данными истцов, выпиской из домовой книги.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> Пучкова Д.А. – ФИО2 и ФИО3 в равных долях, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Общая площадь названной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.
Наряду с семьей Пучковых в квартире зарегистрирован один из собственников - ФИО3
До ДД.ММ.ГГГГФИО (Пучкова) А.В., согласно справке Калдинского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована в доме <данные изъяты>ФИО4, наряду с членами семьи: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО
Пучков Д.А. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве члена семьи в доме <данные изъяты>, ФИО2 по адресу: <адрес>. Фактически проживал по месту учебы в <адрес>.
Согласно справке ПЧ №14 ГПС МЧС России в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом уничтожен. По данным Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата текущей инвентаризации) дом снесен.
Таким образом, объект права физически утрачен, в связи с чем, не может находится в пользовании и владении как жилое помещение, следовательно, учитывать его площадь при определении обеспеченности жилой площадью членов семьи Пучковой А.В., не правомерно. Право на принятие решения о восстановлении объекта недвижимости принадлежит исключительно собственнику, каковым Пучков Д.А. не является.
Регистрация истцов и их несовершеннолетнего сына по новому месту жительства в связи с их переездом для создания семьи в другой регион РФ, по мнению суда, не является намеренными действиями, направленными на ухудшение жилищных условий семьи с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы фактически вселены в <адрес>, в ней зарегистрированы по месту жительства в соответствии с требованиями закона, проживают в ней на условиях найма, что свидетельствует об их добросовестности.
Факт совместного проживания семьи Пучковой А.В. по адресу: <адрес> ответчиком не оспаривался.
Переезд супруги к месту жительства супруга согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 года №258-О-О не может служить основанием для признания искусственным ухудшением жилищных условий.
Поскольку общая площадь занимаемой истцами квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, на каждого из <данные изъяты> зарегистрированных в ней лиц приходится менее учетной нормы.
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании истцов и их несовершеннолетнего сына не имеется, что подтверждается сведениями из ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ», Управления Росреестра по тульской области.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что в течение 5 лет, предшествующих обращению Пучковой А.В. с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищные условия членов семьи Пучковой А.В. в сторону ухудшения в смысле положений ст.ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ не изменялись. При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст.ст. 53, 54 Жилищного кодекса РФ не имеется.
Пучкова А.В. в настоящее время не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста 3 лет. Пучков Д.А. является индивидуальным предпринимателем.
Доказательств наличия иных оснований для отказа в признании данной молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий суду не представлено, представителем администрации г. Тулы в своих возражениях не приведено.
Представленные суду доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, и вышеприведенных норм материального права, позволяют прийти к выводу о том, что постановление Администрации г. Тулы от № и решение комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы противоречат положениям действующего жилищного законодательства, и постановлены без учета требований ст.ст. 30, 31, 51 Жилищного кодекса РФ.
Ответчиком в нарушение ст. 55 Конституции РФ необоснованно созданы препятствия для реализации жилищных прав истицы и ее молодой семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пучковой А.В., действующей также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Пучкова Д.А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе молодой семье Пучковой А.В. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики».
Обязать администрацию г. Тулы признать молодую семью Пучковой А.В. и Пучкова Д.А. с их несовершеннолетним <данные изъяты>ФИО1 нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании г. Тула» муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 4.07.2016 года.
Судья: