ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/14 от 19.03.2014 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-212/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 19 марта 2014 года    Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего судьи Шуравина А.А.,

 при секретаре Шерстобитовой А.В.,

 с участием истца старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В.,

 представителей ответчика ОАО «Свет»: генерального директора Кускова В.Н., действующего на основании Устава, и Кускова В.В., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,

 представителя третьего лица Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.О.В., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского транспортного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Свет» о запрете эксплуатации тепловоза,

у с т а н о в и л:

 Удмуртский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Свет» о запрете эксплуатации тепловоза ТГМ23Б №***.

 Заявление мотивировано тем, что Удмуртской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены нарушения положений законов о безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, допущенные ОАО «Свет» (ОГРН №***, ИНН №***).

 Установлено, что ОАО «Свет» на железнодорожных подъездных путях предприятия эксплуатирует тепловоз ТГМ23Б №***, дд.мм.гггг выпуска.

 При этом, согласно п. 1.3.4 «Технических условий ТУ 24.04.448-81. Тепловоз ТГМ23Б» назначенный срок службы тепловоза до списания составляет 15 лет.

 В силу п. 3.2 «ГОСТ 2.114-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия», введенного постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 № 425, технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию.

 Изложенное позволяет сделать вывод, что «Технические условия ТУ 24.04.448-81. Тепловоз ТГМ23Б» обязательны для исполнения эксплуатантом локомотива.

 На основании п. 4.6 ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.1989 № 3375, срок службы представляет собой календарную продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта до перехода в предельное состояние. При этом, пунктом 2.5 ГОСТ 27.002-89 установлено, что под предельным состоянием понимается состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. В силу приложения к ГОСТ 27.002-89 переход объекта в предельное состояние влечет за собой временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта. При достижении предельного состояния объект должен быть снят с эксплуатации.

 Таким образом, эксплуатация локомотива ТГМ23Б №***, срок службы которого истек в дд.мм.гггг, по истечении срока службы представляет опасность для жизни, здоровья работников предприятия, может причинить вред имуществу предприятия или окружающей среде.

 В соответствий с п. 3 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.12.2006 №170, исполнение государственной функции по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 В силу п. 14 Регламента результатом исполнения государственной функции является выдача собственнику железнодорожного подвижного состава технического решения о продлении сроков службы, согласованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских нрав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд к защиту интересов неопределенного круга лиц - работников ОАО «Свет», а также других физических лиц (представителей государственных и муниципальных органов, коммерческих, организаций), которые могут находиться на территории предприятия, в связи с чем, индивидуализировать их не представляется возможным, с вопросом о запрете эксплуатации ОАО «Свет» (ОГРН №***, НИМ №***) тепловоза ТГМ23Б №*** до выдачи предприятию технического решения о продлении срока службы указанного тепловоза, согласованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 В судебном заседании старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В. исковые требования поддержала и пояснила, что согласно п. 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1843-ст «О приостановлении применения национального стандарта и восстановлении применения на территории Российской Федерации межгосударственного стандарта» с 01.12.2012 года действие стандарта ГОСТ Р 27.002-2009 приостановлено. Одновременно пунктом 2 указанного приказа с 01.12.2012 года на территории Российской Федерации восстановлено применение межгосударственного стандарта ГОСТ 27.002-89.

 Таким образом, в исковом заявлении сделана ссылка на действующий правовой акт - ГОСТ 27.002-89.

 В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

 В ходе проверки установлено, что ОАО «Свет» для обеспечения собственных нужд осуществляет продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки, выгрузки грузов по путям необщего пользования, принадлежащим как предприятию, так и ОАО «<***>» (станционные пути станции <***>). Вагоны с грузами и порожние вагоны, обращающиеся на путях ответчика, ОАО «Свет» не принадлежат. Вагоны подаются со станции <***>, являющейся железнодорожным транспортом общего пользования, локомотивом ОАО «<***>». При таких обстоятельствах, спорный локомотив относится к железнодорожному транспорту необщего пользования.

 В силу п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта организует в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работу по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

 На основании п. 1 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.12.2006 № 170, он разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции (продление сроков службы подвижного состава и технических средств), достижения общественно значимых результатов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по исполнению государственной функции.

 При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

 На основании п. 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286, под локомотивом понимается железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

 Таким образом, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет государственную функцию по продлению сроков службы локомотивов, так как последние относятся к железнодорожному подвижному составу.

 Формуляром тепловоза ТГМ23Б №*** установлено, что он соответствует техническим условиям ТУ24-4-448-75.

 В соответствии с п. 1.4.4 Технических условий ТУ24-4-448-75 назначенный срок службы тепловоза до списания составляет 15 лет.

 В силу п. 4.10 ГОСТ 27.002-89 назначенный срок службы представляет собой календарную продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

 При таких обстоятельствах, ОАО «Свет» по окончании назначенного срока службы локомотива ТГМ23Б №*** - в дд.мм.гггг - должно было прекратить его эксплуатацию и принять меры по продлению срока его службы.

 Однако, ответчик продолжает эксплуатацию указанного локомотива по настоящее время.

 Как видно из Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО «Свет», примыкающего к станции <***> <***> железной дороги - филиала ОАО «<***>», утвержденной дд.мм.гггг генеральным директором ОАО «Свет», подъездной путь ОАО «Свет» состоит из ж/д путей №*** находящихся на балансе <***> дистанции пути, и ж/д путей №*** участка пути №***, находящихся на балансе ответчика (п. 1.1 Инструкции). Подача и уборка вагонов на указанный подъездной путь производится силами ОАО «<***>», а маневровая работа на подъездном пути - локомотивом и бригадой ОАО «Свет» (п. 1.2 Инструкции). Для предотвращения ухода подвижного состава с подъездного пути на приемо-отправочньте пути станции <***> (пути общего пользования) на подъездном пути ОАО «Свет» имеется сбрасывающий башмак (п. 1.4 Инструкции). На указанном подъездном пути имеются 5 железнодорожных переездов (п. 1.5 Инструкции).

 Из изложенного следует, что ОАО «Свет» эксплуатирует локомотив ТГМ23Б №*** не только на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ответчику, но и на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО «<***>». Кроме того, локомотив эксплуатируется также на железнодорожных переездах общего пользования, движение по которым осуществляют автотранспортные средства неограниченного круга лиц и пешеходы, индивидуализировать которых не представляется возможным.

 Как указано в исковом заявлении, срок службы локомотива представляет собой календарную продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта до перехода в предельное состояние, под которым понимается состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Переход объекта в предельное состояние влечет за собой временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта. При достижении предельного состояния объект должен быть снят с эксплуатации.

 Таким образом, эксплуатация локомотива ТГМ23Б №*** по истечении его срока службы представляет опасность для жизни, здоровья работников предприятия, работников ОАО «<***>», обслуживающих железнодорожные пути необщего пользования станции Можга, по которым осуществляется движения указанного локомотива, владельцев транспортных средств и пешеходов, пересекающих железнодорожные переезды, расположенные на подъездном пути ответчика, и может причинить вред имуществу как самого предприятия, так и 3-х лиц, индивидуализировать которых невозможно, или окружающей среде.

 Считает, что исковые требования Удмуртского транспортного прокурора о запрете ОАО «Свет» эксплуатации локомотива ТГМ23Б №*** до выдачи предприятию технического решения о продлении срока службы тепловоза, согласованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Представители ответчика ОАО «Свет» Кусков В.Н. и Кусков В.В. исковые требования не признали, пояснили, что согласны с тем, что тепловоз ТГМ23Б №*** относится к железнодорожному транспорту необщего пользования. Истцом не приведено обоснование безусловного запрета на эксплуатацию тепловоза. Считают, что Административный регламент, утвержденный приказом Минтранса РФ от 27.12.2006 № 170, не должен применяться, поскольку речь в нем идет про предприятия – собственников вагонов. Они как собственники локомотива в сложившейся ситуации должны руководствоваться Положением П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы", утвержденного в г. Вильнюсе дд.мм.гггг на 53-ем заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. В соответствии с данным Положением был заключен договор с ООО «<***>» о проведении диагностирования, принято техническое решение о продлении срока службы тепловоза. Доказательств эксплуатации локомотива с неисправностями не представлено.

 Представитель третьего лица Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К.О.В. пояснил, что тепловоз ТГМ23Б №*** не относится к технологическому транспорту, поэтому полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта распространяются на железнодорожный транспорт ответчика. Административный регламент, утвержденный приказом Минтранса РФ от 27.12.2006 № 170, распространяет свое действие и на спорный тепловоз, поскольку локомотив относится к понятию подвижного состава. Положение П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" носит рекомендательный характер, обязательным является Административный регламент. Если применять Положение, то в соответствии с его п. 2.18 экспертная организация – технически компетентная организация, которой выдано свидетельство на право проведения работ по определению наличия остаточного ресурса и разработке методики обследования. ООО «<***>» к таким экспертным организациям не относится. Таким образом, если ОАО «Свет» применяет пункты Положения, то необходимо обращаться в соответствующие экспертные организации.

 Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Судом установлено, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг была проведена проверка исполнения ОАО «Свет» законодательства, направленного на обеспечение безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта необщего пользования в соответствии с требованием Удмуртского транспортного прокурора от дд.мм.гггг №*** и распоряжением заместителя начальника Приволжского управления Госжелдорнадзора от дд.мм.гггг №***

 Согласно справке №*** от дд.мм.гггг в ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе:

 П. 10 – тепловоз ТГМ23Б №***, дд.мм.гггг выпуска, допускается в работу со сверхнормативным сроком эксплуатации, просрочен КР (проводился в дд.мм.гггг.), просрочены ТР-1, ТР-2 и ТР-3 (не проводились) – нарушены требования ЦТЛ-32 от 24.01.1991, п. 1 приложения № 5 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 № 286, п. 28, 29 приказа Министерства транспорта РФ от 27.12.2006 № 170.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Кроме того, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

 Согласно ч. 1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2013 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» железнодорожный транспорт необщего пользования - это совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

 Железнодорожный подвижной состав – это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2013 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность.

 В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 января 2013 года № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2013 года № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

 Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

 Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств тепловоз ТГМ23Б №*** состоит на балансе ОАО «Свет» с инвентарным номером №***. Тепловоз изготовлен Тепловозостроительным заводом им. <***>.

 Из формуляра тепловоза ТГМ23Б №*** следует, что тепловоз с заводским номером №*** выпущен дд.мм.гггг и соответствует техническим условиям ТУ24-4-448-75, призван годным для эксплуатации. дд.мм.гггг ЛРЗ <***> проведен капитальный ремонт КР-1 тепловоза.

 В соответствии с п. 1.4.4 Технических условий ТУ24-4-448-75, Указания МПС СССР № ЦТЛ-32 от 24 января 1991 года назначенный срок службы тепловоза до списания составляет 15 лет.

 Обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц обусловлено тем, эксплуатация локомотива ТГМ23Б №*** по истечении его срока службы представляет опасность для жизни, здоровья работников ОАО «Свет», работников ОАО «<***>», обслуживающих железнодорожные пути необщего пользования станции <***>, по которым осуществляется движения указанного локомотива, владельцев транспортных средств и пешеходов, пересекающих железнодорожные переезды, расположенные на подъездном пути ответчика, и может причинить вред имуществу как самого предприятия, так и 3-х лиц, индивидуализировать которых невозможно, или окружающей среде.

 Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359, все виды тепловозов относятся к подгруппе "Локомотивы и рельсовый подвижной состав» группы «Средства транспортные железнодорожные" раздела "Средства транспортные".

 Из Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО «Свет», примыкающего к станции <***> <***> железной дороги – филиала ОАО «<***>», утвержденной дд.мм.гггг генеральным директором ОАО «Свет» следует:

 Подъездной путь ОАО «Свет» состоит из железнодорожных путей №***, находящихся на балансе <***> дистанции пути, и железнодорожных путей №***, участка пути №***, находящихся на балансе ответчика (п. 1.1 Инструкции).

 Подача и уборка вагонов на указанный подъездной путь производится силами ОАО «<***>», а маневровая работа на подъездном пути - локомотивом и бригадой ОАО «Свет» (п. 1.2 Инструкции).

 Для предотвращения ухода подвижного состава с подъездного пути на приемо-отправочные пути станции <***> (пути общего пользования) на подъездном пути ОАО «Свет» имеется сбрасывающий башмак (п. 1.4 Инструкции).

 На указанном подъездном пути имеются 5 железнодорожных переездов (п. 1.5 Инструкции).

 Таким образом, тепловоз ТГМ23Б №*** относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, поскольку предназначен для обеспечения потребностей юридического лица ОАО «Свет» в работах (услугах) в местах необщего пользования, принадлежащих ответчику и ОАО «<***>», для собственных нужд, а также относится к понятию железнодорожный подвижной состав.

 В связи с тем, что индивидуализировать физических и юридических лиц, жизни, здоровью, имуществу которых может быть причинен вред в результате эксплуатации тепловоза, установить невозможно, исковое заявление Удмуртским транспортным прокурором подано в защиту неопределенного круга лиц с соблюдением требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

 В соответствии с п. 4.6 ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 15 ноября 1989 года N 3375 и восстановленным в применении с 01 декабря 2012 года приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года N 1843-ст "О приостановлении применения национального стандарта и восстановлении применения на территории Российской Федерации межгосударственного стандарта" в качестве национального стандарта РФ, под сроком службы понимается календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. Предельным состоянием объекта является такое состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно (п. 2.5 ГОСТ 27.002-89).

 Согласно п. 5.4.1 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» исполнение государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 Порядок продления срока службы подвижного состава определен Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 декабря 2006 года N 170. В соответствии с ним принятие решения по государственной функции происходит в следующем порядке:

 - Собственник подвижного состава или технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, на основании согласованного с Федеральным агентством железнодорожного транспорта заявления рассматривает возможность проведения работ по продлению сроков службы подвижного состава или технических средств в экспертной организации, имеющей Свидетельство на право проведения работ по техническому диагностированию подвижного состава или технических средств, используемых на железнодорожном транспорте (далее - Экспертная организация) (п. 28).

 - После оформления Экспертной организацией заключения экспертизы о возможности дальнейшей эксплуатации подвижного состава или технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направляется на согласование техническое решение о продлении сроков службы подвижного состава или технических средств. (п. 29).

 Указанные нормативные акты являются обязательными на территории Российской Федерации организационно-правовыми мерами обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и направлены на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц в результате эксплуатации подвижного состава с истекшим сроком службы.

 В судебном заседании установлено, что ответчиком были предприняты меры по продлению срока службы тепловоза модели ТГМ23Б, зав. №***, дд.мм.гггг выпуска, а именно:

 - дд.мм.гггг ОАО «Свет» заключило с ООО ИКЦ ЭТБ «<***>» договор №*** о проведении испытаний неразрущающими видами сварных соединений рамы тепловоза ТГ23. В результате проведения испытаний были обнаружены незначительные дефекты.

 - Актом от дд.мм.гггг проведения анализа технической документации, условий использования и обследования технического состояния маневрового тепловоза модели ТГМ23Б, зав. №***, дд.мм.гггг выпуска, утвержденного техническим директором ОАО «Свет», установлено, что в целом техническое состояние тепловоза – удовлетворительное. В целях продления нормативного срока его службы комиссия посчитала, что на тепловозе необходимо провести покрасочные работы кабины и капотов, провести сторонней организацией экспертное обследование несущей рамы тепловоза с последующим ремонтом.

 - С целью выполнения акта от дд.мм.гггг ОАО «Свет» заключило с ООО ИКЦ ЭТБ «<***>» договор №*** дд.мм.гггг.

 - Техническим решением ОАО «Свет» №*** от дд.мм.гггг срок службы тепловоза ТГМ23Б №*** был продлен на 10 лет.

 Представители ответчика в обоснование такого порядка продления срока службы приводят нормы Положения П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы", утвержденного в г. Вильнюсе 21 октября 2010 года на 53-ем заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.

 Из анализа приказа Минтранса РФ от 27 декабря 2006 года N 170 и Положения П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" следует, что тепловоз ТГМ23Б №*** подпадает под объекты продления срока службы указанных актов.

 В соответствии с Положением П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" оно носит рекомендательный характер для использования другими собственниками локомотивов, кроме администраций железных дорог государств-участников Содружества, филиалов и иных структурных подразделений.

 В соответствии с п. 3.3., 3.4 Положения П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" возможность продления назначенного срока службы объекта продления назначенного срока службы определяют наличием у него остаточного ресурса. Наличие остаточного ресурса у базовых частей локомотивов с истекшим назначенным сроком службы устанавливают по результатам проведенных научно-исследовательских работ. Необходимость проведения и объем научно-исследовательских работ определяет экспертная организация.

 Экспертной организацией в соответствии с п. 2.18 Положения П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" является технически компетентная организация, которой выдано свидетельство на право проведения работ по определению наличия остаточного ресурса и разработке методики обследования для объекта продления назначенного срока службы, имеющая опыт не менее 10 лет в научно-исследовательской деятельности (в области исследования динамико-прочностных качеств подвижного состава железнодорожного транспорта), разработке нормативной, технической и методической документации и испытаниях тягового подвижного состава железных дорог, обладающая комплектом нормативно-технической документации, имеющая аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений, также аккредитацию национального или международного органа аккредитации на техническую компетентность в области исследований и оценки соответствия подвижного состава.

 П. 4.2 Положения П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы" регулирует процедуру индивидуального продления назначенного срока службы локомотива, которая включает следующие действия:

 Заявитель предоставляет экспертной организации Заявку на продление назначенного срока службы по форме, установленной в Приложении В.

 Железнодорожная администрация или собственник локомотива заключает договор с экспертной организацией на проведение обследования технического состояния базовых частей локомотива.

 По результатам обследования технического состояния базовых частей локомотива а также, при необходимости, выполнения научно-исследовательских работ, экспертная организация подготавливает Техническое решение о продлении назначенного срока службы единицы локомотива данной серии по форме Приложения Г, согласовывает его с железнодорожной администрацией функционального заказчика.

 Техническое решение разрабатывают и реализуют на каждом локомотиве данной серии с проведением контроля его технического состояния.

 Экспертная организация направляет оригинал Технического решения в адрес железнодорожной администрации и собственнику локомотива.

 Работы по реализации Технического решения могут совмещаться с плановыми ремонтами видов ТР-2, ТР-3, СР, КР.

 Техническое решение вступает в силу с момента его утверждения с соответствующей регистрацией в паспорте локомотива.

 Копии Технического решения и Акта о проведении работ по продлению срока службы должны храниться на ремонтном предприятии до истечения дополнительного срока службы локомотива.

 Отсчет дополнительного срока службы локомотива проводят с момента утверждения Технического решения с соответствующей записью в паспорте локомотива.

 В соответствии с Приложением 1к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтранса РФ от 27 декабря 2006 года N 170, железнодорожной администрацией для продления срока службы тепловоза ТГМ23Б №*** является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

 На сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ в свободном доступе утвержден перечень экспертных организаций, представленных российской железнодорожной администрацией, имеющих право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления сроков службы тягового подвижного состава. Данные организации имеют свидетельства на право проведения работ по техническому диагностированию подвижного состава или технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, в соответствии с приказом Минтранса РФ от 27 декабря 2006 года N 170, имеют аккредитацию национального органа на техническую компетентность в области исследований и оценки соответствия подвижного состава в соответствии с Положением П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы".

 ООО ИКЦ ЭТБ «<***>», с которым были заключены договоры ОАО «Свет» с целью продления срока службы тепловоза, к указанным экспертным организациям не относится.

 Техническое решение ОАО «Свет» также не может быть принято судом, поскольку согласовано не с железнодорожной администрацией, а с техническим директором ОАО «Свет» К.А.С.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что проведенная ответчиком процедура по продлению срока службы тепловоза не соответствует ни Административному регламенту Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденному приказом Минтранса РФ от 27 декабря 2006 года N 170, ни Положению П.15.01-2009. "Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы", утвержденного в г. Вильнюсе 21 октября 2010 года на 53-ем заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.

 Срок службы тепловоза ТГМ23Б №*** закончился в дд.мм.гггг. В связи с нарушением процедуры продления срока службы тепловоз считается достигшим своего предельного состояния, экспертной организацией не установлено, что дальнейшая эксплуатация объекта допустима или целесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния возможно или целесообразно.

 С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что эксплуатация тепловоза ТГМ23Б №*** с истекшим сроком службы не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

 Следовательно, эксплуатация тепловоза ТГМ23Б №*** должна быть запрещена. Для возобновления его эксплуатации ответчику необходимо получить техническое решение у экспертной организации, представленной российской железнодорожной администрацией, имеющей право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления сроков службы тягового подвижного состава, и согласовать с Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 Таким образом, исковые требования Удмуртского транспортного прокурора к ОАО «Свет» о запрете эксплуатации тепловоза ТГМ23Б №*** до выдачи предприятию технического решения о продлении срока службы указанного тепловоза, согласованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

 Исковые требования Удмуртского транспортного прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Свет» о запрете эксплуатации тепловоза удовлетворить.

 Запретить открытому акционерному обществу «Свет» эксплуатацию тепловоза ТГМ23Б №*** до выдачи предприятию технического решения о продлении срока службы указанного тепловоза, согласованного Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

 Взыскать с открытого акционерного общества «Свет» в доход муниципального образования «<***>» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы в Можгинский районный суд.

 Мотивированное решение составлено 24 марта 2014 года.

 Председательствующий судья А.А. Шуравин