ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/15 от 05.03.2015 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело №2-212/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2015 года. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Петряшевой Н.В.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Администрации города Новошахтинска ФИО2, действующего на основании доверенности от ........хххххх,

представителя 3-го лица Управления образования Администрации города Новошахтинска ФИО3, действующей на основании доверенности от ........хххххх,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Новошахтинска о признании права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, 3-и лица: Управление образования Администрации г. Новошахтинска, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просит признать ее право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование своих требований истец указала, что она, ФИО1, ........ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что в возрасте до 18 лет умерли ее родители: мама - К.В.П., умерла ........, отец - К.П.А., умер ......... Пунктом 2 постановления Мэра города Новошахтинска от ........хххххх «Об определении несовершеннолетней ФИО1 в государственное учреждение» за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: город Новошахтинск, ул. <адрес>, дом хххххх, с дальнейшим оформлением наследного права. Дом по вышеуказанному адресу принадлежал ее матери К.В.П. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ........, данный факт являлся причиной отказа для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В 2007 году она приглашала техника МП БТИ г.Новошахтинска, который составил акт и зафиксировал факт сноса строений на земельном участке по данному адресу. С актом МП БТИ о полном сносе строений она обратилась в отдел образования Администрации города с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В отделе опеки ей объяснили, что на основании действующего законодательства ее не могут признать нуждающейся, т.к. за ней закреплено жилье принадлежащее ее умершей матери, хотя его фактически нет, ей необходимо вступить в наследство, а затем признать дом непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу". Она считала не целесообразным вступление в наследство на несуществующее домовладение и обращалась в отдел опеки в 2010 - 2012 годах, но получала отказ в постановке на квартирный учет на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действовавшего в ред. Федерального закона от 22.08.2004 .№ 122-ФЗ

, в соответствии со ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а так же постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 № 384 «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)». В соответствии с вышеуказанным постановлением дети, родители которых являются (со) собственниками жилья не имеют права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Вместе с тем, с 1 января 2013 года в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, которые регламентированы Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исключил формулировку «закреплённое жилое помещение» и прописал причины, по которым право на предоставление жилья получают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вселение которых в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). В контексте данной нормы достижение лицом возраста 23 лет не ограничивает его право на обращение за предоставлением жилого помещения. На основании этого Управление образования внесло изменение от 07.11.2014 № 1368 «О внесении изменения в постановление Мэра города от 19.05.2006 № 596», в котором был отменен пункт 2. Она обратилась в Администрацию города с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 21.11.2014 получила отказ.В настоящее время она и ее несовершеннолетние дети собственного жилья не имеют, о чем свидетельствуют справки МП БТИ и ЕГРП, она вынуждена снимать жилье, т.к. по адресу: г. Новошахтинск, ул. <адрес>, в котором она имеет постоянную регистрацию, фактически нет жилого дома.На основании выше изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.149 СК РФ, ст.121 СК РФ, ст. ст. 92, 98.1, 103, 109.1 Жилищного кодекса, просит исковые требования удовлетворить.

Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что она не знала о том, что при отказе нужно было обратиться в суд, так как ей разъяснения давали лица, которые непосредственно занимаются данным вопросом. Она неоднократно вызывала БТИ и обращалась в орган опеки и попечительства по данному вопросу, так как дома, который был за ней закреплен, не было еще при жизни её матери, поскольку он сгорел и они жили на квартире у двоюродного брата. Она окончила 8 классов, перешла учиться в ПУ №58, пыталась разыскать отца. Жила все это время после смерти матери у её знакомого, с которым мама вместе работала. В государственное учреждение её никто не оформлял. В настоящее время этот человек умер, завещания он не оставлял. Она с детьми продолжает проживать в этом доме, он требует ремонта. Но заключить какие-либо договоры она не имеет возможности в связи с отсутствием права на него. Просит исковые требования удовлетворить, так как данная ситуация возникла непосредственно по вине ответчика, которые при её обращениях не принял надлежащих мер по защите её прав и необоснованно закрепил за ней жилое помещение, которое на момент его закрепления фактически отсутствовало. Ей разъяснили её право обратиться в суд с данным заявлением уже после принятия постановления об отмене п.2 о закреплении за ней жилого помещения, т.е. в ноябре 2014 года, после чего она сразу же обратилась в суд. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Новошахтинска ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном просил вынести решение на усмотрение суда, поскольку считает уважительной причину пропуска истицей срока на обращение о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем. Самостоятельно Администрация города поставить истца на жилищный учет по данной категории возможности не имеет, только по единственной причине, поскольку на момент обращения истицы о постановке на учет в Администрацию г.Новошахтинска, возраст ее превышал 23 года, данный вопрос может быть решен только в судебном порядке. Он не отрицает того, что возможно истец и обращалась в жилищный отдел по поводу постановки её на учет по данной категории, однако регистрация устных обращений специалистами не ведется. Письменных обращений не было.

Представитель 3-го лица Управления образования Администрации города Новошахтинска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, а также подтвердила факт сбора истцом документов и неоднократное её обращение за консультацией по поводу постановки её на учет как в орган опеки и попечительства, так и в жилищный отдел Администрации города Новошахтинска, однако ей давали устные разъяснения об отсутствии у неё данного права со ссылкой на положения п. 2 постановления о закреплении за ней жилья. После внесения изменений в законодательство данный пункт постановления был отменен, и ей разъяснено было право обратиться как в Администрацию города, так и в суд по поводу постановки её на жилищный учет по данному основанию, поскольку её возраст на данный момент превысил 23 года.

Представитель 3-го лица Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в письменных возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, в связи с тем, что последняя достигла совершеннолетия в 2006 году, и с этого момента должна была самостоятельно защищать свои права, т.е. с этого момента она должна была самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган для постановки ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица имела закрепленное жилое помещение, принадлежащее ее матери, однако не предприняла действий, необходимых для признания его непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».Обоснование уважительности причин и обстоятельств того, что ФИО1 после достижения совершеннолетия совершеннолетия до 23 лет не предприняты необходимые действия по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в заявлении не указаны. Данное обстоятельство указывается в качестве одного из необходимых при рассмотрении дел о восстановлении срока постановки на учет в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013.При этом, по их мнению, необходимо учитывать, что законодатель специально установил исключение из общего правила и установил повышенный возраст для реализации своего права для граждан указанной категории, которое они могут реализовать самостоятельно с 18 до 23 лет в случае, если данное право не было реализовано в отношении них опекунами и попечителями, образовательными организациями, исполняющими соответствующие полномочия, до достижения ими совершеннолетия.Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1996 .№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.Таким образом полагают, что в настоящее время ФИО4 не имеет статуса лица, оставшегося без попечения родителей, что не мешает ей реализовать право на обеспечение жилым помещением в общем порядке в соответствии с Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 № 363-3C «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель 3-го лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки, а также возражений по делу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, представителя 3-го лица, обозрев материалы учетного дела, журналы приема граждан органом опеки и попечительства за 2009-2011 годы, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 (с последующими изменениями) настоящее Положение определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Аналогичные нормы были предусмотрены и ранее действовавшим Положением "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 384.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 01.01.2013 года вступили в действие изменения в ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996, согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 <SPAN class="isl">№15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 за № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499- ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениям лиц названной категории (статья 1).

В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области № 539 от 25.06.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» (в редакции от 07.03.2013), определен порядок предоставления жилых помещений вышеуказанной категории лиц по договорам найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен пресекательный срок для признания гражданина лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством) из их числа, нуждающимся в государственной защите, в возрасте от 18 до 23 лет.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, согласно которым до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Однако Верховный Суд РФ указал, что вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды обязаны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды обоснованно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что постановлением Мэра г. Новошахтинска от ........ххххххФИО1, ........ года рождения, в связи с тем, что её отец К.П.А. умер ........, а мать К.В.П. умерла ........, она была определена в государственное учреждение. На государственного опекуна возложена обязанность сохранить право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> за несовершеннолетней ФИО1, с дальнейшим оформлением на неё наследственного права через нотариальную палату. Однако доказательств того, что истец действительно была помещена в государственное учреждение и в какое конкретно суду не представлено. Сама истец данный факт отрицает. Кроме того, что представленных документов следует, что данный дом лишь формально значился на праве собственности за матерью истца, однако на момент смерти последней, в том числе и на момент сохранения за несовершеннолетней права пользования жилым помещением данный жилой дом фактически был разрушен, т.е. отсутствовал, что в том числе подтверждается актом МП БТИ г. Новошахтинска от ......... Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сохранение за истцом права пользования жилым помещением, которое на момент его закрепления отсутствовало, не соответствовало законодательству. Из материалов дела, журналов приема граждан органа опеки и попечительства г. Новошахтинска следует, что истец неоднократно до достижения ею возраста 23 лет обращалась в орган опеки и попечительства за консультациями по поводу обеспечения её жилым помещением и постановки её на учет, поскольку закрепленное за ней жилое помещение отсутствует, однако надлежащие меры по поводу её обращений со стороны как органа опеки и попечительства, так и со стороны Администрации города Новошахтинска приняты не были, ей неоднократно разъяснялось лишь право на оформление наследства на фактически отсутствующее строение, либо на обращение в Межведомственную комиссию для признания отсутствующего (снесенного) дома непригодным для проживания. Меры по восстановлению прав истца были предприняты со стороны вышеуказанных органов только после изменения действующего законодательства и после достижения истцом возраста 23 лет, а именно по инициативе Управления Администрации города Новошахтинска Администрацией города Новошахтинска ........ было принято постановление хххххх «О внесении изменения в постановление Мэра города от ........хххххх», согласно которому п.2 этого постановления был отменен со ссылкой на то, что за ФИО1, ........ года рождения, было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Новошахтинск, ул. <адрес>, д. хххххх, не принадлежащим ей на праве собственности. После чего истцу было разъяснено право на обращение с заявлением в жилищный отдел Администрации города для постановки её на учет по данной категории, а также право на обращение в суд с настоящим иском. Единственным основанием для отказа в постановке её на учет явилось достижение истцом на момент обращения с заявлением возраста 23 лет.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что несвоевременность постановки истца на жилищный учет вызвана уважительными причинами, в связи с чем полагает необходимым требования истца удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО1, ........ года рождения, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено 10.03.2015.