ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/17 от 15.11.2018 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело №2-59/2018Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2018 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

с участием представителей ответчика К, БО, Б1 помощника прокурора г. Кызыла Ооржак А.М.,

УСТАНОВИЛ:

Ч обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование указав, что он являлся государственным гражданским служащим и осуществлял свою деятельность в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, на должность <данные изъяты> назначен Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной службы в связи с утратой доверия к гражданскому служащему на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" на основании заключения по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которому его рекомендовали уволить с должности за утрату доверия в связи с предоставлением заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ. Увольнение считает незаконным и необоснованным, поскольку в Постановлении Правительства Республики Тыва отсутствует дата увольнения, а дата издания не может её заменить, в указанном Постановлении не приведены основания увольнения. В оспариваемом заключении по результатам служебной проверки было указано, что он не задекларировал доходы за ДД.ММ.ГГГГ в виде 1000000 рублей, полученные якобы им в качестве взятки, однако данный факт приговором суда не установлен, денежных средств он не получал, следовательно, обязанности по их декларированию у него не возникло.

В соответствии со ст.394 Трудового кодекса РФ работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на работе. Незаконным увольнением ему причинены нравственные страдания, была подорвана его деловая репутация, нравственные страдания он оценивает в 1000000 рублей, которые необходимо взыскать с казны Республики Тыва, поскольку незаконное освобождение от должности было произведено Правительством Республики Тыва. Просит признать незаконными увольнение, Постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить его на работе в должности <данные изъяты>, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, взыскать судебные расходы в размере 5000 рублей.

Определение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов было приостановлено до разрешения судом уголовного дела по обвинению Ч в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.

Определение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу возобновлено.

В судебное заседание истец Ч не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ему разъяснена ст.48 ГПК РФ о том, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, заявлений и ходатайств от Ч, в том числе об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не поступило.

Представитель истца-адвокат А в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представители ответчиков К, БО, Б1 действующие по доверенности, иск не признали, пояснив, что увольнение произведено на законных основаниях, факт получения истцом взятки в размере 1000000 рублей установлен приговором суда, вступившим в законную силу, служебная проверка проведена в соответствии с нормами действовавшего законодательства на момент увольнения истца, порядок увольнения ответчиком не нарушен. Просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

В соответствии со ст. 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).

При применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).

Взыскания, предусмотренные ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3).

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГЧ принят на государственную гражданскую службу в порядке перевода на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГЧ назначен на должность <данные изъяты>.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проверке в отношении Ч, в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, и государственными гражданскими служащими Республики Тыва требований к служебному поведению, утвержденного Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ указано, провести проверку в отношении Ч<данные изъяты> в части исполнения им обязанностей государственного служащего, установленных в целях противодействия коррупции.

Из представления СУ СК России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, направленного <данные изъяты> следует, что СУ СК по Республике Тыва возбуждено и расследуется уголовное дело по обвинению Ч в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> РФ, предложено рассмотреть представление и принять соответствующие меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, способствующих совершению нарушений закона, рассмотреть вопрос об увольнении <данные изъяты>Ч в связи с утратой доверия в соответствии со ст.59.2 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе».

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести проверку в отношении <данные изъяты>Ч в части исполнения им обязанностей государственного служащего, установленных в целях противодействия коррупции; назначить рабочую группу по проведению проверки из числа сотрудников Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва, указанное распоряжение получено Ч. ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГЧ направлено уведомление о назначении проверки в отношении него и ДД.ММ.ГГГГ уведомление о предоставлении объяснений по факту представления им в ДД.ММ.ГГГГ в кадровое <данные изъяты> недостоверных сведений о своих доходах, где не указаны денежные средства в сумме 1000000 рублей, полученные в конце ДД.ММ.ГГГГ.

На исх. от ДД.ММ.ГГГГЧДД.ММ.ГГГГ представлено объяснение о том, что 1000000 рублей в ДД.ММ.ГГГГ он не получал и следовательно декларировать их у него не было оснований.

Из заключения по материалам служебной проверки, утвержденного заместителем <данные изъяты>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ч являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва представил в кадровое <данные изъяты> заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ. В справке о доходах им не были указаны денежные средства на сумму 1000000 рублей, полученные им ДД.ММ.ГГГГ через посредников от директора ООО «<данные изъяты> в качестве взятки. В ходе настоящей проверки стало известно о непредставлении Ч сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанные сведения были им представлены только ДД.ММ.ГГГГ Рекомендовано представителю нанимателя уволить <данные изъяты>Ч в связи с утратой доверия по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.59.2 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе».

Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГЧ освобожден от занимаемой должности заместителя руководителя <данные изъяты> в связи с утратой доверия по основанию, установленному п. п. 1.1. ч. 1 ст. 37 и п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Приговором Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГЧ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ <данные изъяты> и ему назначено наказание <данные изъяты> Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием увольнения явилось заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Ч которой установлено, что Ч, являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва представил в кадровое <данные изъяты> заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ В справке о доходах им не были указаны денежные средства на сумму 1000000 рублей, полученные им ДД.ММ.ГГГГ через посредников от директора ООО <данные изъяты> в качестве взятки, указанный факт установлен вступившим в законную силу приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Должность <данные изъяты> замещаемая Ч включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N .

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1858-О, процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, предусмотренные указанными выше положениями Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, а также положениями нормативных актов, регулирующих порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых государственными служащими, порядок создания и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, направлены создание таких условий, при которых все обстоятельства допущенного гражданским служащим (лицом, поступающим на гражданскую службу) нарушения, устанавливаются до и для принятия решения о выборе меры дисциплинарного взыскания, соразмерной допущенному нарушению и обеспечивающей достижение цели соответствующего правового регулирования - предотвращение и преодоление коррупции, обусловленное спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.

Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе "О противодействии коррупции" названо установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.

Установив, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона закрепил порядок применения этого взыскания.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным Постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (в связи с представлением истцом заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах и расходах), исходил из того, что обязанности, предусмотренные ст. ст. 59.2, 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ ответчиком соблюдены, в том числе, в части учета характера совершенного истцом нарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения истцом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения истцом должностных обязанностей.

Ссылка истца в исковом заявлении на факт отсутствия в оспариваемом Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ даты его увольнения, не является основанием для признания незаконным его увольнения, поскольку в трудовой книжке Ч серии дата увольнения истца указана, как ДД.ММ.ГГГГ, что совпадает с датой вынесения Постановления об освобождении Ч от занимаемой должности и увольнении.

При таких обстоятельствах, поскольку имелись основания для увольнения и учитывая, что порядок проведения проверки и порядок увольнения истца не нарушен ответчиком, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 22 ноября 2018 года (с учетом выходных дней 17, 18 ноября 2018).

Судья Е.Н.Боломожнова