Дело №2-59/2018Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
с участием представителей ответчика К, БО, Б1 помощника прокурора г. Кызыла Ооржак А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Ч обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование указав, что он являлся государственным гражданским служащим и осуществлял свою деятельность в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, на должность <данные изъяты> назначен Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной службы в связи с утратой доверия к гражданскому служащему на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" на основании заключения по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которому его рекомендовали уволить с должности за утрату доверия в связи с предоставлением заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ. Увольнение считает незаконным и необоснованным, поскольку в Постановлении Правительства Республики Тыва отсутствует дата увольнения, а дата издания не может её заменить, в указанном Постановлении не приведены основания увольнения. В оспариваемом заключении по результатам служебной проверки было указано, что он не задекларировал доходы за ДД.ММ.ГГГГ в виде 1000000 рублей, полученные якобы им в качестве взятки, однако данный факт приговором суда не установлен, денежных средств он не получал, следовательно, обязанности по их декларированию у него не возникло.
В соответствии со ст.394 Трудового кодекса РФ работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на работе. Незаконным увольнением ему причинены нравственные страдания, была подорвана его деловая репутация, нравственные страдания он оценивает в 1000000 рублей, которые необходимо взыскать с казны Республики Тыва, поскольку незаконное освобождение от должности было произведено Правительством Республики Тыва. Просит признать незаконными увольнение, Постановление Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить его на работе в должности <данные изъяты>, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, взыскать судебные расходы в размере 5000 рублей.
Определение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов было приостановлено до разрешения судом уголовного дела по обвинению Ч в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.
Определение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу возобновлено.
В судебное заседание истец Ч не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ему разъяснена ст.48 ГПК РФ о том, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, заявлений и ходатайств от Ч, в том числе об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не поступило.
Представитель истца-адвокат А в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представители ответчиков К, БО, Б1 действующие по доверенности, иск не признали, пояснив, что увольнение произведено на законных основаниях, факт получения истцом взятки в размере 1000000 рублей установлен приговором суда, вступившим в законную силу, служебная проверка проведена в соответствии с нормами действовавшего законодательства на момент увольнения истца, порядок увольнения ответчиком не нарушен. Просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии со ст. 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).
При применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).
Взыскания, предусмотренные ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3).
Приказом <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГЧ принят на государственную гражданскую службу в порядке перевода на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГЧ назначен на должность <данные изъяты>.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о проверке в отношении Ч, в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, и государственными гражданскими служащими Республики Тыва требований к служебному поведению, утвержденного Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, провести проверку в отношении Ч<данные изъяты> в части исполнения им обязанностей государственного служащего, установленных в целях противодействия коррупции.
Из представления СУ СК России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, направленного <данные изъяты> следует, что СУ СК по Республике Тыва возбуждено и расследуется уголовное дело по обвинению Ч в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> РФ, предложено рассмотреть представление и принять соответствующие меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, способствующих совершению нарушений закона, рассмотреть вопрос об увольнении <данные изъяты>Ч в связи с утратой доверия в соответствии со ст.59.2 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе».
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести проверку в отношении <данные изъяты>Ч в части исполнения им обязанностей государственного служащего, установленных в целях противодействия коррупции; назначить рабочую группу по проведению проверки из числа сотрудников Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва, указанное распоряжение получено Ч. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГЧ направлено уведомление о назначении проверки в отношении него и ДД.ММ.ГГГГ уведомление о предоставлении объяснений по факту представления им в ДД.ММ.ГГГГ в кадровое <данные изъяты> недостоверных сведений о своих доходах, где не указаны денежные средства в сумме 1000000 рублей, полученные в конце ДД.ММ.ГГГГ.
На исх. № от ДД.ММ.ГГГГЧДД.ММ.ГГГГ представлено объяснение о том, что 1000000 рублей в ДД.ММ.ГГГГ он не получал и следовательно декларировать их у него не было оснований.
Из заключения по материалам служебной проверки, утвержденного заместителем <данные изъяты>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ч являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва представил в кадровое <данные изъяты> заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ. В справке о доходах им не были указаны денежные средства на сумму 1000000 рублей, полученные им ДД.ММ.ГГГГ через посредников от директора ООО «<данные изъяты> в качестве взятки. В ходе настоящей проверки стало известно о непредставлении Ч сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанные сведения были им представлены только ДД.ММ.ГГГГ Рекомендовано представителю нанимателя уволить <данные изъяты>Ч в связи с утратой доверия по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.59.2 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе».
Постановлением <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГЧ освобожден от занимаемой должности заместителя руководителя <данные изъяты> в связи с утратой доверия по основанию, установленному п. п. 1.1. ч. 1 ст. 37 и п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приговором Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГЧ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ <данные изъяты> и ему назначено наказание <данные изъяты> Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием увольнения явилось заключение по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Ч которой установлено, что Ч, являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва представил в кадровое <данные изъяты> заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах за ДД.ММ.ГГГГ В справке о доходах им не были указаны денежные средства на сумму 1000000 рублей, полученные им ДД.ММ.ГГГГ через посредников от директора ООО <данные изъяты> в качестве взятки, указанный факт установлен вступившим в законную силу приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Должность <данные изъяты> замещаемая Ч включена в Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1858-О, процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, предусмотренные указанными выше положениями Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, а также положениями нормативных актов, регулирующих порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых государственными служащими, порядок создания и работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, направлены создание таких условий, при которых все обстоятельства допущенного гражданским служащим (лицом, поступающим на гражданскую службу) нарушения, устанавливаются до и для принятия решения о выборе меры дисциплинарного взыскания, соразмерной допущенному нарушению и обеспечивающей достижение цели соответствующего правового регулирования - предотвращение и преодоление коррупции, обусловленное спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе "О противодействии коррупции" названо установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.
Установив, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона закрепил порядок применения этого взыскания.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (в связи с представлением истцом заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах и расходах), исходил из того, что обязанности, предусмотренные ст. ст. 59.2, 59.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ ответчиком соблюдены, в том числе, в части учета характера совершенного истцом нарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения истцом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующих результатов исполнения истцом должностных обязанностей.
Ссылка истца в исковом заявлении на факт отсутствия в оспариваемом Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ даты его увольнения, не является основанием для признания незаконным его увольнения, поскольку в трудовой книжке Ч серии №№ дата увольнения истца указана, как ДД.ММ.ГГГГ, что совпадает с датой вынесения Постановления об освобождении Ч от занимаемой должности и увольнении.
При таких обстоятельствах, поскольку имелись основания для увольнения и учитывая, что порядок проведения проверки и порядок увольнения истца не нарушен ответчиком, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Ч к Правительству Республики Тыва, Службе по финансово - бюджетному надзору Республики Тыва, Казне Республики Тыва в лице финансового органа – Министерства Финансов Республики Тыва о признании незаконными увольнения, Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 22 ноября 2018 года (с учетом выходных дней 17, 18 ноября 2018).
Судья Е.Н.Боломожнова