ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/18 от 12.12.2018 Тернейского районного суда (Приморский край)

Дело № 2 -212/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Терней 12 декабря 2018 г.

Тернейский районный суд Приморского края РФ в составе председательствующего судьи Власовой Ю.В., при секретаре Елсуковой В.С.,

с участием представителя Департамента труда и социального развития Приморского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению истца ФИО2 к Администрации городского поселения ФИО4 муниципального района о признании пострадавшим в результате ЧС в связи с утратой урожая, признании права на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, обязании включения в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с утратой урожая,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения Светлое, в котором просил признать его пострадавшим в результате ЧС природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края в сентябре 2018г.; признать за ним право на получение разовой материальной помощи за счет средств финансового резерва для ликвидации ЧС на территории Приморского края в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, расположенном в границах территории городского поселения Светлое; обязать администрацию городского поселения Светлое включить истца в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая. В обоснование заявленных требований истец указал, что зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными проливными дождями на территории Тернейского района Приморского края с 04-05 сентября 2018 года, пострадал и был затоплен придомовый земельный участок, утрачен урожай на придомовом земельном участке. Истцом было подано заявление в администрацию городского поселения Светлое о включении её в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном учатке, расположенном в границах территории городского поселения Светлое, так как придомовой земельный участок по месту его жительства был затоплен, в следствии поднятия воды в ключе протекающем вблизи участка. Факт затопления придомового участка подтверждается справкой, выданной начальником ЛЗП «Светлая». Однако, в связи с отсутствием на дату введения решением Губернатора Приморского края режима ЧС регионального характера, расположенном на территории городского поселения Светлое в границах зоны ЧС, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края в сентябре 2018г., и не внесением администрацией городского поселения Светлое адреса места росположения дома в котором проживает истец в зону ЧС, ФИО5 не была признана пострадавшей в результате ЧС и включена в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. В связи с чем, считая, что нарушены ее права, обратилась с вышеизложенным иском в суд.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен в установленном законом порядке, уважительности причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель ответчика администрации городского поселения Светлое в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, уважительности причин неявки суду не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Представитель третьего лица Департамент труда и социального развития Приморского края ФИО1 в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда. Пояснив, что право на разовые материальные выплаты имеют только лица, зарегистрированные в домах и жилых помещениях, расположенных в зонах локализации ЧС. Придомовой земельный участок истца ФИО2 обследовался комиссионно, однако, жилое помещение, в котором проживает истец, в зону локализации ЧС не было включено. Зоны затопления определялись администрацией городского поселения Светлое. Администрация Тернейского муниципального района не согласовала вопрос о расширении зон затопления пос. Светлая.

Представители Администрации Приморского края и Департамента гражданской защиты Приморского края в судебное заседания не явились, о дате, времени и месте рассмотрения искового заявления извещены в установленном законом порядке, представили письменный отзыв относительно заявленных требований, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.

В письменных возражениях, представленных Администрацией Приморского края указано, что истцом не доказан факт постоянного проживания истца именно по заявленному в иске адресу, равно как и не доказан факт утраты урожая на земельном участке. Кроме того, Администрация Приморского края считает себя ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что требования в исковом заявлении к Администрации Приморского края отсутствуют.

В письменных возражениях, представленных Департаментом гражданской защиты Приморского края указано, что границы ЧС на территории Тернейского муниципального района Приморского края с определением зон затопления населенных пунктов утверждены постановлением Администрации Тернейского муниципального района от 14.09.2018г. № 493/1. Согласно приложению к указанному постановлению, дом по адресу: <адрес> данные границы не входит.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд, признав причины неявки участников процесса неуважительными, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав представителя третьего лица ФИО1, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства(администрации) данных субъектов.

В соответствии с п. "л" ч.1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 N 223-па (ред. от 04.09.2018) утверждено «Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края". В силу п.1.1 указанного Положения, Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края (далее соответственно - финансовый резерв, резерв материальных ресурсов, резервы, чрезвычайная ситуация) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств резервов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания пунктоввременного проживания и питания пострадавших граждан, оказания пострадавшим гражданам разовой материальной помощи, проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, проведения аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах, оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также в целях экстренного привлечения необходимых средств резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и (или) муниципального характера в случаях, определенных указанным Положением.

Согласно п.6.2 указанного Положения, средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий, в том числе и оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера при недостаточности собственных средств муниципального образования для ее ликвидации средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение мероприятий, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "д" пункта 6.2 настоящего Положения, а также оказания гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения чрезвычайной ситуации муниципального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первом этаже многоквартирного дома, расположенные на территории муниципального образования в границах зоны чрезвычайной ситуации, разовой материальной помощи в размере 10,0 тыс. рублей в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру), и для оплаты услуг почтовой связи за доставку разовой материальной помощи. Разовая материальная помощь выплачивается пострадавшему гражданину один раз, вне зависимости от возможного перерастания чрезвычайной ситуации муниципального характера в чрезвычайную ситуацию межмуниципального или регионального характера.

Списки пострадавших граждан, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, заверяются подписями руководителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования, руководителя структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования и утверждаются главой (администрации) муниципального образования.

Формирование списка пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, осуществляется в отношении придомового земельного участка на основании:

заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению;

актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований, по форме согласно приложению N 9 к настоящему Положению;

документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, оказавшихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации;

копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки.

На основании постановления Губернатора Приморского края от 27 августа 2018г. № 43-пг, на территории Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Постановлением Губернатора Приморского края от 14 сентября 2018г. № 49-пг внесены изменения в вышеуказанное постановление, которым в зону ЧС включен Тернейский муниципальный район.

Согласно Постановления Администрации Тернейского городского поселения Тернейского муниципального района Приморского края № 177/1 от 05.09.2018г., в связи с сильными осадками в количестве 208мм, выпавшие в ночь с 4 по 5 сентября 2018г. на территории Тернейского городского поселения, введен режим чрезвычайной ситуации на территории Тернейского городского поселения муниципального характера.

Постановлением Администрации городского поселения Светлое № 52 от 09.09.2018г. утвержден список домов и улиц городского поселения Светлое, попавших в зону ЧС природного характера, возникшей с 04 по 05 сентября 2018г.. В силу указанного постановления, в список вошли дома от № 1 по № 22 ул. Молодежная, от № 1 по № 21 по ул. Луговая, от № 22 по № 44 по ул. Школьная, от № 1 по № 10 по ул. Шоссейная, от № 1 по № 18 по ул. Лесная, № 3 по пер. Новый, от № 5 по № 6 по ул. Зеленая, № 1 пер. Кооперативный, № 1 по ул. Заречная, ул. Приморская пос. Светлая Тернейского района. Аналогичный список домов указан и в Постановлении № 493/1 от 14.09.2018г. Администрации Тернейского муниципального района « Об утверждении списков улиц и домов населенных пунктов Тернейского муниципального района, пострадавших в результате ЧС природного характера в 2018г.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, с регистрацией места жительства в Приморском крае по адресу: <адрес> 23 апреля 2015 года (л.д. 9).

Согласно представленной выписки из ЕГРП, ФИО2 является собственником жилого дома, общей площадью 76,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15,16).

Согласно заявлению ФИО2 в адрес Главы администрации городского поселения Светлое, истец просит включить его, проживающего по адресу <адрес> список на оказание разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей – «в связи с утратой урожая на земельном участке» (л.д. 8).

Согласно представленному акту обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации в связи с активным влиянием тайфуна «JEBI» на территорию городского поселения Светлое с 04-05 сентября 2018 года от 13.09.2018 г., комиссией был обследован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в присутствии пострадавшего ФИО2. В ходе обследования было установлена полная утрата урожая: картофель, капуста, лук, чеснок; частичная утрата моркови. (л.д. 24).

Письменным ответом Главы администрации городского поселения Светлое № 289 от 23.10.2018г., ФИО2 отказали во включении в список пострадавших граждан на оказание разовой материальной помощи из резервного фонда Приморского края, поскольку <адрес> не входила в зону ЧС природного характера, возникшей с 04.09.2018г. по 05.09.2018г. (л.д. 10).

Согласно справки предоставленной начальником ЛЗП «Светлая» ФИО3 И.В., в период прохождения тайфуна «Джеби» с 4 по 5 сентября в <адрес> проводились вынужденные спасательные работы по отводу поднявшейся воды в ручье протекающего вдоль сопки и затопившей территорию около жилых домов № 3, 5, 7 по ул. Лазурной, а также ремонт подъездной дороги, ведущей к домам № 1, 2, 3, 5, 7, 9 по ул. Лазурная (л.д. 25).

Каких-либо правоустанавливающих документов на придомовой земельный участок, истцом не представлено.

Жилое помещение, жилой дом, в котором проживает и состоит на регистрационном учете истец ФИО2, в Список домов и улиц городского поселения Светлое, попавших в зону ЧС природного характера, возникшей с 04 по 05 сентября 2018г., утвержденный Постановлением Администрации городского поселения Светлое № 52 от 09.09.2018г., не включен.

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт утраты урожая на придомовом земельном участке по месту жительства истца в сентябре 2018г. комиссией по ликвидации последствий ЧС при администрации городского поселения Светлое устанавливался комиссионно. Однако, обследование придомового участка производилось 13.09.2018 г., после утверждения администрацией городского поселения Светлое, списка улиц и домов городского поселка Светлое, попавших в зону чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате подъема уровня воды в период прохождения тайфуна «Джеби». Жилое помещение, в котором проживает истец, не было включено в зону локализации ЧС на территории Тернейского муниципального района.

Кроме того, при внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 27 августа 2018 г. № 43-пг, на территории Приморского края о введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера и включения Тернейского муниципального района в зону локализации ЧС, был определен объем домов и придомовых территорий, пострадавших в ЧС.

Изложенное исключает возможность признания ФИО2 пострадавшим в результате ЧС в связи с утратой урожая, признания за истцом право на получение государственной поддержки в форме предоставления разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 N 223-па "О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края".

Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных истцом требований о признании пострадавшим в результате ЧС в связи с утратой урожая, признании права на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, обязании включения в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с утратой урожая, отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований истца ФИО2 к Администрации городского поселения ФИО4 муниципального района о признании пострадавшим в результате ЧС в связи с утратой урожая, признании права на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая, обязании включения в список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в связи с утратой урожая, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Тернейский районный суд.

Судья Ю.В. Власова