ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/19 от 14.06.2018 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года п.г.т.Березово

Судья Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО6, при секретаре Исмаиловой Н.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7, ФИО8 к администрации Березовского района, ОАО «Ипотечное агентство Югры», ФИО9 о признании членами семьи,

Установил:

В суд поступил иск ФИО7, ФИО8 к администрации Березовского района, ОАО «Ипотечное агентство Югры», ФИО9 о признании членами семьи. В обоснование иска указали, что ФИО7 с марта 2010 года является участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры». ФИО7 проживает по адресу <адрес> и ей принадлежит на праве собственности в долях вместе с ФИО9 Вместе с ней в квартире проживают ФИО9 (сын), ФИО8 (невестка). ФИО8 вместе с ФИО9 приехала в Саранпауль в декабре 2018 года и стала постоянно проживать вместе с ней и ее сыном общей семьей. Считает, что ФИО8 должна быть признана членом ее семьи, так как она, сын и его жена фактически проживают единой семьей, ведут совместное хозяйство. Признание членом семьи необходимо для участия в подпрограмме.

Истец ФИО7 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила иск удовлетворить по доводам указанным в заявлении.

Истец ФИО8 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила иск удовлетворить по доводам указанным в заявлении.

Ответчик ФИО9 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.

Представитель ответчика администрации Березовского района ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв в котором указала, что администрация Березовского района не является ответчиком по делу, так как не участвует в предоставлении указанной государственной услуги. Предоставление данной государственной услуги производится АО «Ипотечное агентство Югры», отдел федеральных и региональных программ Управления жилищных программ Департамента строительства ХМАО-Югры осуществляет координацию и контроль за предоставлением государственной услуги.

Представитель ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» ФИО2 действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, указала, что АО «Ипотечное агентство Югры» не является уполномоченным органом на признание членом семьи, следовательно, не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что в данном случае устанавливается юридически значимый факт статуса члена семьи в порядке главы 28 ГПК РФ.

Представитель истцов адвокат Суин И.Н., в судебном заседании просил иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, так как ФИО8 с декабря 2018 года проживает совместно с ФИО7, ведут совместное хозяйство, они совместно оплачивают коммунальные услуги, собирают деньги на пропитание.

Судом принято решение о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц, так как они уведомлены о времени месте судебного заседания надлежащим образом, причина неявки их признана неуважительной.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уведомления о постановке на учет для получения субсидии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 с членом семьи ФИО5, ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на регистрационный учет для предоставления субсидии по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа малочисленных народов в ХМАО-Югре» и в соответствии с подпрограммой и Порядком предоставления субсидии на строительство или приобретение жилых помещений утвержденных Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.05.2006 №95-п. Предварительный расчет субсидии в рамках подпрограммы на 1 квартал 2010 года составляет для приобретения жиля в деревянном исполнении <данные изъяты> рубля, в капитальном исполнении – <данные изъяты> рублей. (л.д.15)

Согласно паспорта РФ <данные изъяты> на имя ФИО7 <данные изъяты>

Согласно паспорта РФ <данные изъяты> на имя ФИО8, <данные изъяты>

Согласно паспорта РФ <данные изъяты> на имя ФИО9, <данные изъяты>

Согласно свидетельства о рождении ФИО9 <данные изъяты>

Согласно свидетельства о заключении брака ФИО9 и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ и жене присвоена фамилия ФИО10. (л.д.11)

Согласно свидетельства о праве собственности на квартиру <адрес> ФИО7 и ФИО9 являются собственниками указанной квартиры на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12-14)

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" установлена Подпрограмма 4 "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" в которой п.4.3. указывает, что предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членам их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы. В целях предоставления субсидии участник подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, включенный в Единый список участников подпрограммы, представляет в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, в уполномоченную организацию заявление о ее предоставлении в планируемом финансовом году. Уполномоченная организация на основании Единого списка и поданных заявлений на предоставление субсидии в планируемом финансовом году формирует в течение первых 5 рабочих дней года, следующего за годом представления заявлений о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году, список граждан, изъявивших желание получить субсидию в планируемом финансовом году, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления на получение субсидии и очередности его регистрации в журнале учета.

Согласно раздела 4 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 02.05.2006 N 95-п (ред. от 31.03.2017) "О Порядке реализации и финансирования подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин должен в течение 30 календарных дней с момента возникших изменений представить соответствующие документы, подтверждающие данные изменения, в Организацию. (п.4.8)

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Аналогичная норма признания членом семьи участника подпрограммы была установлена ч.6 ст.13 Закона ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (в настоящее время не действует) согласно которой для участия в настоящей подпрограмме членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя, суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона, исходя из предмета иска, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленных требований, являются обстоятельства, свидетельствующие о ведении общего хозяйства, наличие общего бюджета, имущества для совместного пользования между ФИО7 и ФИО8, ФИО9

Как было установлено в судебном заседании ФИО7, является участником программы обеспечения жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов севера, членом ее семья является ФИО9 (сын), совместно с ними проживает в настоящее время ФИО8 супруга сына участника программы, которая зарегистрирована в жилом помещении с июля 2018 года и не включена как участник и члены семьи участника программы. ФИО4 умер, что подтверждается свидетельством о его смерти. В настоящее время ФИО7, ФИО9 и ФИО8 проживают совместной семьей, ведут совместное хозяйство, что подтверждается пояснениями в своих заявлениях истцов, его представителя, ответчика ФИО9

ФИО8 зарегистрирована в жилом помещении с ФИО7 Пояснения истцов и ответчика, что они ведут совместное хозяйство подтверждаются их пояснениями и не опровергаются сторонами.

Таким образом, суд делает вывод о том, что ФИО8 является членом семьи ФИО7

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО7, ФИО8 к администрации Березовского района, ОАО «Ипотечное агентство Югры», ФИО9 о признании членами семьи удовлетворить.

Признать ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. членом семьи ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в целях участия в подпрограмме 4 "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан" программы "Развитие жилищной сферы" утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ранее действовавшей подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Березовского

районного суда ХМАО-Югры ФИО6