ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/19 от 28.02.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-212/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре Туриловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» об урегулировании разногласий по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, требования обоснованы тем, что он является собственником квартиры в доме по адресу 1, <дата> он обратился в МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» с заявлением о предоставлении заверенной копии договора холодного водоснабжения и водоотведения по многоквартирному дому по адресу 1, а также актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договору, при отсутствии указанных документов, а также случае отсутствия актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности просил сообщить сведения о границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и собственников помещений многоквартирного дома, которой руководствуется организация водопроводно-канализационного хозяйства при определении границы эксплуатационной ответственности по сетям холодного водоснабжения и водоотведения. Письмом от 16 июля 2018 года № 10/3238 МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» сообщило, что основанием для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения по многоквартирному дому № 63 по ул. Свердлова г. Костромы являются фактические сложившиеся договорные отношения, основанные на конклюдентных действиях сторон. Кроме того, в его адрес был направлен подписанный со стороны МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» акт разграничения балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресу: 1, согласно которому границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресу: 1 является: по водопроводным сетям - врезка в колодце СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д = 150 мм, проходящей по ул. Свердлова; по канализационным сетям - колодец СКК на линии канализации Д = 250 мм, проходящей по ул. Свердлова через межведомственные сети канализации. Указанный акт ему предлагалось подписать и вернуть в адрес предприятия. Не согласившись с предлагаемым вариантом определения границ балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства 27.07.2018 г. он направил в МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» разногласия к акту о разграничении балансовой принадлежности, которые просил рассмотреть в течение десяти дней со дня получения. До настоящего времени ответа на представленные разногласия к акту о разграничении балансовой принадлежности не получил. Разногласия, возникшие при определении границ балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям, подлежат урегулированию в судебном порядке в силу ст. 421 ГК РФ, ч.3 ст. 13, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. ст. 426, 548, п. 1 ст. 445 ГК РФ, поскольку условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ). К договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения (статья 19 Правил № 644). На основании статей 21, 26 Правил № 644 существенным условием договора холодного водоснабжения и водоотведения является, в том числе, граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства и граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Таким образом, по смыслу норм права изложенных в ст. 21, 26, 23, 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 г., п. 5,6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит. Таким образом, участок водопроводных сетей Д = 150 мм от врезки в колодец СВК до наружной стены дома по адресу 1, а также участок канализации от колодца СКК на линии канализации Д = 250 мм, проходящей по адресу 1 через межведомственные сети канализации до наружной стены дома по адресу 1 в силу требований закона не относятся к составу общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу 1, в связи с чем границы балансовой принадлежности указанных сетей для абонента должны быть установлены по внешней стене жилого многоквартирного дома по адресу 1.

Истец просит урегулировать разногласия по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, изложить Акт о разграничении балансовой принадлежности в следующей редакции: «границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресу: 1 является: по водопроводным сетям на организацию ВКХ водопровод Д = 150 мм до наружной стены многоквартирного дома по адресу 1, на абонента наружная стена многоквартирного по адресу 1. Точка присоединения водопровода наружная стена многоквартирного по адресу 1; по канализационным сетям на организацию ВКХ канализация Д = 250 мм, проходящая по адресу 1 до наружной стены многоквартирного по адресу 1. Точка присоединения канализации наружная стена многоквартирного по адресу 1, на абонента наружная стена многоквартирного по адресу 1, точка присоединения канализации наружная стена многоквартирного по адресу 1.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Истец и его представитель ФИО7 требования поддержали по доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» иск не признала, суду пояснила, что отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются положениями Федерального закона от 01.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013 года, в п. 7 ст. 13 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения (п.7 ст. 14 Закона №416-ФЗ). В силу пункта 2 Правил № 644 «граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и(или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения и водоотведения. Пунктом 32 Правил № 644 установлено, что при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и(или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, «граница балансовой принадлежности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и(или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании /(п.2 Правил ). В связи с тем, что МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» является муниципальным унитарным предприятием и имущество, в т.ч. сети водоснабжения и водоотведения, находятся у предприятия на праве хозяйственного ведения, а собственником имущества является Муниципальное образование «Городской округ город Кострома», соответственно, все сети водоснабжения и водоотведения, обслуживаемые МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» должны находиться в муниципальной собственности. Согласно письма Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы следует, что в реестре муниципальной собственности числится сеть водопровода Д=150 мм по ул. Свердлова и сеть канализации Д=250 мм по адресу 1, сети водоснабжения и водоотведения от дома подключенные к указанным сетям, в реестре муниципальной собственности не числятся. В случае удовлетворения судом требований ФИО1 решение суда будет заведомо неисполнимым, так как законных мер воздействия по понуждению к допуску на частные земельные участки дома по адресу 2 и дома по адресу 1 на собственников этих домов у муниципального предприятия не имеется. В связи с вышеизложенным, МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» считает, что границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и Организации ВКХ по адресу: 1 следует принять редакцию Организации ВКХ.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 является собственником квартиры в доме по адресу 1 на основании Акта приемки здания государственной комиссией от <дата>, утвержденного Постановлением администрации города Костромы от <дата>; Соглашения об установлении/определении долей в праве общей и личной собственности на жилой дом от <дата>; Соглашения о прекращении долевой собственности и реальном разделе дома от <дата>; Соглашения об определении долей от <дата>.

Жилой дом по адресу 1 состоит на кадастровом учете как многоквартирный жилой дом на земельном участке площадью ... кв.м., который находится в общедолевой собственности собственников помещений МКД.

Из материалов дела следует, что собственниками Квартиры в доме являются ФИО2, ФИО3, ФИО4 – каждый по ... доле в праве; собственником квартиры является ФИО5; собственником квартиры является ФИО6

Кроме того со слов истца установлено и никем не опровергнуто, что способ управления МКД собственниками помещений не выбран. Общедомовой прибор учета водопотребления не установлен.

<дата> ФИО1 обратился в МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» с заявлением о предоставлении копии договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договору. При отсутствии указанных документов просил предоставить сведения о границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и собственников помещений многоквартирного дома.

В ответ на данное заявление 16 июня 2018 года МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» было сообщено заявителю о том, что основанием для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения согласно законодательству являются фактически сложившиеся договорные отношения, основанные на конклюдентных действиях сторон.

ФИО1 были направлены акты о границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые ответчик просил подписать и вернуть в адрес предприятия.

Согласно Акту о разграничении балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента (адрес 1) и организации границей раздела балансовой принадлежности является: по водопроводным сетям – врезка в колодце СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д=150 мм, проходящей по адресу 1 по канализационным сетям колодец СКК на линии канализации Д=250 мм, проходящей по адресу 1 через межведомственные сети канализации.

Согласно Акту о разграничении эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента (адресу 1) и организации границей раздела балансовой принадлежности является: по водопроводным сетям – врезка в колодце СВК (по ответному фланцу от задвижки) на линии водопровода Д=150 мм, проходящей по адресу 1; по канализационным сетям колодец СКК на линии канализации Д=250 мм, проходящей по адресу 1 через межведомственные сети канализации.

Акты по установлению границы принадлежности и ответственности, как приложение к единому договору водоснабжения, сторонами не согласован.

Из представленных материалов следует, что мотивом обращения ФИО1 в суд с иском по настоящему делу послужило наличие разногласий с ответчиком относительно условий заключаемого сторонами единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в части, касающейся границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям.

Как следует из дела, разногласия сторон сводятся к тому, что истец полагает, что основания по возложению на него обязанности по содержанию не принадлежащих ему наружных водопроводных/канализационных сетей за границами здания, в котором находится принадлежащее ему помещение, отсутствуют; ответчик же считает, что, поскольку абонент ранее пользовался спорными сетями, они строились для водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, следовательно, спорные участки сетей должны быть отнесены к эксплуатационной ответственности абонента.

Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора.

В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. При этом принцип свободы договора не позволяет определять условия договора с нарушением требований закона (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с водоснабжением применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии положениями ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3).

Частью 1 статьи 540 ГК РФ предусмотрено, что, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а также другими нормативными актами.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 8 части 5 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ - в части водоснабжения, а также пункта 11 части 5 статьи 14 указанного Федерального закона - в части водоотведения существенным условием договора является граница эксплуатационной ответственности по сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.

Как следует из совокупности положений части 7 статьи 13 и части 7 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ граница эксплуатационной ответственности - это место исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.

Согласно п. 23 Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила), местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения. К договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них (п. 31 Правил). При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента (п. 32 правил).

Граница балансовой принадлежности – линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Способы управления многоквартирным домом, которые выбираются собственниками помещений, предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Если собственники помещений не выбрали способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, орган местного самоуправления производит отбор управляющей компании, с которой собственники обязаны заключить договор управления этим домом.

В соответствии с подпунктом "б" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом;

Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 как собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в котором не выбран способ управления вправе требовать заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее организация ВКХ).

Возражая против иска, ответчик в качестве доводов указывал, что граница эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание инженерных сетей холодного водоснабжения/водоотведения устанавливается по балансовой принадлежности, то есть организация ВКХ несет ответственность за состояние и обслуживание переданных ей на праве хозяйственного ведения, находящихся в муниципальной собственности инженерных сетей холодного водоснабжения/водоотведения, а именно это водопроводная сеть Д=150 по адресу 1 и сеть канализации Д=250 по адресу 1. В то время как сети водоснабжения и водоотведения от дома по адресу 1, подключенные к указанным сетям, в реестре муниципальной собственности не числятся. (л.д. 14)

Между тем, ответчик не учел, что в силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Согласно разъяснений Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) из системного толкования п. 5 ст. 1 Закона о водоснабжении и ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно п. 8 Правил №491 по общему правилу внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.

Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.

Таким образом по общему правилу точка поставки энергоресурсов в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ, вынесение инженерных сетей за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым и это имущество не принадлежит. Исключения возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491.

Подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи и детские площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В данном случае решение собственников о включении в состав общего имущества спорных участков сети не принималось.

Поскольку доказательств, подтверждающих принадлежность спорных сетей собственникам не представлено, учитывая, что при отсутствии приборов учета граница эксплуатационной ответственности должна совпадать с границей балансовой принадлежности, полагая, что суду в данном случае следует учитывать в том числе и наличие технической возможности установки общедомового прибора учета водопотребления (который устанавливается на границе эксплуатационной ответственности) спорные границы должны проходить по внешней стены многоквартирного дома.

Поскольку дом, в котором истец проживает и зарегистрирован, обладает признаками многоквартирного жилого дома, суд полагает, что разграничение балансовой принадлежности по колодцам на канализационной и водопроводной сети ответчика не отвечает требованиям закона. Кроме того отсутствие участка сети на балансовом учете у организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не является достаточным основанием для признания факта принадлежности этого участка абоненту.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

При этом согласно пункту 6 указанной статьи расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ответчик наделен статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования г. Кострома. Спорные сети используются им для осуществления своей деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Независимо от того, передан ли присоединенный участок водопровода предприятию или является бесхозяйным имуществом, эксплуатация этого объекта должна осуществляться организацией, фактически использующей его для осуществления водоснабжения.

Доводы ответчика о несении им дополнительных финансовых расходов на эксплуатацию сетей не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Доводы ответчика о строительстве сетей со зданием не подтверждается какими-либо доказательствами, опровергаются свидетельскими показаниями свидетеля Г и основано лишь на предположениях ответчика.

В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорных сетей водоснабжения и водоотведения истцу или иному лицу, а получение технических условий доказательствами права собственности не являются. При этом суд отмечает, что техусловия выдавались иным лицам.

Наличие в техпаспорте указания на водоснабжение и водоотведение от городских сетей не определяет принадлежность сети на каком-либо праве, из него не следует характеристик сетей, и то что они относятся к сетям, выходящим за пределы здания.

Кроме того ни в одном акте не указано на передачу сетей в том варианте, в котором ответчик предлагает согласовать границы. Акт государственной приемочной комиссии, составлены в отношении именно здания.

Довод ответчика о строительстве канализации дома без проекта, препятствия в эксплуатации сетей также не могут повлечь отказ в иске, поскольку данные обстоятельства не являются предметом настоящего спора.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает, что наружные сети за пределами зданий, по вышеуказанному адресу, не являются собственностью истца или иных собственников помещений в МКД, не принадлежат им на каком-либо ином праве и отсутствие оформленных в установленном порядке документов о муниципальной собственности на указанные сети, не является основанием для возложения обязанности по содержанию таких сетей на истца, не являющегося их правообладателем.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из отсутствия доказательств принадлежности истцу водопроводных сетей, находящихся за пределами внешних границ здания считает доводы ответчика необоснованными, оснований для возложения на истца обязанности по содержанию спорных участков водопроводных и канализационных сетей, расположенных за границами МКД, не имеется, граница эксплуатационной ответственности подлежит определению по границе балансовой принадлежности, а условия по разграничению балансовой принадлежности, подлежащими согласованию в редакции истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Урегулировать разногласия по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а именно: приложение № 1 к договору «Акт о разграничении балансовой принадлежности» изложить в следующей редакции: границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресу 1

по водопроводным сетям – наружная стена многоквартирного дома по адресу 1. Точка присоединения водопровода – наружная стена многоквартирного дома по адресу 1

по канализационным сетям наружная стена многоквартирного дома по адресу 1. Точка присоединения канализации – наружная стена многоквартирного дома по адресу 1

На настоящее решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья