ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/20 от 26.01.2020 Омутнинского районного суда (Кировская область)

43RS00026-01-2020-000133-27

Дело №2-212/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заочное

г. Омутнинск 04 марта 2020 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Ситчихиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Восток» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском, в основании которого указал, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Восток». ООО «Восток» осуществляет пользование водным объектом – рекой Филипповка для целей сброса сточных вод. Для указанных целей, на основании концессионного соглашения предприятие использует промплощадку №1, расположенную в пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области. Данная промплощадка является объектом негативного воздействия на окружающую среду и ей присвоена III категория. В ходе проверки установлено, что ООО «Восток» в нарушение требований действующего законодательства не разработало и не утвердило для вышеуказанных объектов негативного воздействия на окружающую среду программу производственного экологического контроля. В связи с этим, 11.11.2019 природоохранной прокуратурой в адрес директора ООО «Восток» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, которое рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены. Обязанность по разработке и утверждении программы производственного экологического контроля лежит на хозяйствующих субъектах. Не выполнение обязанности по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля ООО «Восток» не позволяет надлежащим образом организовать мониторинг за состоянием окружающей среды при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду. В связи с изложенным прокурор просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Восток» разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на промплощадку №1, расположенную в пгт. Восточный, осуществляющую сброс сточных вод в водный объект – р. Филлиповка.

В судебном заседании представитель истца по доверенности – помощник прокурора Омутнинского района Дегтярев Д.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика в суд не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной или иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны, окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного контроля» утверждена форма программы производственного экологического контроля.

Согласно п. 1 данного Приказа, программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 2 Водного кодекса РФ, водное законодательство состоит из Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Закона об охране окружающей среды, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выдача указанных разрешений осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утверждённым Приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - государственная услуга).

Как установлено судом, ООО «Восток», расположенное по адресу: Кировская область, Омутнинский район, пгт. Восточный, осуществляет использование водного объекта – реки Филипповки для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод, на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области «О предоставлении водного объекта в пользование» № 43-10.01.03.002-Р-РСВХ-С-2017-01672/00 от 29.03.2017 (л. 16-19).

07.08.2019 года между ООО «Восток» (заказчик) и ФГБ» «Центр лаборатории анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу (исполнитель) был заключен договор № ПО-948, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Согласно техническому заданию №1, филиал «ЦЛАТИ» по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» обязался оказать ООО «Восток» услугу по разработке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) с проведением инвентаризации источников выбросов (л.13 об.) ООО «Восток» была произведена оплата по договору в размере 316800 руб. (л.14).

В нарушение требований закона программа производственного экологического контроля до настоящего времени не разработана и не утверждена.

Таким образом, сброс загрязнённых сточных вод в реку Филипповку осуществляется предприятием в отсутствие предусмотренной законом программы производственного экологического контроля на промпрощадку №1, расположенную в пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области, в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 №74, что может послужить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания. Также нарушаются права Российской Федерации как собственника водного объекта.

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет госпошлина, от уплаты которой прокурор освобождён в силу закона.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Восток» разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на промплощадку №1, расположенную в пгт. Восточный Омутнинского района Кировской области, осуществляющую сброс сточных вод в водный объект – р. Филипповку, в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 №74.

Взыскать с ООО «Восток» в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области госпошлину в размере *** рублей.

Разъяснить ответчику право подачи судье заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения, с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.В. Костин