ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/2016 от 08.02.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2-212/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 08 февраля 2016г.

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,

при секретаре Муравьевой Е.М.,

с участием представителя истца-прокурора Шалуновой Ю.В.,

представителя третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Воркуты в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городского округа «Воркута, неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении совмещения статуса депутата с замещением должности муниципальной службы,

установил:

Прокурор города Воркуты обратился в суд с требованием к ответчику ФИО2, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа – Совета муниципального образования городского округа «Воркута» с замещением должности муниципальной службы – заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

В обоснование требований прокурором указано, что ФИО2, избранная депутатом Совета муниципального образования городского округа «Воркута» пятого созыва 13.09.2015, с 01.01.2015 занимает должность заместителя начальника Управления образования, и непосредственно выполняет обязанности по обеспечению исполнения полномочий исполнительного органа местного самоуправления – администрации МО ГО «Воркута» по решению вопросов местного значения в части организации предоставления образования. То есть, ее должность относится к должностям муниципальной службы. При этом законодательством установлен запрет на совмещение должности муниципальной службы с одновременным замещением муниципальной должности. Подобное совмещение нарушает основные принципы муниципальной службы и государственной политики в сфере противодействия коррупции.

В судебном заседании прокурор Шалунова Ю.В. поддержала требования и доводы иска.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, заявила о рассмотрении дела без её участия. Согласно представленным возражениям с требованиями иска не согласилась. Не считает, что занимаемая ею должность является должностью муниципального служащего, поскольку на должность муниципального служащего она не назначалась, не оформлялся акт поступления на муниципальную службу. В трудовом договоре не указано о льготах и гарантиях для муниципальных служащих, оклад отличается от оклада по должности муниципального служащего. Полагает, что без установления факта замещения ею должности муниципальной службы и привидения в соответствие договорных отношений не может быть рассмотрено требование о прекращение совмещения статуса депутата и должности муниципальной службы. Считает, что требование прокурора является невыполнимым, поскольку оба действия (сложение полномочий депутата и расторжение трудового договора) могут быть совершены ею только добровольно.

Администрация МО ГО «Воркута» с требованиями прокурора также не согласилась, указав в отзыве, что должность, занимаемая ФИО2 не относится к перечню должностей муниципальной службы, в связи с чем нарушения при совмещении с деятельностью депутата не имеется. Представитель третьего лица – Администрации МО ГО «Воркута» ФИО1 в судебном заседании доводы отзыва поддержала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Из Устава муниципального образования городского округа «Воркута» (принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006) следует, что Совет городского округа является представительным органом городского округа, представляет население городского округа и от его имени осуществляет местное самоуправление, ст.30-31 Устава.

Из представленной суду справки Совета МО ГО «Воркута» следует, что ФИО2, является депутатом Совета муниципального образования городского округа «Воркута» пятого созыва, избрана 13.09.2015, срок окончания полномочий – сентябрь 2020 года. Осуществляет депутатскую деятельность на непостоянной основе.

Кроме того, с 01.01.2015 ФИО2 по настоящее время занимает должность заместителя начальника Управления образования администрации МО ГО «Воркута», с ней заключен трудовой договор без особенностей и условия о прохождении муниципальной службы.

В исполнительно-распорядительном органе Перечня должностей в муниципальном образовании городского округа Реестра должностей муниципальной службы в Республике Коми (Приложение 1 к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 21.12.2007 N 133-РЗ) предусмотрена должность заместителя руководителя (начальника, председателя) департамента, комитета, управления.

Из постановления администрации МО ГО «Воркута» от 24.10.2014 № 1910 следует, что в структурном подразделении – Управлении образования администрации, предусмотрены должности заместителя начальника управления – 6 единиц, из которых 3 единицы не относятся к муниципальной службе.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.

В свою очередь, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета, ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно ст.6 того же Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено понятие органов местного самоуправления - избираемых непосредственно населением и (или) образуемых представительным органом муниципального образования органов, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения закон относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа тот же Федеральный закон относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время, пункт 13 части 1 статьи 16.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МО ГО «Воркута», утвержденным 30.10.2014, Управление образования является отраслевым органом администрации муниципального образования. К основным задачам Управления относятся, в том числе, удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей, учет детей, подлежащих образованию, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования и т.д.

Из должностной инструкции ФИО2, заместителя начальника Управления образования (ознакомлена 12.01.2015), следует, что инструкция разработана в соответствии с Положением об Управлении образования и определяет должностные обязанности и ответственность заместителя начальника Управления. К числу должностных обязанностей заместителя начальника Управления ФИО2 относятся осуществление управления в сфере дошкольного образования с целью повышения эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений, исполнение функций организатора по предоставлению бесплатного дошкольного, начального общего образования, дополнительного образования подведомственными образовательными учреждениями, по мониторингу качества образования, по контролю за деятельностью подведомственных образовательных учреждений, по реализации региональных и муниципальных программ развития образования.

Таким образом, рассматривая положения законов о муниципальной службе, организации местного самоуправления, и соотнеся их с перечнем обязанностей ФИО2 по занимаемой ею должности, суд приходит к выводу о несомненном соответствии последних понятию муниципальной службы, а в отношении самой ФИО2 понятию муниципального служащего. По роду своей деятельности ФИО2 принимает прямое участие и контролирует вопросы обеспечения жизнедеятельности населения в части дошкольного образования, начального общего образования, дополнительного образования.

При этом правильность оформления с ФИО2 трудовых отношений без учета особенностей, предусмотренных для муниципальных служащих, при явном выполнении ею обязанностей такового, не является предметом настоящего судебного разбирательства и не влияет на выводы суда о характере её деятельности.

Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Статьями 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ установлен перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 14 названного Федерального закона установлен запрет на замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.

Согласно п.9 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы.

Кроме того, частью 2 статьи 12.1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции» также предусмотрен запрет для лиц, замещающих муниципальные должности, на замещение государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, иных муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

Из смысла указанных норм закона следует, что муниципальная служба в силу своего публично-правового характера не допускает совмещения с какой-либо иной публичной деятельностью, и муниципальный служащий не может одновременно находиться на муниципальной службе и замещать муниципальные должности (на постоянной или не постоянной основе). К числу таки должностей относится должность депутата представительного органа местного самоуправления.

Таким образом, в нарушение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции ФИО2 с момента избрания депутатом и по настоящее время не соблюдает ограничения и совмещает деятельность депутата Совета МО ГО «Воркута» и муниципального служащего, занимая также должность заместителя начальника Управления образования Администрации МО ГО «Воркута».

В свою очередь, лицо вправе самостоятельно решить прекратить статус депутата, оставаясь муниципальным служащим, либо продолжить депутатскую деятельность, оставив муниципальную службу.

Следует также учесть, что статьей 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона.

Ответчик до настоящего времени не сложила полномочия депутата и не оставила муниципальную службу, Администрация МО ГО «Воркута» соответствующего решения не принимала. Сложившаяся ситуация нарушает права неопределенного круга лиц на замещение должности муниципальной службы и право быть избранным в представительный орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Обязать ФИО2 (... г.р., уроженка ......) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить совмещение статуса депутата представительного органа – Совета муниципального образования городского округа «Воркута» с замещением должности муниципальной службы – заместителя начальника управления образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме – 12.02.2016, т.е. с 13.02.2016.

Судья Е.Ю. Солодилова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...