ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212/2016 от 24.06.2016 Костромского районного суда (Костромская область)

№ 2-212/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2016 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Гусевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения об отказе в перераспределении земельных участков недействительным, возложении обязанности подготовить и направить согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания территории, заключить соглашение о перераспределении земельных участков в тридцатидневный срок после предоставления кадастрового паспорта образованного земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения об отказе в перераспределении земельных участков недействительным, возложении обязанности подготовить и направить согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания территории, заключить соглашение о перераспределении земельных участков в тридцатидневный срок после предоставления кадастрового паспорта образованного земельного участка. Требования обосновал следующим. ДДММГГГГ он обратился в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о перераспределении двух земельных участков, расположенных по адресу: (адрес). Один из участков принадлежит ему на праве долевой собственности на основании свидетельства, площадь участка ***** кв.м., разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства и расположен в зоне индивидуальной и блокированной застройки ЖЗ. Второй участок, площадь которого определена на основании проведенных ООО «Кадастр 44» кадастровых работ, составляет 450 кв.м., примыкает к участку № 1 с северной стороны, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположен в зоне ЖЗ и имеет форму треугольника. По результатам рассмотрения, в соответствии с решением от 21.08.2015 г. администрацией в заключении соглашения о перераспределении земель ему отказано по основанию п.п.9 п.9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ), в связи с тем, что образование земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых можно образовать самостоятельный земельный участок, невозможно без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ. Считает данное решение администрации незаконным по следующим основаниям. Участок № 2 не может быть сформирован без нарушения требований статьи 11.9 ЗК РФ, так как для указанной территориальной зоны и разрешенного использования, минимальный размер земельного участка установлен 600 кв.м. Площадь участка №2 - 450 кв.м. Данная площадь не может быть увеличена в связи с особенностями формирования его границ. Участок № 2 имеет всего три границы: южная - граничит с участком № 1; северо-западная - установленная по результатам кадастровых работ граница населенного пункта д. Стрельниково; северо-восточная - граница территориальных зон, установлена в соответствии с территориальным делением, утвержденным Правилами застройки и землепользования. Северо-западная и северо-восточная границы участка № 2 могут быть расширены в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, но на момент рассмотрения его заявления не изменялись. По основаниям ст.ст. 61,64 ЗК РФ, просит признать решение администрации от 21 августа 2015 г. 836 об отказе и перераспределении земельных участков недействительным. Обязать администрацию подготовить и направить ему согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории на основании подп. 2 п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ и заключить соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ в 30-тидневный срок после предоставления кадастрового паспорта образованного земельного участка.

В ходе рассмотрения дела привлечены в качестве третьих лиц ООО «Т2 Мобайл», администрация Костромского муниципального района Костромской области, ФБЗУ «Центр Гигиены и эпидемиологии в Костромской области», ООО «Землеустроитель», ООО «Кадастр 44», Управление Роспортебнадзора Костромской области, ФИО2

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в соответствии с зонированием территории Шунгенского сельского поселения решением Совета депутатов Костромской области от 12.09.2002 года № 48 установлены предельные размеры предоставления земельного участка от 6 до 25 соток. Пунктом.3 статьи 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Схема, выполненная ООО «Кадастр 44» была предоставлена в администрацию Шунгенского сельского поселения. Пункт 7 статьи 11.9 ЗК РФ не даст сделать испрашиваемый им земельный участок больше 6 соток, так как за ним идет лес. Также расширить земельный участок не получится, так как стоит вышка сотовой связи. Если расширить земельный участок, получаются ограничения, и разместить жилой дом на таком земельном участке невозможно.Администрация Шунгенского сельского поселения при отказе в заключении соглашения о перераспределении земель ссылается на возможность формирования самостоятельного земельного участка. Но в соответствии статьей 11.9 ЗК РФ территориальные зоны не должны пересекаться и участок не должен иметь путаные границы. принимая Правила землепользования и застройки, муниципальные власти должны определить местоположение границ территориальных зон и представить такие сведения в орган кадастрового учета. В плане, представленном администрацией Шунгенского сельского, отсутствуют нанесенные территориальные зоны Д3 СП5, что не соответствует нормам ст. 11.9 ЗК РФ. При формировании спорного участка специалистами ООО «Кадастр 44» обсуждался этот участок, сформированный в виде треугольника. Специалисты выезжали летом, после осмотра сформировали схему участка. Специалисты ООО «Землеустроитель» на объект выезжали зимой и не могли видеть разделение территориальных зон. То, что там проходит дорога, подтверждается материалами кадастрового дела, которое было сформировано ранее, когда ему предоставлялся земельный участок. Что касается сроков обращения с иском в суд, пояснил, что изначально им в ноябре 2015 года был подан административный иск о признании незаконным решение администрации, но оно было ему возвращено. Также он по данному вопросу обращался в прокуратуру.

Представитель ответчика администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 Пояснила, что дали оспариваемый истцом ответ, так как подходили сроки его исполнения. После выехали на место и выяснили, что испрашиваемый земельный участок может иметь прямоугольную форму, поэтому заказали проведение кадастровых работ. У администрации Шунгенского сельского поселения заключен контракт с ООО «Землеустроитель» о формировании спорного земельного участка для предоставления его гражданам. При проведении кадастровых работ спорного земельного участка, кадастровым инженером установлено, что возможно сформировать новый земельный участок. Спорный земельный участок не выходит за границы населенного пункта, находится в зоне земель индивидуальной застройки. Также имеется информация, что при изготовлении для истца схемы спорного земельного участка кадастровыми инженерами ООО «Кадастр 44» была допущена ошибка в кадастровом квартале. Площадь спорного земельного участка получается 674 кв.м., и данный участок может быть предоставлен другим гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Границы населенного пункта с 2008 года могли измениться. В 2014 году вносились изменения в Правила землепользования и застройки, но они не касались д. Стрельниково. Кроме того, ДДММГГГГ ФИО1 Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района был предоставлен по договору купли-продажи за 1 260 руб. земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный (адрес). В соответствии с постановлением главы администрации Чернопенского сельского поселения от ДДММГГГГ ФИО1 был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 1000 кв.м., по адресу: (адрес). Также не понятно, на какие нормы ссылался истец при определении расстояния от вышки сотовой связи до границ земельного участка. Вышка сотовой связи расположена на земельном участке площадью 21 кв.м. В п. 2.3.10.8 «Ведомственные нормы технологического проектирования. Комплексы сетей сотовой и спутниковой подвижной связи общего пользования РД 45.162-2001», при размещении контейнеров и прочих сооружений вблизи опор (башен, мачт) граница опасной зоны от границы опоры принимается согласно таблице 8. В таблице № 8 установлена высота возможного падения гололеда и минимальное расстояние отлета. В таблице определена высота падения от 10 м. до 450 м. и минимальное расстояние отлета от 3,5 м. до 25 м., а в рассматриваемом случае расстояние до формируемого земельного участка составляет 30 метров. Из этого следует, что соблюдены все нормы при формировании земельного участка. Просила суд в иске отказать.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании 11 февраля 2016 г. также исковые требования не признала, указав, что истцом исковое заявление подано за пределами сроков обжалования. Ответ дан был ФИО1 21 августа 2015 г., а в суд с иском он обратился только в январе 2016 г.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Землеустроитель» ФИО5 в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что ДДММГГГГ их предприятие заключило контракт с администрацией Шунгенского сельского поселения по проведению кадастровых работ по формированию границ земельных участков, расположенных на территории Шунгенского сельского поселения, в них входил спорный земельный участок. Выехали на место, геодезисты сделали съемку, после чего была составлена схема в соответствии с земельным законодательством РФ. На схеме спорный земельный участок имеет форму прямоугольника, а на схеме, сделанной ООО «Кадастр 44» - форму треугольника. Сформированный ими земельный участок за границы населенного пункта не выходит. Перед составлением схемы они заказали кадастровый план, в котором отражены границы, имеющие координаты. Зону озеленения показать не могут, так как она не имеет координат. На их схеме показали кадастровый квартал, обозначенный синим цветом, и границы населенного пункта. Земельный участок, находящийся в собственности у ФИО1 находится в одном кадастровом квартале, а формируемый земельный участок в другом кадастровом квартале. В генеральном плане Шунгенского сельского поселения конфигурация овальная, в ПЗЗ не вырезаны изгибы. На местности леса нет, от границы формируемого земельного участка до деревьев 5-7 метров. Также дополнила, что материалы инвентаризации расходятся с границами населенного пункта. Граница кадастрового квартала в настоящее время изменена. Данная территориальная зона не имеет координат. Для того чтобы ее нанести, она должна быть закоординирована. На фотографиях видно, что граница спорного земельного участка проходит по самому краю лесной зоны.

Представитель третьего лица администрации Костромского муниципального района ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, указав, что в испрашиваемом истцом месте возможно формирование самостоятельного земельного участка, для предоставления под строительство индивидуальной жилой застройки.

Представитель третьего лица ООО «Т2 Мобайл» ФИО7 в судебном заседании пояснила, что договор между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района и ЗАО «Вотек Мобайл» был заключен 22.07.2010 г. на основании заявления ЗАО «Вотек Мобайл», акта выбора земельного участка, утвержденного Постановлением администрации Костромского муниципального района от 13.07.2010 , постановления администрации Костромского муниципального района от 22.07.2010г. «О предоставлении в аренду земельного участка ЗАО «Вотек Мобайл». Срок действия договора установлен с 22.07.2010 г. по 22.07.2025 г. Произведена регистрация договора 24.12.2010 г. в Управлении Росреестра по Костромской области. Разрешенное использование земельного участка - «для размещения антенно-мачтового сооружения и контейнера с оборудованием базовой станции сотовой связи». В 2012 году на основании разрешения на строительство, выданного администрацией Костромского муниципального района 01.02.2012 г. на земельном участке была построена базовая станция сотовой связи, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 13.03.2012 г, выданное администрацией Костромского муниципального района, свидетельством о государственной регистрации права на базовую станцию от 18.05.2012 г., выданное Управлением Росреестра по Костромской области. Согласно свидетельству о государственной регистрации права высота вышки составляет 60 метров. В марте 2012 года вышка введена в эксплуатацию.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО2 о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Кадастр 44» о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании их представитель ФИО8 пояснила, что ФИО1 обратился в ООО «Кадастр 44» для составления схемы по спорному земельному участку. Они запросили сведения в кадастровой палате, выехали на место, геодезисты сделали съемку, после чего сделали схему. С западной стороны - граница населенного пункта, с восточной стороны лесная полоса. В заявке, поступившей от ФИО1, было указано, сделать схему конкретного земельного участка. Они посмотрели Правила застройки и землепользования Шунегенского сельского поселения и получился спорный земельный участок в виде треугольника. Согласилась, что граница спорного земельного участка, который сформирован ООО «Землеустроитель» по контракту с сельской администрацией проходит по самому краю лесной зоны.

Представитель Управления Роспотребнадзора Костромской области о дате и месте судебного заседания извещены, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ФБЗУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» о дате и месте судебного заседания извещены, направили в суд ходатайство об отложении слушания дела, в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе.

С согласия участников процесса дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, обозрев представленные фотоматериалы, суд приходит к следующему.

Статья 11.2 ЗК РФ предусматривает основания образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.п. 1,2,3, 5 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п.1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п.2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (п.5).

В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п.1).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (п.8).

Одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является то, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подп. 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

Таким образом, если при перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, З.М.А., З.И.А. на праве собственности по 1/4 доли в праве принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1350 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: (адрес), на основании договора купли-продажи от ДДММГГГГ и соглашения об определении долей от ДДММГГГГ (л.д. 15-18).

ДДММГГГГистец обратился в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером

ДДММГГГГ администрацией в заключении соглашения о перераспределении земель ФИО1 отказано на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в связи с тем, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушений требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ (л.д. 6).

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 просил перераспределить земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 450 кв.м., испрашиваемы им земельный участок имел форму треугольника (схема составлена ООО Кадастр 44», л.д. 7-9). Между тем, согласно схеме расположения земельного участка, выполненного ООО «Землеустроитель», в действительности возможно сформировать земельный участок в форме прямоугольника площадью 674 кв.м. (л.д.63, 77), в состав которого входит испрашиваемый истцом земельный участок.

Представитель ООО «Кадастр 44» ФИО8, кадастровые инженеры которого выполняли межевые работы по формированию земельного участка по заявке ФИО1 в судебном заседании согласилась с выводами ООО «Землеустроитель».

Таким образом, у ответчика имелись достаточные основания для отказа в перераспределении земельных участков, так как если перераспределение участка происходит за счет земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, является безусловным основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Доводы ФИО1 о том, что формирование земельного участка невозможно в связи с тем, что на нем находится вышка сотовой связи, опровергаются материалами дела. Кроме того, согласно экспертному заключению ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Костромской области» на размещение передающего радиотехнического объекта «Базовая станция сети сотовой радиотелефонной связи» санитарно-защитная зона отсутствует, так как уровни электромагнитных полей, создаваемые антеннами ПРТО на уровне 2 м от поверхности земли, не превышают предельно-допустимых значений.

Также не заслуживает внимания довод ФИО1 о том, что принимая Правила землепользования и застройки, муниципальные власти должны определить местоположение границ территориальных зон и представить такие сведения в орган кадастрового учета, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего спора.

Представителем ответчика ФИО4 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Вместе с тем, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства фактически является спор о праве, который рассматривается по правилам искового производства, соответственно трехмесячный срок исковой давности, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не применяется. Применяется общий трехгодичный срок исковой давности, который истцом не пропущен.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных норм земельного законодательства, суд полагает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании решения об отказе в перераспределении земельных участков недействительным, возложении обязанности подготовить и направить согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания территории, заключить соглашение о перераспределении земельных участков в тридцатидневный срок после предоставления кадастрового паспорта образованного земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

О.В. Гурьянова

Решение в окончательной форме изготовлено ДДММГГГГ