Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2017 года п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Суняйкиной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-212/2017 по иску Прокурора Чунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Новочунского муниципального образования» о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чунского района обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Новочунского муниципального образования» в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что Администрацией Новочунского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что на территории Новочунского муниципального образования находятся следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> водокачка, расположенная по адресу: <адрес> «в»; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; водовод, расположенный по адресу: <адрес>. Между тем, право администрации Новочунского муниципального образования на данные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают вопросы местного значения. Требованиями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на сельские поселения. Аналогичные требования установлены ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Как следует из ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 21-8-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Вышеуказанные объекты, используемые на территории Новочунского муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства для водоснабжения и теплоснабжения населения, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Однако, отмеченное имущество обслуживается администрацией Новочунского муниципального образования при отсутствии зарегистрированного права собственности, чем нарушается принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Без надлежащего оформления права муниципальной собственности на указанные объекты, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, невозможно осуществлять деятельность по их содержанию, проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации за счет местного бюджета, что может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и теплоснабжению, ущемление прав граждан на надлежащие условия жизнеобеспечения. Реализация перечисленных полномочий возможна только после осуществления государственной регистрации прав на объекты жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в силу ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества. Таким образом, в целях предотвращения нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение водоснабжением и теплоснабжением, последствием которых может быть причинение вреда здоровью людей, требуется принятие мер по оформлению права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ на территории государства действуют федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с 4.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Просит возложить обязанность на МКУ «Администрация Новочунского муниципального образования» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> «а»; водокачка, расположенная по адресу: <адрес> «в»; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; водовод, расположенный по адресу: <адрес>.В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Ракунова А.С., настаивая на исковых требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила возложить на МКУ «Администрация Новочунского муниципального образования» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> «а»; водокачка, расположенная по адресу: <адрес> водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; водовод, расположенный по адресу: <адрес>.
Глава Администрации Новочунского муниципального образования, ФИО1 исковые требования признала и пояснила, что часть спорных объектов была передана муниципальному образованию Комитетом по управлению муниципальным имуществом и на эти объекты право собственности устанавливается через комитет. На объекты, которые находятся на территории Новочунского муниципального образования и не были переданы Комитетом по управлению имуществом муниципальному образованию, и которые возможно технически использовать, право собственности устанавливается администрацией, путем обращения в многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг. В настоящее время ведутся кадастровые работы. Все, что зависит от администрации, они постараются выполнить за 3-4 месяца. Дальнейший срок будет зависеть от того, как быстро документы будут оформлены Комитетом по управлению имуществом и направлены в Министерство имущественных отношений. В связи с этим срок, который просит прокурор, для них недостаточен, а поэтому просит установить срок более длительный, чем просит прокурор.
Выслушав объяснения помощника прокурора Чунского района Ракуновой А.С., главу Администрации Новочунского муниципального образования ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают вопросы местного значения.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки исполнения администрацией Новочунского муниципального образования исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлено, что администрацией Новочунского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на сельские поселения.
Аналогичные требования установлены ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно
связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что ответчиком не исполняется законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Администрацией Новочунского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Без надлежащего оформления права муниципальной собственности на указанные объекты, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, невозможно осуществлять деятельность по их содержанию, проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации за счет местного бюджета, что может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению, ущемление прав граждан на надлежащие условия жизнеобеспечения. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности. А поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до 30 декабря 2017 года.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Чунского района к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Новочунского муниципального образования» в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Новочунского муниципального образования» принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: здание котельной, расположенной по адресу: <адрес> водокачка, расположенная по адресу: <адрес> «в»; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; водокачка, расположенная по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; питьевой колодец, расположенный по адресу: <адрес>; водовод, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства в срок до 30 декабря 2017 года.
Исковые требования в части установления срока исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.
Председательствующий