УИД: 24RS0036-01-2021-000226-97
дело № 2-212/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2021 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Поломаренко К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению отдела опеки ГУО администрации г. Черногорска к ФИО1 о возложении обязанности предоставления отчета опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного,
установил:
отдел опеки ГУО администрации г. Черногорска обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности предоставления отчета опекуна за 2020 год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечной ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации Мотыгинского района Красноярского края от 31.03.2005 № 82-п, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей. В сентябре 2019 года приемная семья ответчика прибыла в Республику Хакасия, <адрес>, для проживания по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г. Черногорска от 06.09.2019 № 2253-П, семья ответчика была поставлена на учет в органы опеки и попечительства г. Черногорска Республики Хакасия, определено содержание и порядок финансового обеспечения в Республике Хакасия социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых путем предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке, а также определен порядок и условия осуществления иных мероприятий, и назначена выплата ежемесячных денежных средств на питание, приобретение, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), на содержание несовершеннолетней Подопечной. С ФИО1 был заключен договор о приемной семье.
9.10.2020 в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости предоставления отчета опекуна в соответствии с правилами, установленными ст. 25 Закона. 20.11.2020 в адрес отдела опеки поступило заявление ответчика о ее нахождении на самоизоляции в связи с новой коронавирусной инфекцией СОVID-19. 27.01.2020 в телефонном режиме было установлено, что ответчик проживает с супругом ФИО5, по <адрес>, в <адрес>. 28.01.2021 ответчику повторно были направлены бланки для заполнения отчета опекуна. 12.02.2021 в адрес электронной почты ФИО1 был направлен запрос информации по сдаче отчета опекуна и возврате денежных средств. 26.02.2021 в адрес ФИО1 было направлено уведомление о привлечении ее к ответственности по ч. 1 ст. 35 КоАП РФ, и возврате денежных средств в судебном порядке Таким образом, не предоставление отчета опекуна не позволяет установить количество денежных средств, потраченных на содержание подопечной, а также количество денежных средств, необоснованно потраченных на непредусмотренные Законом цели, что сушественно нарушает права ФИО2, которая в силу своего возраста не может самостоятельно защитить свои права.
Представитель отдела опеки ГУО администрации г. Черногорска, в судебное заседание не явился, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, на удовлетворении исковых требованиях настаивает.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, заблаговременно была извещена по месту регистрации по адресу: <адрес>, указанному в адресной справке. Согласно конверта, извещение о получении корреспонденции, доставлялось адресату, однако в связи с отсутствие адресата по указанному адресу возвращено в суд.
В силу ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 указанного Закона орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Согласно ч. 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходов на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.
Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного.
Форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом утверждена постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (в редакции Постановления правительства РФ от 21.12.2018 № 1622) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Судом установлено, что на основании постановления администрации Мотыгинского района Красноярского края от 31.03.2005 № 82-п, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей.
В сентябре 2019 года приемная семья ФИО4 прибыла в Республику Хакасия, <адрес>, для проживания по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Черногорска от 06.09.2019 № 2253-П «О постановке семьи на учет и назначении выплаты денежных средств по договору о приемной семье» семья ФИО4 была поставлена на учет в органы опеки и попечительства городского управления образованием администрации г. Черногорска Республики Хакасия.
Постановлением ДД.ММ.ГГГГ№-П с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» определено содержание и порядок финансового обеспечения в Республике Хакасия социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваемых путем предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке, а также определен порядок и условия осуществления иных мероприятий, и назначена выплата ежемесячных денежных средств на питание, приобретение, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), на содержание несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ между органом опеки и попечительства, в лице руководителя управления образования администрации г. Черногорска и ФИО1 заключен договор о приемной семье на возмездной основе № №.
Согласно п. 2 договора о приемной семье ответчику разрешено распоряжаться ежемесячными денежными средствами, выплачиваемыми на содержание подопечной сроком до достижения ею совершеннолетнего возраста.
Приемный родитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества приемного ребенка (детей) и управлении таким имуществом (п. 2.5 договора).
5.11.2020 в адрес отдела опеки и попечительства ГУО администрации г. Черногорска поступило заявление ответчика о расторжении договора о приемной семье № 82-П от 31.03.2005.
9.11.2020 в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости предоставления отчета опекуна в соответствии с правилами, установленными ст. 25 Закона. Ответчик была предупреждена об административной и уголовной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительства».
20.11.2020 постановлением администрации г. Черногорска № 2365-П, ФИО1 освобождена от исполнения обязанности приемного родителя, в отношении несовершеннолетней подопечной, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
1.12.2020 в адрес отдела опеки и попечительства ГУО администрации г. Черногорска поступило заявление ответчика о ее нахождении на самоизоляции в связи с новой коронавирусной инфекцией СОVID-19.
26.02.2021 в адрес ФИО1, было направлено уведомление о привлечении ее к ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и возврате денежных средств в судебном порядке.
Однако, в нарушение ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ФИО1 до настояшего времени отчет опекуна о расходовании денежных средств, полученных ею на содержание опекаемого ребенка за 2020 год, в органы опеки и попечительства не предоставлен.
Таким образом, факт неисполнения опекуном обязанности по предоставлению в органы опеки и попечительства ГУО администрации г. Черногорска ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетней подопечной и об управлении таким имуществом, нашел свое подтверждение в полном объеме.
Неисполнение своевременно указанной обязанности опекуном, препятствует осуществлению органами опеки и попечительства должного надзора за использованием имущества опекаемых, за его хранением и управлением, не позволяет сделать вывод о добросовестности опекуна, использовании имущества опекаемого в интересах ребенка, что может повлечь нарушение имущественных прав опекаемых и непринятие своевременных мер органами опеки и попечительства по восстановлению нарушенных прав опекаемых детей.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования отдела опеки и попечительства ГУО администрации г. Черногорска, удовлетворить.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., представить в ГУО администрации г. Черногорска отчет опекуна за 2020 год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечной ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по 300 (триста) рублей.
Разъяснить ответчику право подать в Мотыгинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
Мотивированное решение изготовлено 8.06.2021.