Дело № 2-212/2022
УИД 76RS0013-02-2021-004069-77
Решение в окончательной форме принято 16.02.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Косенковой О.В.,
при секретаре Калятиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2022 г. в городе Рыбинске Ярославской области гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Хартия» об оспаривании коммунальных платежей, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Хартия», в котором просит:
- признать повторную оплату нормативной массы и объема ТКО в <адрес>, уже оплаченных по адресу: <адрес> незаконной,
- исключить оплату ТКО в д.Ясенево из агентского договора с ПАО «ТНС энерго Ярославль»,
- взыскать моральный вред в размере 100 000 рублей,
- взыскать штраф в размере 50 %.
В обоснование требований указано, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: Ярославская <адрес> ООО «Хартия» ежемесячно с 2021 года присылает истцу счета по оплате за обращение с ТКО по адресу: <адрес> Истец по данному адресу не проживает, постоянно проживает в <адрес>, где оплачивает услугу обращения с ТКО. Истец по причине здоровья редко приезжает по адресу: <адрес> только для того, чтобы присмотреть за домом. В связи с чем считает, что оплачивать услугу, которой не пользуется, не должен.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, ранее в судебном заседании требования поддержал.
Представитель истца ФИО2 по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и в дополнительных письменных пояснениях.
Представитель ответчика ООО «Хартия» по доверенности ФИО4 исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Администрации РМР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации Глебовского с/п в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения, лежат на истце и ответчике по делу.
Как следует из материалов гражданского дела ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ФИО1 зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).
Пунктом 1 статьи 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон №89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ст.24.10 указанного Закона объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2006 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в которых установлено понятие "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.2 Правил).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2006 №1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора на территории всей Ярославской области в соответствии с Соглашением № № от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между ООО «Хартия» и департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее Соглашение № №
Текст Соглашения № № официально опубликован на сайте департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в телекоммуникационной сети интернет по адресу: <данные изъяты> Кроме того, текст также был опубликован в телекоммуникационной сети интернет по адресу: <данные изъяты>
Согласно положению пункта 2.4.3 Соглашения № № региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Расчет платы за коммунальные услуги, в том числе за коммунальную услугу по обращению с ТКО, производится в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном данными правилами порядке расчет размера платы за предоставленную услугу. При наличии оснований – производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 148 (24) Правил № 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе, требовать в случаях и порядке, которые установлены данными правилами, изменения размера платы за данную услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
На основании пункта 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данными правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В соответствии с пунктом 148 (44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII данных правил.
Из приведенных норм следует, что перерасчета размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил № 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила № 354 не содержат.
В части 11 статьи 155 Жилищного Кодекса предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 56 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2018 № АКПИ18-238 пункт 56 (2) Правил № 354 признан соответствующим части 11 статьи 155 Кодекса.
В соответствии с пунктом 148 (36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № АКПИ19-967 отказано в признании данного пункта недействующим.
На основании изложенного неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета. Следовательно, не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В пункте 148 (44) Правил № 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия). Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 № 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 № 309-ЭМ20-17358.
ФИО1 в судебном заседании не оспаривал факт того, что ООО «Хартия» оказывает населению услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец фактически не согласен с начислением ему платы за обращение с ТКО, как собственнику жилого дома, поскольку он в нем не зарегистрирован и не проживает, а проживает по другому адресу.
Согласно нормам вышеуказанного законодательства, непроживание собственника в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности, не является основанием для освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 15, 16 статьи 155 ЖК РФ исполнитель коммунальной услуги, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за коммунальную услугу, вправе осуществлять расчеты с потребителями коммунальной услуги и взимать плату за коммунальную услугу при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, при этом согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных платежным агентам не требуется.
При этом действующим законодательством не установлена обязанность по предварительному информированию потребителей коммунальной услуги о привлечении платежного агента. В данном случае в качестве платежного агента выступает публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль», на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в ООО «Хартия» в котором указал, что по адресу: <адрес> не проживает, услугами ООО «Хартия» не пользуется, просил снять начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО по вышеуказанному адресу.
ООО «Хартия» сообщило ФИО1, что накопление твердых коммунальных отходов на территории <адрес> производится бестарным способом. В д<адрес> постоянно (временно) зарегистрированных граждан не значится. В отношении указанного жилого помещения размер паты за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с п.148 (36)Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 исходя из количества собственников жилого помещения. Перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил, иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник жилого помещения, в котором не проживает ( постоянно или временно) ни один потребитель, Правила и иные нормативные правовые акты не содержат.
Доводы представителя истца о том, что с истцом не заключен договор с ООО «Хартия», поэтому оснований для оплаты коммунальной услуги не имеется, необоснованны.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании пункта 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами № 1156.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.
При этом в силу абзаца 4 пункта 8 (17) Правил № 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Правилами № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В этой связи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
В соответствии с пунктом 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) -148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п.148 (2).).
Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг ( абзац 2 пункта 30 Правил № 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Нарушений прав и законных интересов истца стороной ответчика по делу не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано, следовательно, требования ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, штрафа, также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Хартия» об оспаривании коммунальных платежей, компенсации морального вреда, штрафа, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Косенкова