УИД 24RS0011-01-2022-000189-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 25 августа 2022 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.,
при секретаре – Высоцкой Ю.А.,
истца: Васильева А.С.,
представителя истца: Суплик А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-212/2022 по иску Васильева А.С. к Отделу муниципального имущества и земельных отношений администрации Дзержинского района Красноярского края, Администрации Дзержинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в продлении договора аренды и возложении обязанности заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Васильев А.С. обратился в суд с иском к Отделу муниципального имущества и земельных отношений Администрации Дзержинского района Красноярского края, Администрации Дзержинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в продлении договора аренды и возложении обязанности заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды, ссылаясь на следующие обстоятельства. Согласно договора аренды № 21 от 14.03.2019 года, истец арендовал земельный участок с кадастровым номером …, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка с почтовым адресом: Красноярский край, Дзержинский район, урочище У…, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства (пашни). Условия вышеуказанного договора истцом соблюдались в полном объеме, нареканий со стороны ответчиком по соблюдению условий договора не было. Срок действия договора был до 13.03.2022 года, при этом истец планировал продлить данный договор, направил заявление о продлении договора. В январе 2022 года истцом получено уведомление о не продлении спорного договора аренды, в связи с тем, что границы земельного участка не установлены. С данным решение истец не согласен, в связи с чем просит, признать незаконным отказ Отдела муниципального имущества и земельных отношений Администрации Дзержинского района Красноярского края в продлении договора аренды № 21 от 14.03.2019 года. Возложить обязанность на ответчика заключить с Васильевым А.С. дополнительное соглашение о продлении договора аренды № 21 от 14.03.2019 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 34 220 рублей.
В судебном заседании истец Васильев А.С., представитель истца - Суплик А.В., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным обстоятельствам, дополнительно пояснили, что спорный земельный участок у истца находится в аренде с 2004 года. Никаких нарушений со стороны Васильева А.С. администрацией выявлено не было, претензии в устной форме также не высказывались. Спорному земельному участку присвоен кадастровый номер. Был заказан межевой план, площадь земельного участка не изменилась, изменились точки координат. Считает, что истец имеет преимущественное право аренды на данный зеленый участок, просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Отдела муниципального имущества и земельных отношений администрации Дзержинского района Музикявичене М.Н., в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Предоставила отзыв на исковое заявление, согласно которого в удовлетворении исковых требований Васильева А.С. просит отказать в полном объеме, ссылается на следующие обстоятельства. Васильеву А.С. был предоставлен земельный участок по договору аренды № 2 от 01.07.2004 года с кадастровым номером …, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка с почтовым адресом: Красноярский край, Дзержинский район, урочище У…, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства (пашни), общей площадью 2600000 кв.м. 14.03.2019 года с Васильевым был перезаключен договор аренды № 21 сроком до 13.03.2022 года. При проведении проверки на предмет отсутствия противоречий с законодательством РФ в отношении вышеуказанного земельного участка, установлено, что земельный участок не имел индивидуально-определенных признаков и фактически не мог быть объектом аренды, что и явилось основанием для отказа Васильеву А.С. в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Представитель ответчика Администрации Дзержинского района Красноярского края, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в зал суда не явился. Ходатайство об отложении судебного заседания не предоставил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Управление Росреестра по Красноярскому краю о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в зал суда не явился. Ходатайство об отложении судебного заседания не предоставил.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы истца, представителя истца, ответчика исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 606 ГК Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В п. 1 ст. 46 ЗК РФ предусмотрено, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктами 1 и 2 ст. 450 ГК Российской Федерации предусмотрены основания изменения и расторжения договора, а именно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором либо по требованию одной из сторон:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Так, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае земельный участк, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной нормы в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Как следует из материалов дела, 14.03.2019 года между администрацией Дзержинского района Красноярского края и Васильевым А.С. был заключен договор аренды № 21 на земельный участок государственная собственность на который не разграничена. 17.01.2022 года Васильев А.С. обратился с заявлением к Главе Дзержинского района о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером … на 49 лет. По результатам рассмотрения заявления Васильева А.С. 22.02.2022 года получен ответ, что границы спорного земельного участка не установлены, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка согласно п.24 ст.39.16 ЗК РФ. Кроме того, 12.01.2022 года в адрес Васильева А.С. направлено письмо, согласно которого Администрация Дзержинского района сообщает, что использовать земельный участок с кадастровым номером … не возможно в связи с имеющимися противоречиями и договор аренды не будет перезаключен.
В соответствии с п.24 ст.39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно сведений ЕГРН границы земельного участка с кадастровом номером … на 01.06.2022 года не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельный участок имеет статус «актуальные, ранее утонённые».
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно части 2, пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, включая описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Таким образом, поскольку содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером … не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, сведения о границах спорного земельного участка подлежали уточнению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у администрации Дзержинского района Красноярского края имелись предусмотренные подпунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ основания для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления Васильева о предоставлении земельного участка с кадастровым номером … в аренду без проведения торгов.
К доводам Васильева А.С. и его представителя, суд относится критически, так как они основаны на неверном толковании норма права.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильева А.С. к Отделу муниципального имущества и земельных отношений Администрации Дзержинского района Красноярского края, Администрации Дзержинского района Красноярского края о признании незаконным отказа в продлении договора аренды и возложении обязанности заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.И. Бояркина