ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213 от 23.08.2011 Красноармейского районного суда (Самарская область)

                                                                                    Красноармейский районный суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красноармейский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

23 августа 2011 года с.Красноармейское

Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К.,

с участием:

помощника прокурора Красноармейского района Самарской области - Мурзабаевой Ж.И.,

представителя ответчика - Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области - Гаврилина С.А., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица - инспектора ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС по Самарской области - ФИО1, действующего на основании доверенности, при секретаре - Гребешковой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-213/2011 по исковому заявлению прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением об обязании администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, указав, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области требований законодательства о пожарной безопасности в части готовности сил и средств, предназначенных для пожаротушения, к защите населения и территорий сельского поселения Красноармейское от пожаров, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с требованиями п. 9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Аналогичные положения закреплены в ст.7 п.10 устава сельского поселения. В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.94 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 19. Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. В соответствии с приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (далее по тексту ППБ 01-03). Данные Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п.10 ППБ 01-03 руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. 27.06.11 года сотрудниками ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский по поручению прокуратуры Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области требований законодательства о пожарной безопасности, проверка готовности сил и средств, предназначенных для пожаротушения, к защите населения и территорий от пожаров в населенных пунктах сельского поселения Красноармейское, в ходе которой выявлены следующие нарушения в законодательстве о пожарной безопасности:

территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем не оснащена;

населенный пункт (п.Любицкий) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеет переносную пожарную мотопомпу (ППБ 01-03 п.31);

у водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника ( ППБ 01-03 п.90);

у естественных водоисточников  (водоем, расположенный на -1,  (пруд в конце , река сухая Вязовка ), не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94);

на территории сельского населенного пункта () отсутствует средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.3, п.114).

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.

Таким образом, администрацией сельского поселения Красноармейское не обеспечено право жителей () на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного прокурор района просит:

Обязать администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

обеспечить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

обеспечить населенный пункт () с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпой;

установить у водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

устроить у естественных водоисточников  (водоем, расположенный на -1,  (пруд в конце , река сухая Вязовка ), подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

установить на территории сельского населенного пункта () средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Красноармейского района Самарской области Мурзабаева Ж.И. поддержала исковое заявление прокурора в полном объеме по указанным в нём основаниям и пояснила, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства всеми органами, в том числе и администрациями сельского поселения. В ходе проведенной проверки было установлено неисполнение администрацией сельского поселения Красноармейское законодательства о пожарной безопасности, что и послужило основанием для подачи в суд искового заявления.

Представитель ответчика - Гаврилин С.А. в судебном заседании требования прокурора не признал и суду пояснил, что часть выявленных нарушений уже устранена. У естественных водоисточников (пруды при населенных пунктах) имеются площадки (пирсы) с твердым покрытием, однако они не имеют требуемых прокурором размеров, созданы добровольные народные дружины, то есть администрацией сельского поселения предпринимаются все меры по устранению нарушений противопожарной безопасности, однако, недостаточность финансов ограничивает возможности сельского поселения. Кроме того, на территории поселения имеется пожарная часть, в которой имеется постоянный запас воды на случай пожара, что также обеспечивает пожарную безопасность поселения. Считает, что прокуратура не должна через суд обязывать администрацию сельского поселения устранить нарушения требований пожарной безопасности, поскольку эти функции возложены на органы пожарной безопасности, которые соответственно уполномочены выявлять данные нарушения, выписывать соответствующие предписания и в случае их неисполнения применять меры наказания, предусмотренные законодательством.

Представитель третьего лица - инспектор ОНД муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС по Самарской области - ФИО1 исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что в ходе проведенной по поручению прокуратуры проверки ОНД были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах сельского поселения Красноармейское. Данные нарушения необходимо устранить, поскольку они непосредственно влияют на работу пожарных в случае возникновения данных чрезвычайных ситуаций, указанные требования установлены соответствующими правилами и отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения не может являться основанием для несоблюдения данных требований.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, объяснения представителя третьего лица, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления прокурора района.

Как установлено в судебном заседании отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области, однако сторонами не оспаривается, что часть выявленных нарушений на данный момент ответчиком фактически устранена, и поэтому суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора.

На данный момент остаются невыполненными (не устранены) следующие требования пожарной безопасности, а именно:

населенный пункт () с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеет переносную пожарную мотопомпу (ППБ 01-03 п.31);

у водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника ( ППБ 01-03 п.90);

у естественных водоисточников  (водоем, расположенный на -1,  (пруд в конце , река сухая Вязовка ), не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94);

на территории сельского населенного пункта () отсутствует средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п.3, п.114).

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности, которые устанавливают требования пожарной безопасности, являющиеся обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно требованиям п.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.94 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с требованиями ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Согласно ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» / граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.

Таким образом, администрацией сельского поселения Красноармейское не обеспечено право жителей () на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ / прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика о том, что прокуратура района не должна обращаться в суд с исковым заявлением об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности имели место быть, сторонами не оспариваются, а само решение прокуратуры района о проведении проверки ответчиком не обжаловалось. Также, довод представителя ответчика о том, что наличие пожарной части на территории поселения Красноармейское обеспечивает пожарную безопасность не может быть принят судом к вниманию, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в части неустраненных нарушений требований пожарной безопасности, в удовлетворении остальной части искового заявления прокурора суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

обеспечить населенный пункт () с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпой;

установить у водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

устроить у естественных водоисточников  (водоем, расположенный на -1,  (пруд в конце , река сухая Вязовка ), подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

установить на территории сельского населенного пункта () средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней, с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 26.08.2011 года.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Султангалиев Х.К.