УИД: 66RS0044-01-2023-002136-06 Дело № 2-2130/2023
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2023
(с учетом выходных дней 05.08.2023-06.08.2023)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 июля 2023 года г. Первоуральск Свердловская область
Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Федорца А.И.,
при секретаре судебного заседания Левицкой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2130/2023 по иску Ездакова Максима Игоревича к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о возложении обязанности, взыскании неустойки, судебных расходов,
установил:
Истец Ездаков М.И. обратились в суд с требованиями к Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о возложении обязанности установить дорожные знаки, в случае неисполнения данной обязанности взыскании в пользу каждого из истцов неустойки в виде штрафа, а также взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проживает по указанному адресу в г. Первоуральске, занимается общественной деятельностью и передвигается в личных целях на автомобиле. При движении на автомобиле было обнаружено, что имеется опасность при передвижении по участкам дорог, а именно:
- отсутствует искусственная дорожная неровность, обозначенная дорожным знаком 5.20 со стороны <адрес>,
- со стороны перекрестка <адрес>) отсутствуют дорожные знаки 5.15.2 в соответствии с п. 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019,
- со стороны перекрестка <адрес> – <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.15.1 в соответствии с п. 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019.
По обращению истца органы ГИБДД зафиксировали указанные дефекты дорог, однако ответчик каких-либо мер по улучшению ситуации не предпринял.
В соответствии со ст. 6 Устава Муниципального образования город Первоуральск к вопросам местного значения городского округа относится, в т.ч. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 38 Устава к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск относится реализация муниципальной политики в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
На основании вышеизложенного просил обязать УЖКХиС городского округа Первоуральск в срок до 01.09.2023 устранить вышеуказанные дефекты дорог. В случае неисполнения решения суда в указанные сроки, разумным в целях стимулирования ответчика к исполнению решения считает взыскание судебной неустойки в виде штрафа в размере 500 рублей в день. Также просил взыскать судебные расходы на отправление копии искового заявления в размере 300 руб. 00 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Истец Ездаков М.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам иска, уточнил, что искусственная неровность отсутствует на дороге в районе <адрес>, в иске допущена опечатка.
Представитель ответчика Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск Татаурова Л.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что участок автомобильной дороги по <адрес> отремонтирован в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>, кроме того имеются проекты организации дорожного движения, заключались муниципальные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время еще ведутся работы по муниципальному контракту. Разметка уже имеется, частично производят другие работы. Знаки устанавливаются в объёме денежных ассигнований. Кроме того, в ПДД РФ закреплено, что в случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Исполнение судебного решения в части содержания и ремонта автомобильной дороги общего пользования местного значения не порождает возникновение обязательств органа местного самоуправления перед Ездаковым М.И. Это публичная обязанность ответчика по отношению к неограниченному кругу лиц. Следовательно, взыскание судебной неустойки в пользу конкретного лица нарушает данный принцип, взыскатель необоснованно становится выгодоприобретателем бюджетных средств. Сумма судебной неустойки является чрезмерно завышенной для местного бюджета.
Представитель третьего лица ОМВД России по г. Первоуральску в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
В силу статей 12, 132 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 ст. 3, ст. 15, ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Требования по организации дорожного движения регулируются ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Росстарнадра от 20.12.2019 года N 1425-ст (далее ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно положениям ст. 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения; получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам; получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
Как участник дорожного движения истец имеет право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, обладает правом на безопасные условия движения по дорогам, надлежащее состояние автомобильных дорог. Следовательно, вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования местного значения проходящая по пр. Ильича г. Первоуральска находится в оперативном управлении органов местного самоуправления.
ОГИБДД г. Первоуральска по обращению Ездакова М.И. было проведено обследование автомобильной дороги местного значения по пр. Ильича г. Первоуральска. В результате обследования установлено, что имеются нарушения требований ГОСТ Р 52289-2019, а именно:
- отсутствует искусственная дорожная неровность, обозначенная дорожным знаком 5.20 со стороны <адрес>,
- со стороны перекрестка <адрес> – <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.15.1 в соответствии с п. 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019,
- перекресток <адрес>) отсутствуют дорожные знаки 5.15.2 в соответствии с п. 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п. 9.1 Правил дорожного движения количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Кроме того, на основании пункта 5.6.22 ГОСТ Р 52289-2019 Знаки 5.15.1 "Направления движения по полосам" и 5.15.2 "Направления движения по полосе" применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие только разворот, запрещают левый поворот.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.
Действие знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Основные знаки устанавливают в начале разделения полос движения разметкой 1.1.
Каждый из знаков 5.15.2 располагают над серединой полосы, для которой он предназначен.
Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 устанавливают на дорогах, имеющих перед перекрестком три полосы, знак 5.15.2 - три полосы и более для движения в данном направлении. На других дорогах предварительные знаки допускается устанавливать при необходимости.
Знак 5.15.1 вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в населенных пунктах - не более двух полос движения в данном направлении, допускается размещать справа от дороги, при этом устанавливают и предварительный знак 5.15.1.
Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии от 50 до 150 м до места установки основных знаков.
При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1 - 4.1.6 не применяют.
Из представленного в материалы дела проекта организации дорожного движения автомобильных дорог находящихся на территории городского округа Первоуральск /л.д. 20-47/ следует, что проектом предусмотрена установка дорожных знаков 5.15.1 на <адрес>, а именно на участке дороги <адрес> и 1 <адрес>. справа /л.д. 28, 49/.
Для реализации данного проекта между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и Строительства городского округа Первоуральск и Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ и с обществом с ограниченной ответственностью «Уральский дорожный научно-исследовательский центр» /л.д. 51-91/, работы проводятся, установлены дорожные знаки по адресу: <адрес>. (перекресток <адрес> и <адрес>) /л.д. 106/.
В пункте 5.6.31 ГОСТ Р 52289-2019 указано, что знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения искусственной неровности по ГОСТ Р 52605. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств. Допускается устанавливать знак слева на участке дороги, проходящем вдоль трамвайных путей или непосредственно прилегающей к нему справа выделенной дорожным ограждением площадки, предназначенной для стоянки транспортных средств, обозначенной знаком 6.4.
В настоящее время недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги со стороны <адрес> отсутствуют, дорожный знак 5.20 демонтирован.
В отношении необходимости установки дорожных знаков на указанных истцом участках дороги, суду предоставлены фотографии дороги, в соответствии с которыми, распределение движения по полосам произведено на основании дорожной разметки.
Суд полагает, что в данном случае, регулирование дорожного движения в достаточной мере и в соответствии с требованиями ПДД РФ, осуществлено с помощью разметки, дополнительная установка знаков, регулирующих движение по полосам, носит рекомендательный характер и не влияет на безопасность движения.
Более того, истец по делу не доказал нарушений его личных прав действиями ответчика. Одно только наличие на праве аренды у истца автомобиля не свителеьсвует о том, что любой выявленный недостаток дорожного покрытия на всей территории Российской Федерации нарушает его личные права.
Так, в ответе ГИБДД (л.д. 10) сотрудниками допущена опечатка в номере дома, указан № <адрес> <адрес>. Дома с указанным номером в г. Первоуральске не существует. Подобная нумерация в принципе не используется и где-либо еще. Однако истец, без какой-либо критической оценки ответа ГИБДД, механически скопировал данный ответ в просительную часть заявления, что свидетельствует об отсутствии нарушения личных прав, формальном отношении истца к выбору объектов для защиты, направленности действий истца не на реальную защиту права, а на иные мотивы. Об этом же свидетельствует и размещенная в свободном доступе информация о движении судебных дел, свидетельствующая о том, что истец систематически занимается поиском недостатков в содержании улиц и дорог и направляет многочисленные иски об устранении выявленных недостатков, сопряженные со взысканием в свою личную пользу судебной неустойки. Никаких доказательств того, что указанные в ответе ГИБДД недостатки ограничили права Ездакова М.И., создали лично для него опасность, привели к появлению лично у него материального ущерба, в какой-либо конкретной дорожной ситуации дезориентировали его в движении, Ездаков М.И. не предоставил, в защиту прав неопределённого круга лиц Ездаков М.И. выступать не управомочен.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцом не представлено доказательств нарушения своих прав и законных интересов бездействием ответчика в части установки дорожных знаков исковые требования Ездакова М.И. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск о возложении обязанности, взыскании неустойки, судебных расходов не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 14, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ездакова Максима Игоревича (ИНН №) к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск (ИНН 6625028667) о возложении обязанности, взыскании неустойки, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.И. Федорец