К делу № 2-2132/13г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Темрюк 19 ноября 2013 года.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Шинкаревой Л.И.
при секретаре Бабенко Т.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Темрюкского района Владыкиной А.А.,
и ответчиков – представителя администрации МО Темрюкский район Мануйловой С.А., представителя управления образования МО Темрюкский района Гореловой Е.Л. и директора МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21 Обложкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района к администрации МО Темрюкский район, к управлению образования МО Темрюкский района и МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Темрюкский район, к управлению образования МО Темрюкский района и МБОУ СОШ № 21 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта образовательного учреждения, обосновывая свои требования тем, что при проведении прокурорской проверки готовности образовательных учреждений Темрюкского района к осуществлению образовательного процесса в 2013-2014 учебном году выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании и о противодействии терроризму в деятельности МБОУ СОШ № 21.
Так, в ходе проверки установлено, что МБОУ СОШ № 21 договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг не заключен. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации. Отсутствие в МБОУ СОШ № 21 охраны, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности и прошедшей профессиональную подготовку, существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования и создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, персонала, родителей (законных представителей) посещающих территорию указанного образовательного учреждения.
11.11.13 года истец уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район, как учредителя и собственника имущества (п.1.2 Устава МБОУ СОШ № 21), выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в МБОУ СОШ № 21 охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности. Обязать администрацию МО Темрюкский район в 2014 году выделить в соответствии с «Положением о бюджетном процессе» МО Темрюкский район денежные средства на безопасность образовательного учреждения и профилактики терроризма и экстремизма в части обеспечения в МБОУ СОШ № 21 охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности. Обязать управление образованием администрации МО Темрюкский район и МБОУ СОШ № 21 принять меры по обеспечению охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности по мере поступления соответствующих денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Владыкина А.А. поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель администрации МО Темрюкский район Мануйлова С.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что ответчиками выполнен ряд действий по обеспечению безопасности учащихся, а именно: по периметру территории образовательного учреждения имеется ограждение, на входе здания установлен контрольно-пропускной режим, имеется персонал, осуществляющий охрану образовательного учреждения (4 сменных сторожа), установлена кнопка экстренного вызова полиции, оборудованная мобильным устройством. В муниципальном образовании Темрюкский район 88 объектов образования, из них 33 школы, 12 из них уже обеспечены лицензированной охранной (к 2015 году и в МБОУ СОШ № 21 возможно будет лицензированная охрана). В Темрюкском районе действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Темрюкского района» на 2012-2013 годы. Данная программа финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11 090 800 рублей. Программой предусмотрено выполнение мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности. На мероприятия по антитеррористической безопасности из муниципального бюджета выделено 2 748 100 рублей, из них 2 025 000 рублей на оплату услуг частным охранным предприятиям. На основании сметного расчета, для обеспечения специализированной охраной учреждений образования только на время пребывания в них детей необходимо 22 659780 рублей, для осуществления круглосуточной охраны 72 401 400 рублей. В каждом образовательном учреждении разработаны инструкции по действию при возникновении ЧС, оказанию первой помощи, организованы занятия с детьми и работниками по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводятся родительские собрания по вопросам обеспечения безопасности детей во время учебно-воспитательного процесса и в свободное время. Проводятся целевые инструктажи с воспитанниками, учащимися работниками по вопросам антитеррористической защищенности, действий при ЧС с записью в соответствующих журналах регистрации инструктажей. Во всех образовательных учреждениях регулярно проводятся тренировки с сотрудниками учреждений с целью отработки действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Пункт 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16.07.13 года № 2770-КЗ не конкретизируют обязанность обеспечения учебного учреждения охраной лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности. Уже предпринятые меры к обеспечению безопасности учеников и работников образовательного учреждения являются достаточными. Проект бюджета муниципального образования Темрюкский район уже сформирован и направлен в контрольно-счетную палату и Совет МО Термюкский район. Публичные слушания назначены на 09.12.13 года. Бюджет предположительно будет утвержден на сессии Совета МО Термюкский район 20 или 27 декабря 2013 года.
Директор МБОУ СОШ № 21 Обложкина А.Н. в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора, пояснив, что ими предприняты возможные меры для обеспечения безопасности учащихся (численность 390 человек) и сотрудников школы. Заключить договор на оказание охранных услуг с охранной организацией, имеющей лицензию, МБОУ СОШ № 21 сможет только по поступлении денежных средств из администрации МО Темрюкский район на эти цели. Другого финансирования нет.
Представитель управления образованием администрации МО Темрюкский район Горелова Е.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора, пояснив, что в муниципальном образовании Темрюкский район 88 объектов образования, в том числе: 33 школы, 48 дошкольных образовательных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования детей. Штатным расписанием МБОУ СОШ № 21 предусмотрено наличие четырех ставок сторожей (вахтеров), что позволяет осуществлять круглосуточный контроль на объекте образования, которым должностной инструкцией сторожа (вахтера) вменено в обязанность работника осуществление пропускного режима в здание учреждения, а в дошкольных образовательных учреждениях и на территорию образовательного учреждения с ведением соответствующего журнала. Учреждения образования не оказывают охранных услуг другим учреждениям, а лишь реализуют возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, и работников образовательных учреждений в пределах выделенных средств и штатными сотрудниками учреждения. По условиям программы «Безопасность образовательных учреждений Темрюкского района на 2012-2013 годы» финансирование мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета. Для обеспечения специализированной охраной учреждений образования только на время пребывания в них детей необходимо 22 659 780 рублей, для осуществления круглосуточной охраны – 72 401 400 рублей, однако, такие средства не выделяются муниципальным бюджетом. На мероприятия по антитеррористической безопасности из муниципальногобюджета выделено 2 748 100 рублей из них 2 025 000 рублей на оплату услугчастным охранным предприятиям, за счет которых осуществляетсяохрана в 12-ти общеобразовательных учреждениях и оплата услуг покруглосуточному наблюдению за объектами образования. В целях антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов образования, во всех образовательных учреждениях города и района в 2013 году установлена современная тревожная кнопка, оборудованная мобильным устройством, которое всегда находится у сторожа (вахтера), а тревожный сигнал немедленно поступает на пульт вневедомственной охраны, откуда производится выезд группы экстренного реагирования. Проектом ведомственной целевой программы «Безопасность и антитеррористическая защищенность образовательных учреждений в Темрюкском районе» на 2014 год из средств муниципального бюджета предусмотрено 3 903 300 рублей, которые будут направлены на оплату технического обслуживания и контролю, установленной тревожной кнопки и обеспечению охраны работниками ЧОП в 8 школах (№). При выделении денежных средств тому или иному образовательному учреждению учитывается численность учащихся (воспитанников) и место расположения образовательного учреждения. На основании приказов управления образованием о мерах по обеспечению безопасности руководителями образовательных учреждений уделяется большое внимание вопросам безопасности образовательных учреждений.
Учитывая позицию ответчика, помощник прокурора Темрюкского района Владыкина А.А. уточнила требования и дополнительно к заявленным требованиям просила обязать администрацию МО Темрюкский район Краснодарского края в соответствии с Уставом муниципального образования Темрюкский район и Положением о бюджетном процессе муниципального образования Темрюкский район в срок до 31.12.14 года устранить допущенное нарушение по выделению денежных средств МБОУ СОШ № 21 для осуществления физической защиты путем заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией, имеющей лицензию, до 31.12.14 года, т.е. принять участие в соответствующих программах, финансируемых из краевого бюджета, и предусмотреть необходимые расходы в бюджете муниципального образования Темрюкский район на 2015 год.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Среди основных прав человека, которые согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания ст. 2 Конституции РФ, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 года № 2487-1 установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частью 2 статьи 3 указанного Закона определены виды охранных услуг, к которым отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», оказание охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
При этом ч. 3 ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурорской проверки готовности образовательных учреждений Темрюкского района к осуществлению образовательного процесса в 2013-2014 учебном году были выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании и о противодействии терроризму в деятельности МБОУ СОШ № 21 – договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг, не заключен. Охрана образовательного учреждения и обеспечение пропускного режима на нем осуществляется лицами, не имеющими статуса частных охранников и не являющимися работниками частной охранной организации, что подтверждается актом от 14.08.13 года (л.д. 5), информационной справкой МБОУ СОШ № 21 от 12.09.13 года (л.д. 6) и трудовым договором (л.д. 7-10).
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период процесса обучения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 3 ст. 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотривает, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
Согласно Устава МБОУ СОШ № 21 является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация МО Темрюкский район (п.1.2. Устава) (л.д. 12), поэтому финансирование школы производится за счет средств муниципального бюджета.
Согласно ч. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
То есть школа, как получатель бюджетных средств, вправе заключать договора на оказание различных услуг, в том числе и услуг по охране, только в пределах выделенных ей из бюджета денежных средств.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается сообщением начальника управления образованием МО Темрюкский район Т.Г., финансовых средств на охрану данной школы силами частного охранного предприятия либо иными лицами, которые вправе заниматься охранной деятельностью, не выделялось. Штатным расписанием МБОУ СОШ № 21 предусмотрено наличие четырех ставок сторожей (вахтеров), что позволяет осуществлять круглосуточный контроль на объекте образования. Должностной инструкцией сторожа (вахтера) вменено в обязанность работника осуществление пропускного режима в здание учреждения.
Из письма начальника управления образованием МО Темрюкский район Т.Г. видно, что в МО Темрюкский район действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Темрюкского района на 2012-2013 годы». Данная программа финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11 090 800 рублей. Программой предусмотрено выполнение мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности на мероприятия по антитеррористической безопасности из муниципального бюджета выделено 2 748 100 рублей из них 2 025 000 рублей на оплату услуг частным охранным предприятиям. За счет этих средства осуществляется охрана в 12-ти общеобразовательных учреждениях и оплата услуг по круглосуточному наблюдению за объектами образования. По условиям программы, финансирование мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета. На основании сметного расчета, для обеспечения специализированной охраной учреждений образования только на время пребывания в них детей необходимо 22 659780 рублей, для осуществления круглосуточной охраны 72 401 400 рублей. Такие средства запрашиваются управление образования при формировании муниципального бюджета, но не полностью выделяются муниципальным бюджетом.
В соответствии с п. 1.7 Устава МБОУ СОШ № 21 в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края в области образования, решениями Учредителя, настоящим Уставом (л.д. 12).
Согласно п. 6.5 Устава МБОУ СОШ № 21 обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности (л.д. 27). Также в силу п. 6.10 Устава данное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (л.д. 28).
Пунктом 7.7 Устава предусмотрено, что МБОУ СОШ № 21, как получатель бюджетных средств, находится в ведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является Управление образованием администрации МО Темрюкский район, осуществляющее отдельные полномочия Учредителя, которым является администрация МО Темрюкский район, в части предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели (л.д. 29).
В соответствии с п. 7.8 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий (л.д. 29).
При таких обстоятельствах непринятие мер со стороны администрации МО Темрюкский район, руководства МБОУ СОШ № 21 при отсутствии должного уровня контроля и руководства со стороны Управления образованием МО Темрюкский район организационных мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанного образовательного учреждения, поэтому уточненные требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21 для осуществления физической защиты данного образовательного учреждения путем заключения договора на оказание охранных услуг с охранной организацией, имеющей лицензию, в соответствии с часть 1 статьи 1 Закона РФ от 11.03.92 года «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края в соответствии с Уставом муниципального образования Темрюкский район и Положением о бюджетном процессе муниципального образования Темрюкский район устранить допущенное нарушение в срок до 31.12.14 года.
Обязать управление образования муниципального образования Темрюкский район по поступлении соответствующих денежных средств из бюджета принять меры по заключению договора на оказание охранных услуг МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21 с охранной организацией, имеющей лицензию, в соответствии с часть 1 статьи 1 Закона РФ от 11.03.92 года «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Обязать администрацию МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21 по поступлении денежных средств заключить договор на оказание охранных услуг с охранной организацией, имеющей лицензию, в соответствии с часть 1 статьи 1 Закона РФ от 11.03.92 года «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: