ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2132/2017 от 19.12.2017 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-2132/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

Председательствующего Ломака А.А.

при секретаре Куцевол О.Ю.

с участием представителя истца по доверенности - ФИО1

представителя ответчика – ФИО2 по доверенности – ФИО3,

представителя третьего лица – ФИО4 по доверенности – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «РЖД» к ФИО2 о прекращении права собственности на земельный участок, прекращении права аренды, изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка, определении возмещения за изымаемый земельный участок,

установил:

ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала ОАО «РЖД» -Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о принудительном возмездном изъятии земельного участка для государственных нужд.

В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, заявила ходатайство об уточнении требовании? в части установления размера возмещения и просит определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес> относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в размере 1 000 373 рубля, из них: итоговая величина рыночной стоимости составляет – 901 106 (Девятьсот одна тысяча сто шесть) рублей. упущенная выгода составляет – 98 917 рублей; размер убытков - 350 рублей.

Представитель ответчика по доверенности указал, что признает итоговую величину рыночной стоимости в размере 901 106 рублей и убытки связанные с переоформление права собственности на оставшуюся после изъятия часть земельного участка в размере 350 рублей, однако, считает заниженной и необоснованной упущенную выгоду, определенную оценщиком истца в размере 98 917 рублей, просит установить возмещение упущенной выгоды в размере 750 603 рубля 32 коп., обосновывая свои возражения обязательствами перед арендатором ИП ФИО6 КФХ ФИО4 по возмещению убытков (упущенной выгоды) в связи с досрочным расторжением договора аренды. В подтверждение обоснованности размера упущенной выгоды ссылается на представленный в дело отчет об оценке от 20.06.2017 N 212/06-17, выполненный ООО «Аскольд».

Представитель третьего лица – ФИО4 по доверенности, доводы ответчика поддержал, представил отзыв, просил установить возмещение упущенной выгоды в размере 750 603 рубля 32 коп., указал, что после изъятия земельного участка для государственных нужд, собственник земельного участка ФИО2 в силу закона обязан самостоятельно компенсировать ему как арендатору убытки (упущенную выгоду), возникающие у последнего в связи досрочным прекращением договора аренды земельного участка и невозможностью производства сельскохозяйственной продукции. Размер возмещения, определённый в отчёте истца, не покроет убытки, причинённые ему в связи с досрочным расторжением договора аренды.

Представители иных третьих лиц, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, с исковым заявлением ознакомлены, заявлений о рассмотрении заявленных исковых требований в своё отсутствие не представили.

В связи с чем, с учетом мнения представителей сторон, которые против вынесения решения в отсутствие указанных лиц не возражали, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта осуществляет реализацию проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла».

Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ принято распоряжение от 14.10.2016 No ЕЛ-98-р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково -Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» и об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта.

Согласно пункту 2 преамбулы Распоряжения об изъятии, ОАО «РЖД» обеспечивает проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд.

В соответствии с пунктом 38 Приложения N 2 к распоряжению Росжелдора от 14.10.2016 No ЕЛ-98-р, часть исходного земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, подлежит изъятию для государственных нужд.

Правообладателем исходного земельного участка является ФИО2. На данный земельный участок зарегистрировано ограничение (обременение) в виде аренды в пользу ФИО4 на основании договора аренды <№> от 17.02.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.12.2016 <№>, а также договором аренды <№> от 17.02.2011, представленным в дело.

На исходном земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером <№> образован земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв.м, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В результате изъятия земельного участка для государственных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Правообладатель изымаемого земельного участка должен быть уведомлен о принятом Распоряжении об изъятии земельного участка для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством, п.5 ст. 279 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации Росжелдором на официальном сайте администрации Медведовского сельского поселения Тимашевского района было размещено Распоряжение об изъятии от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р, что подтверждается сведениями, которые находятся по электронному адресу в сети «Интернет»:http://www.admmedved.ru/?p=9260. Распечатка сведений размещённых по указанному адресу представлена истцом в дело.

В связи с отсутствием сведений об адресе собственника земельного участка копия Распоряжения об изъятии согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ему не направлялась.

15.06.2017 ответчику нарочно передано соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд, с приложением выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копии отчёта об оценке от 17.02.2017 <№>, что подтверждается отметкой ФИО2 на сопроводительном письме ДКРС-ЮГ ОАО «РЖД» от 02.06.2017 N ИРД-691.

С целью определения размера возмещения за часть земельного участка подлежащего изъятию, образованного из исходного земельного участка с кадастровым номером <№>, ОАО «РЖД» заключило договор с оценочной компанией ООО «ЮРЦО-Веакон» на проведение оценки рыночной стоимости и иных прав, подлежащих прекращению.

В представленном в дело отчете об оценке от 10.05.2017 N 19/0117/1/2-12/И, выполненном ООО «Южный Региональный Центр Оценки - Веакон», содержатся результаты оценки стоимости возмещения части земельного участка площадью 30279+/-305 кв. м, которая образована в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края, и предполагаемого к изъятию в целях строительства объектов по титулу «Комплексная реконструкция участка им М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла. Обход Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство двухпутной электрифицированной ж. д. линии на участке Козырьки - Гречаная со строительством новой станции Кирпили».

Согласно отчёту об оценке размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет: 1 000 373 (Один миллион триста семьдесят три) рубля 00 копеек, из них: итоговая величина рыночной стоимости составляет – 901 106 (Девятьсот одна тысяча сто шесть) рублей 00 копеек; упущенная выгода составляет – 99 267 (Девяносто девять тысяч двести шестьдесят семь) рублей 00 копеек.

В установленные сроки соглашение об изъятии ответчиком подписано не было, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены, в связи с чем, ОАО «РЖД» было вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).

В соответствии статьи 49 Земельного кодекса РФ, Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации принято распоряжение от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта.

Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Орган, принявший решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организации?, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации (часть 1 статьи 26 Закона No 499-ФЗ).

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 No 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условии? данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2, 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).

Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).

Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).

Исходя из приведенных норм и обстоятельств, суд приходит к выводу о соблюдении истцом порядка принудительного изъятия принадлежащей ответчику на праве собственности части земельного участка.

Во исполнение п.4 ст.56.10 ЗК РФ, истцом был подготовлен проект соглашения об изъятии.

В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечению девяносто дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом в соответствии с п. 6 статьи 279, п. 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ.

В установленные сроки соглашение об изъятии ответчиком подписано не было.

Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону, в суд за изъятием для федеральных нужд обратилось уполномоченное лицо, размер возмещения установлен заключением независимого оценщика, суд с читает требования истца об изъятии для государственных нужд спорного земельного участка являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу статьи 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 No 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 No 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Согласно отчёту об оценке от 10.05.2017 N 19/0117/1/2-12/И, выполненному ООО «Южный Региональный Центр Оценки - Веакон», размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет: 1 000 373 (Один миллион триста семьдесят три) рубля 00 копеек, который включает в себя: итоговая величина рыночной стоимости – 901 106 рублей; упущенная выгода – 98 917 рублей; убытки, связанные с переоформлением прав на оставшуюся часть земельного участка - 350 рублей.

Ответчик пояснил, что признает сумму в размере 901 106 рублей (рыночная стоимость), 350 рублей убытки, связанные с переоформлением.

В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела признать иск.

Поскольку частичное признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, признание иска в части установления размера возмещения рыночной стоимости изымаемого земельного участка и размера убытков, связанных с переоформление прав на оставшуюся после изъятия часть земельного участка, принято судом.

В силу ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Вместе с тем, ответчик указал, что упущенная выгода, связанная с невозможностью производства сельхозпродукции определённая в отчёте об оценке ООО «ЮРЦО-Веакон» в размере 98 917 руб., необоснованно занижена, не покрывает его расходы на компенсацию убытков, причинённых ИП ФИО6 КФХ ФИО4 досрочным расторжением Договора аренды, просил установить денежную компенсацию упущенной выгоды в размере 750 603 руб. 32 коп. в соответствии с отчётом об оценке от 20.06.2017 № 212/06-17, выполненным ООО «Аскольд».

Рассмотрев материалы дела судом установлено, что по договору № 6 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 17.02.2011г. ФИО2 передал в аренду индивидуальному предпринимателю – ФИО6 КФХ ФИО4, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <№>, общей площадью 79200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно пунктам 7.1 – 7.2 Договора, указанный Договор вступает в силу и действует 5 лет с момента государственной регистрации, произведённой 15.03.2011, что подтверждается отметкой регистрирующего органа на Договоре. По истечении срока действия Договора он считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок (пункт 7.3 Договора). На дату рассмотрения настоящего дела Договор продлён, является действующим, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.12.2016 <№>. Следовательно, действие Договора, с учетом его однократного возобновления, прекращается 15.03.2021.

В связи с принятием Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтранса России Распоряжения от 14.10.2016 № ЕЛ-98-р об изъятии земельных участков для государственных нужд, часть земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащая ФИО2 на праве собственности, площадью 30272 кв.м. подлежит изъятию для государственных нужд.

15.06.2017 ФИО2 письмом ДКРС-ЮГ ОАО РЖД от 02.06.2017 N ИРД-691 вручен проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ установлено, что заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд является основанием для досрочного прекращения договора аренды земельного участка.

После заключения соглашения об изъятии для государственных нужд части земельного участка площадью 30272 кв.м., действие договора <№> от 17.02.2011 аренды земельного участка с кадастровым номером <№> будет прекращено.

Согласно пункту 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ при определении размера возмещения при изъятии земельных участков для государственных нужд в него включаются в числе прочего убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах.

Пунктом 8 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ установлено, что правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости.

Следовательно, после изъятия земельного участка для государственных нужд, собственник земельного участка -ФИО2, самостоятельно компенсирует арендатору ИП ФИО6 КФХ ФИО4 убытки (упущенную выгоду), возникающие у последнего в связи досрочным прекращением договора аренды земельного участка и невозможностью производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно представленному истцом в материалы дела отчёту об оценке от 10.05.2017 № 19/0117/1/2-12/И, выполненному ООО «ЮРЦО-Веакон», упущенная выгода, связанная с невозможностью производства сельхозпродукции (подлежащая выплате фактическому землепользователю) - 98 917 руб. 00 коп.

В то же время, согласно представленному в дело ИП ФИО6 КФХ ФИО4 отчёту об оценке от 20.06.2017 N 212/06-17, выполненному ООО «Аскольд», упущенная выгода в связи с невозможностью дальнейшего использования земельного участка составляет – 750 603 руб. 32 коп.

Изучив представленные в дело отчёты суд приходит к выводу, что упущенная выгода, связанная с невозможностью производства сельхозпродукции, определённая в отчёте об оценке ООО «ЮРЦО-Веакон» в размере 98 917 руб. необоснованно занижена, в этой части отчет об оценке не может считаться достоверным доказательством.

Так, при определении периода восстановления нарушенного в результате изъятия земли производства, оценщик исходил из того, что изъятые земельные участки будут замещены равноценными через год. Данный вывод оценщик обосновал упоминанием на опрос риэлтеров, не представив в отчет документальные результаты опроса, что ставит под сомнение достоверность и обоснованность указанной оценщиком информации, непосредственно влияющей на результат оценки.

Кроме того, оценщик в качестве исходных данных для оценки применил среднестатистические показатели севооборота, урожайности, цен реализации, не применив показатели по хозяйству ИП ФИО6 КФХ ФИО4, которые значительно отличаются от использованных оценщиком.

Суд, оценивая отчёт об оценке представленный истцом, также учитывает требование пункта 7 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, согласно которому размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Согласно направленному ФИО2 проекту соглашения, к нему приложена выписка из отчёта об оценке ООО «ЮРЦО-Веакон» № 19/0117/1/2-12, дата оценки – 10.02.2017, дата составления отчёта – 17.02.2017, таким образом, размер возмещения был определён в феврале 2017 года.

Согласно представленному в материалы дела сопроводительному письму ДКРС-Юг ОАО «РЖД» от 02.06.2017 № 691-ИРД, соглашение об изъятии земельного участка было направлено ФИО2 02.06.2017 и получено им 15.06.2017, то есть, в нарушение требований закона, размер возмещения определён далеко за пределами установленного 60-ти дневного срока.

При этом, устанавливая срок определения возмещения, законодатель исходил из того, что по истечении 60-ти дней результаты оценки становятся недостоверными в связи с изменением используемых для оценки данных.

Суд считает, что в силу императивной нормы закона, определение возмещения за пределами установленного законом срока предполагает недостоверность отчёта.

Оценивая отчёт об оценке от 20.06.2017 N 212/06-17, выполненный ООО «Аскольд», суд приходит к выводу о его достоверности, так как в основу расчета положены данные справки от 31.05.2017 по основным показателям сельскохозяйственной деятельности КФХ ФИО4, согласованной Управлением сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности муниципального образования Тимашевский район, отражающей реальные показатели хозяйственной деятельности; данные письма администрации МО Тимашевский район от 02.06.2017 N 141-242/17-07 о фактическом сборе урожая, затратах, цене реализации урожая по муниципальному образованию Тимашевский район.

Достоверность использованных оценщиком данных подтверждается представленной в материалы дела статистической отчетностью ИП ФИО6 КФХ ФИО4 за последние три года, предшествующие изъятию земельного участка, налоговыми декларациями ИП ФИО6 КФХ ФИО4 по единому сельскохозяйственному налогу за последние три года, предшествующие изъятию земельного участка, содержащими информацию о доходах за налоговый период, расходах и чистой прибыли, подлежащей налогообложению.

При обосновании периода замещения изымаемого земельного участка равноценным, оценщик, описывая использованную методологию оценки (Раздел 6.1 отчёта), исходил из смысла пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ при определении размера возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, в него включаются, в числе прочего, убытки, причинённые изъятием земельных участков, а также упущенная выгода, которая определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Действующим законодательством не урегулирован вопрос о методике расчёта упущенной выгоды при изъятии земельных участков.

Вместе с тем, правоприменителями выработан правовой подход согласно которому «В расчет упущенной выгоды по иску о взыскании убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд могут быть включены все подтвержденные неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. К ним, в частности, могут быть отнесены: разница между затратами на выращивание сельскохозяйственной продукции и доходами от реализации такой продукции (в размере ее средней рыночной цены); доходы от планировавшейся сдачи земельного участка в аренду при условии подтверждения приготовления к заключению договора аренды; неполученные доходы в связи с невозможностью продолжить предпринимательскую деятельность.» (Обобщение судебной практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, утверждённое Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 29.01.2016).

Изъятию подлежит часть земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленная в аренду ИП ФИО6 КФХ ФИО4, на которой осуществляется предпринимательская деятельность по производству сельхозпродукции.

Анализ рынка предложений о продаже и долгосрочной аренде земель сельхозназначения в районе расположения изымаемых земельных участков проведён оценщиком на основании представленных ему сведений о результатах подбора ИП ФИО6 КФХ ФИО4 земельных участков взамен изымаемых, что подтверждается отчётом об оценке. Кроме того, ежемесячные письменные отчёты риэлтера о результатах подбора земельных участков представлены в дело. По результатам анализа оценщиком сделан вывод о том, что замещение изымаемых земельных участков (приобретение в собственность либо в долгосрочную аренду) невозможно, так как подобных предложении? на рынке нет.

Таким образом, в связи с изъятием земельных участков ИП ФИО6 КФХ ФИО4, осуществляющий на них предпринимательскую деятельность, утрачивает возможность их использования в предпринимательской деятельности, а также лишен возможности замещения их другими земельными участками.

Учитывая вышеизложенное, при определении размера упущенной выгоды, связанной с невозможностью производства сельхозпродукции, необходимо учитывать срок возможного использования изымаемых земельных участков в предпринимательской деятельности при обычных условиях гражданского оборота, если бы права на землю не были прекращены в связи с изъятием. Следовательно, оценщик обоснованно определил таким сроком – срок до окончания действия договора аренды.

Согласно Методических рекомендаций по расчёту размера убытков, причинённых собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2016 № 10, пункту 1.9 - при расчёте размера убытков, причинённых арендатору земельного участка, рекомендуется учитывать срок, остающийся до даты окончания действия договора аренды такого земельного участка, и право арендатора на возобновление договора аренды, предусмотренное законом.

Таким образом, в связи с досрочным прекращением действия Договора арендатору - КФХ Орда Г,В. будут причинены убытки в виде упущенной выгоды, возникающей вследствие невозможности использования для сельскохозяйственного производства земельного участка площадью 30272 кв.м. который, при обычных условиях хозяйственной деятельности, он мог бы использовать до окончания срока действия договора, т.е. до 15.03.2021.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обязательства ФИО7 перед ИП ФИО6 КФХ ФИО4 по компенсации убытков, причинённых досрочным расторжением договора аренды, суд признает обоснованным размер упущенной выгоды, определённый в отчёте об оценке от 20.06.2017 № 212/06-17, выполненном ООО «Аскольд», в размере 750 603 руб. 32 коп. и считает взыскать ее в указанном размере.

Суд считает подлежит удовлетворению ходатайство истца об обращении решения к немедленному исполнению исходя из предмета заявленных требований и особых обстоятельств, послуживших подовом обращения в суд с настоящими требованиями.

Согласно платежному поручению от 05.10.2017 истцом при подаче иска в суд оплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, которые в соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ОАО «РЖД» к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд – удовлетворить частично.

Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космическои? деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Прекратить право аренды ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Изъять в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Определить уплачиваемое в пользу ФИО2 возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 30 279 кв. м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, относящийся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в размере: 1 607 059 (Один миллион шестьсот семь тысяч пятьдесят девять) рублей 32 копейки, из них: итоговая величина рыночной стоимости составляет – 901 106 (Девятьсот одна тысяча сто шесть) рублей 00 копеек; упущенная выгода составляет – 750 603 (Семьсот пятьдесят тысяч шестьсот три) рубля 32 копейки; размер убытков - 350 (Триста пятьдесят) рублей 00 копеек.

Обязать ФИО2, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить ОАО «РЖД» сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и местонахождении банков, в которых открыты расчетные счета для перечисления возмещения за изымаемый земельный участок.

Взыскать с ФИО2 в пользу ОАО «РЖД» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Настоящее, вступившее в законную силу решение, является основанием для регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество и осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен 20.12.2017г.

Председательствующий