ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2133/19 от 14.10.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ейск «14» октября 2019г.

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Вихор П.Н.,

при секретаре Бондаревой А.И.,

с участием помощника Краснодарского транспортного прокурора Мальян Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора, в интересах неопределенного крага лиц, к ООО «Ковчег», 3/лицо – Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, о запрете осуществления хозяйственной и иной деятельности (снятие судовых отходов с судов) на территории морского порта Ейск,

УСТАНОВИЛ:

Краснодарский транспортный прокурор обратился в Ейский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ковчег», согласно которому просил: запретить ООО «Ковчег» осуществлять деятельность по снятию судовых отходов с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск, без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.

В обоснование исковых требований ссылается на результаты прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Ковчег», в результате которой установлено, что предприятие осуществляет снятие судовых отходов (нефтесодержащих и сточных вод) с судов посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта Ейск и транспортного средства, размещенного на причале морского порта Ейск. Также, Общество оказывает услуги по снятию судового мусора с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск. Указанная хозяйственная деятельность осуществляется во внутренних морских водах Российской Федерации на основании лицензии №023 00104 от 12.04.2016.

При этом, указанная деятельность осуществляется в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность.

Ведение ООО «Ковчег» хозяйственной деятельности по снятию судовых отходов с судов, а также эксплуатации флотационной станции во внутренних морских водах в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, а также нанести урон водным биологическим ресурсам.

Ответчик в лице директора ООО «Ковчег» Прилюк Н.И., представителя по доверенности Сивака А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в 2018 году Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ООО «Ковчег» в порту города Ейск. По мнению прокуратуры, Ответчик осуществлял свою деятельность в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы документов, обосновывающих хозяйственную деятельность. Материалы проверки были направлены письмом от 25.06.2018 №188ж-2018/2591 в адрес Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с требованием привлечь ООО «Ковчег» к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ в связи с невыполнением требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы. 09.07.2018 Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно письму Краснодарской транспортной прокуратуры, вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием у ООО «Ковчег» положительного заключения государственной экологической экспертизы. Постановление о назначении административного наказания от 16.08.2018 было обжаловано ответчиком по месту нахождения административного органа в Темрюкском районном суде Краснодарского края. Решением от 03.10.2018 постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. Так же данным решением отменено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №335/01/2387/0/1/2018 от 16.08.2018 о принятии мер для проведения государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих хозяйственную деятельность во внутренних морских водах РФ (снятие судовых отходов в морском порту Ейск). Решением апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда от 04.03.2019 решение Темрюкского районного суда оставлено без изменения. Полагаем, что судами было установлено, что 29.09.2003 ответчиком было получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами ООО «Ковчег» №325, утвержденное Приказом №02/1507 от 29.09.2003 Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства Природных ресурсов России по Краснодарскому краю. В материалах экологического обоснования деятельности заявлены, в том числе, сбор, транспортировка, утилизация судовых отходов (подсланевые, хоз-фекальные воды, судовой мусор). Осуществление указанных видов деятельности предприятие производит на объектах и сооружениях, указанных в государственной экологической экспертизе, а именно: причалы в морском порту г.Ейска, территория судоремонтного завода г.Ейска, предприятие не осуществляет деятельность непосредственно в морской акватории с помощью плавсредств или иных сооружений. Экспертиза выполнена на основании оценки воздействия на окружающую среду, произведены расчеты воздействия на воздух, почву и воду. Рекомендации, данные в заключении выполнены юридическим лицом полностью. На всех сотрудников имеются свидетельства о допуске по работе с опасными отходами, оформлены паспорта отходов. Кроме того, для осуществления хозяйственной деятельности ответчиком получена лицензия. В соответствии со статьей 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии). ООО «Ковчег» является коммерческой организацией, основным видом хозяйственной деятельности которой с момента ее создания (23.01.1998) является деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности. Эту деятельность общество осуществляет на основании лицензии №023 00104 от 12.04.2016 (выдана путем переоформления лицензии №023 00240 от 18.10.2013). Лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Лицензия выдана в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011. В связи с этим суды сделали вывод о том, что наличие у ответчика лицензии и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №325 от 29.09.2003 является достаточным основанием для осуществления деятельности ответчика в Ейском морском порту. В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Так же, согласно акту проверки Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.06.2018 нарушения в деятельности ООО «Ковчег» в порту Ейск не выявлены. ООО «Ковчег» с момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы деятельность не меняло, используются тот же автотранспорт, который был заявлен, те же причалы в порту, действует тот же регламент проведения работ по сбору судовых отходов в порту Ейск, действуют те же правила приема, транспортировки судовых отходов, утвержденные начальником Ейского отдела госконтроля Черноморо-Азовской спецморинспекции и начальником морской администрации Ейского морского порта в 2003 году

Представители третьего лица – Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора по доверенности Галинзовский Н.С. и Дробот Я.Я. иск поддержали, просили удовлетворить.

Помощник Краснодарского транспортного прокурора Мальян Л.В. на иске настаивал, просил запретить ООО «Ковчег» осуществлять деятельность по снятию судовых отходов с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск, без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем является основанием для предъявления исковых требований о запрещении деятельности, создающей угрозу.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Материалами дела и пояснениями сторон в судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

В результате прокурорской проверки соблюдения ООО «Ковчег» законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что предприятие осуществляет снятие судовых отходов (нефтесодержащих и сточных вод) с судов посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта Ейск и транспортного средства, размещенного на причале морского порта Ейск. Также, общество оказывает услуги по снятию судового мусора с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск. Указанная хозяйственная деятельность осуществляется во внутренних морских водах Российской Федерации на осно?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?

При этом, указанная деятельность осуществляется в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность.

Так, в Краснодарскую транспортную прокуратуру директором ООО Ковчег» предоставлено заключение государственной экологической экспертизы №325, выданное 29.09.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю (11-17).

Согласно информации Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 03.09.2019, представленной по запросу прокуратуры, вышеуказанное заключение государственной экологической экспертизы Министерством обществу не выдавалось (л.д.19).

Кроме того, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 04.09.2019, заключение государственной экологической экспертизы №325, выданное 29.09.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю выдавалось ООО «Ковчег» по материалам, обосновывающим деятельность по обращению с отходами в рамках получения лицензии №ОТ-30-002463(23) от 25.08.2009 в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства о лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Вышеуказанное заключение государственной экологической экспертизы не является документацией, обосновывающей деятельность во внутренних морских водах в соответствии со ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (л.д.22).

Также, согласно информации капитана морского порта Ейск от 30.08.2019, представленной по запросу прокуратуры, ООО «Ковчег» на постоянной основе осуществляет услуги по снятию судовых отходов и их транспортировке следующими транспортными средствами: автоцистерна МАЗ (гос. номер а697тр23), автоцистерна КАМАЗ (гос. номер м058ат93); автомобиль-мусоровоз ГАЗЕЛЬ (гос. номер в028сн23) (л.д.24-25).

Кроме того, ООО «Ковчег» арендует у ООО «Ейская гидротехника» нежилое помещение, с установленной в нем флотационной станцией отчистки воды от содержания в ней нефтепродуктов и печью, предназначенной и используемой ООО «Ковчег» для сжигания нефтеотходов, в работоспособном состоянии и при наличии технического паспорта.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Положениями ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Согласно п.7 ст.11 Федерального закона РФ от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Статьей 1 Федерального закона РФ от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» регламентировано, что внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удалённые в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Согласно ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Границы морского порта Ейск установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 549-р.

В соответствии с положениями ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. ФЗ №287-ФЗ от 30.12.2012), государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза):

является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря;

организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Кроме того, государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В силу ст.3 Федерального закона РФ от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Таким образом, документы и (или) документация, обосновывающая планируемую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море в Российской Федерации, в том числе деятельность по снятию судовых отходов с судов, является объектом государственной экологической экспертизы.

Все вышеизложенное подтверждает довод прокурора о том, что, ООО «Ковчег» может осуществлять свою хозяйственную деятельность по снятию судовых отходов с судов во внутренних морских водах Российской Федерации, только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 03.10.2018 и решение судьи Краснодарского краевого суда от 04.03.2019 вопреки утверждению представителя ООО «Ковчег» не носят преюдициального характера для настоящего дела и не соответствуют требованиям части 2 ст.61 ГПК РФ, поскольку в настоящем судебном разбирательстве рассматривается спор между иными лицами и с учетом новых обстоятельств, ранее не исследованных судами при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ковчег», предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд убежден, что имеются законные основания для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Краснодарского транспортного прокурора, в интересах неопределенного крага лиц, к ООО «Ковчег», 3/лицо – Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, о запрете осуществления хозяйственной и иной деятельности (снятие судовых отходов с судов) на территории морского порта Ейск, удовлетворить.

Запретить ООО «Ковчег» осуществлять деятельность по снятию судовых отходов с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск, без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.

Полный текст решения изготовлен 21.10.2019.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде, то есть с 22.10.2019.

Судья