дело № 2-2133/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2019 года г. Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Икаевой, при секретаре Н.В.Кобяковой, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1 представителя ответчика ФИО2 гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска об оспаривании решений об отказе в назначении пенсии, установлении юридического факта, назначении страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1, отыскивая право на установление льготной пенсии по старости, обратилась в суд с иском к ответчику и, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска (далее УПФР) от 07.11.2018 г № 702836/18 и решение УПФР от 22.01.2019г № 1076576/18 об отказе ФИО1 в установлении льготной страховой пенсии по старости, установлении факта проживания истца на территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности на УПФР назначить ФИО1 льготную пенсию по старости со 02 августа 2018 года.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. По существу спора пояснила, что должна выйти на пенсию досрочно, как пострадавшая после аварии на Чернобыльской АЭС. Для этого она представила все документы, в том числе нотариально удостоверенную справку.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы представленного отзыва.
Выслушав стороны, исследовав все материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуально пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пп.7 п.1 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее ФЗ №166) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, имеют право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 указанного закона гражданам, указанным в пп. 3, 5 - 10 п. 1 данной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости акта и продолжительности проживания или работы в соответствующей радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 02 августа 2018 года обратилась в УПФР с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон РФ №1244-1) и ст. 10.7 ФЗ №166. УПФР решением от 07.11.2018 г № 702836/18 и решением от 22.01.2019г № 1076576/18 отказало ФИО1 в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как не относящейся к кругу лиц, предусмотренных указанным законом ( л.д.85,95).
Из материалов пенсионного дела известно, что с заявлением о назначении пенсии истец предоставила трудовую книжку и справку от 23.10.2018 г № 02—21-22/3649, выданную исполнительным комитетом Узинского городского Совета Белоцерковского района Киевской области. Согласно указанной справке ФИО1 была зарегистрирована в г. Узин с 22.05.1985 года по 10.02.1993г. (л.д.21-22).
Ответом Министерства социального обеспечения Челябинской области от 18 февраля 2019 года 27/2-РВ подтверждено, что в соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся в зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 191 года К 106, г. Узин Киевской области отнесен к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом проживания с льготным социально-экономическим статусом ( л.д.27).
Из материалов пенсионного дела известно, что Белоцерковский УПФР Киевской области представил в материалы дела документы, подтверждающие периоды работы ФИО3 ученицей портной с 26.09.1984 по 13.10.1987 в Военторге №338, помощником воспитателя, няни на период декретного отпуска другого работника с 08.04.1988 по 20.05.1988, в детском саду «Мишутка» с 12.04.1991 по 01.02.1993, откуда была уволена в связи с переводом мужа к новому месту службы. Карточками формы №16 подтверждена регистрация ФИО1 в г. Узин с 22.05.1985 г. (л.д. 23-25,63-80).
Справкой Военного комиссара Курчатовского и Калининского районов г. Челябинска подтверждено, что супруг истца- ФИО4 действительно проходил военную службы в Вооруженных силах РФ в период с 05 августа 1981 г по 28 сентября 2004 г, в том числе с г. Узин Белоцерковского района Киевской области в период с 11 сентября 1984 года по 27 июня 1992 года ( л.д.99).
Факт проживания ФИО1 в указанный период в г. Узине, подтвержден также свидетельством о рождении сына ФИО5 родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в г. Узине Белоцерковского района Киевской области, паспортными сведениями о прописке истца в г. Узине Белоцерковского района Киевской области (л.д.120-127).
Справкой Главы администрации г. Челябинска от 29.03.1993года № от-91 подтверждено, что ФИО1 с марта 1993 года проживает в г. Челябинске. Признана эвакуированной с территории Киевской области г. Узин. Справка служит основанием для предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( л.д.26).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ №1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 данного закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно ст. 34 Закон РФ №1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 данного закона, на 1 год и дополнительно за каждые 4 года проживания или работы на территории проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 Закон РФ №1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Принимая во внимание представленные истцом для назначения пенсии справки о периоде проживания ФИО1 на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, данные поквартирной карточки, справок о проживании истца и членов ее семьи в указанной зоне, свидетельство о рождении сына, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в г. Узине Белоцерковского района Киевской области, документы о трудовой деятельности истца, сведения о службе супруга истца с 11 сентября 1984 года по 27 июня 1992 года в войсковых частях, дислоцировавшихся в г. Узине Белоцерковского района Киевской области, подтвержденные справкой военного комиссариата (Курчатовского и Калининского районов г. Челябинска), приказами командиров войсковых частей, сведениями о работе ФИО1, с 1984 года по 1993 год, в г. Узине, суд приходит к выводу о том, что факт проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 5 лет в период с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1992 года подтвержден, в связи с чем истец имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, а следовательно, отказ ответчика в назначении ей пенсии является необоснованным.
Общеизвестный факт, что Чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года произошла на территории Республики Украины. Истец проживала в г. Узин с 25 мая 1985 года по 10 февраля 1993 года, т.е. на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом в Республике Украина.
При этом положения ст. 49 Закон РФ №1244-1 предусматривают, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходит из того, что представленными доказательствами подтвержден факт проживания ФИО1 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1993 года, на основании чего приходит к выводу о незаконности отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Право истца на пенсию по старости по достижении 53 лет в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждено в судебном заседании. С заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратилась после достижения указанного возраста, поэтому суд удовлетворяет требования истца, как основанные на законе и подтвержденные надлежащими доказательствами.
Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинск от 07.11.2018 г № 702836/18 и решения от 22.01.2019г № 1076576/18 об отказе ФИО1 в назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Установить факт проживания ФИО1 на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом – зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - с 26 апреля 1986 года по 10 февраля 1992 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Курчатовском районе г.Челябинска установить ФИО1 пенсию по старости предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со 02 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, постановивший решение.
Председательствующий: п/п Л.В. Икаева
Курчатовский районный суд г. Челябинска Дело № 2-2133/2019 Копия верна. Решение не вступило в законную силу 17 июля 2019 г. Судья: Секретарь: Подлинник решения находится в материалах 2-2133/2019