ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2133/2014 от 27.02.2014 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

27 февраля 2014 года город Нижневартовск

 Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, в составе

 председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,

 при секретаре Муллагалямовой Н.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», заинтересованное лицо Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

УСТАНОВИЛ  :

 ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в <дата> он обратился в филиал г.Нижневартовске КУ «Центр социальных выплат Югры» Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и приложил все необходимые документы, включая знак «Шахтерская слава» 3 степени Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, которой он был награжден согласно приказу №78п от <дата>. Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № от <дата> ему было сообщено, что в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, так как знак «Шахтерская слава» 3 степени не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года №103-п. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его право, поскольку вышеуказанным Постановлением Правительства автономного округа незаконно сужен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и не включен в перечень наград Благодарность Министерства промышленности. Просит признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».

 ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании доводы, представляемого поддержала и на их удовлетворении настаивала.

 Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем, суд, руководствуясь ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.

 Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

 Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации и главы25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 На основании ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, при этом он вправе подать заявление об оспаривании решения государственного органа по своему месту жительства.

 Пунктом 6.18 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрено, что к полномочиям Департамента отнесено присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», выдача удостоверения на право предоставления мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

 Согласно пенсионному удостоверению № ФИО1 с <дата> является получателем пенсии по старости.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 в <дата> году был награжден Знаком «Шахтерская слава» 3 степени Министерства топлива и энергетики Российской Федерации «на основании приказа Министра топлива и энергетики Российской Федерации от <дата> №№.

 Как предусмотрено ч.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ветеранами труда являются лица: награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 Согласно п. 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 7 ноября 2006 года №115-оз, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 06 июня 2005 года № 103-п, определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как знак «Шахтерская слава» 3 степени Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.

 Письмом из Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от <дата> ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на протокол Комиссии по присвоению званий № от <дата>, и с указанием на основание отказа – знак «Шахтерская слава» 3 степени Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.

 В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Суд полагает, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» органы законодательной власти субъекта Российской Федерации не вправе сужать круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 Министерство топлива и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство энергетики Российской Федерации упразднено, функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации.

 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации» (в ред. от 26 января 2005 года № 40), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

 В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях.

 Приказом от 21 июня 2004 года № 19 Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» знак «Шахтерская слава» 3 степени относится к ведомственным наградам.

 Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8, при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон, либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

 Таким образом, не включение в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п знака «Шахтерская слава» 3 степени не может являться основанием для отказа в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

 В данном случае знак «Шахтерская слава» 3 степени, которой награжден ФИО1, следует отнести к ведомственным знакам отличия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

 Учитывая вышеизложенное, суд считает, что награждение таким ведомственным знакам отличия Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации как знак «Шахтерская слава» 3 степени является правовым основанием для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда», в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 Признать отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 незаконным.

 Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить звание «Ветеран труда»ФИО1.

 Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья О.Л. Плотникова