ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2137/2016 от 21.07.2016 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2137/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2016 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барашевой М.В.

при секретаре Емельяновой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети», Обществу с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате теплоснабжения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 как председатель Совета многоквартирного дома <адрес> обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» (далее МУП «Коммунальные сети»), Обществу с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» (далее ООО «КГХ»), в котором просит обязать МУП «Коммунальные сети» произвести перерасчет платежей по оплате теплоснабжения, начисленных собственникам помещений в многоквартирном доме, исключив из платы за теплоснабжение 97,31 Гкал, доначисленные согласно корректировке платы за коммунальные услуги по отоплению за ДД.ММ.ГГГГ, что в денежном выражении составляет 127 696 рублей 50 копеек (л.д. 2-5).

В обоснование своих требований сослалась на то, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ является председателем Совета многоквартирного дома <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией являлось ООО «КГХ», после – ООО «ЖЭК № 2». В ДД.ММ.ГГГГ в доме был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее ОДПУТЭ). После его установки начисление платы за теплоснабжение производится по нормативу. В ДД.ММ.ГГГГ собственники в квитанциях в строке перерасчет увидели, что МУП «Коммунальные сети» произведено доначисление платы за тепловую энергию, которая составила 37,32 руб/кв.м площади, занимаемого соответствующим собственником жилого помещения. Общая сумма доначисления платы за теплоснабжение по дому составила 127 696 рублей 50 копеек. В ООО «КГХ» сообщили, что начисление произведено в связи с фактическим потреблением тепловой энергии согласно показаниям прибора учета. Комиссией ДД.ММ.ГГГГ установлено, что входные затворы, регулирующие объем подачи тепловой энергии в дом, находятся в нерабочем состоянии, что стало причиной излишней подачи теплоносителя, а, следовательно, излишней поставки тепловой энергии в дом. Аналогичная позиция изложена в ответе МУП «Коммунальные сети» ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что исходя из положений ст. 161 ЖК РФ, п. 5,6,10,11,11(1),13,14 Правил содержания общего имущества…, утвержденным постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, п.18 Правил оказания и выполнения работ…, утвержденных постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года, общедомовой прибор учета, регулирующая и запорная арматура коллективных приборов учета тепловой энергии входят в состав общедомового имущества, а обязанность по регулировке приборов учета, регулярный осмотр общедомовых учета, в том числе входных затворов, контроль за их исправностью и надлежащим состоянием осуществляет управляющая компания (если такой способ управления избран собственниками помещений в жилом доме). Увеличение объема поставки тепловой энергии в многоквартирный дом возникло не по вине его собственников, и собственники не могут отвечать за излишки поставки тепловой энергии, возникшие не по их вине.

Первоначальный расчет за тепловую энергию был произведен в соответствии с пп.1 п. Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, является правильным.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что о том, что в доме в ДД.ММ.ГГГГ установлен ОДПУТЭ, собственники узнали из квитанций на оплату. Когда в ДД.ММ.ГГГГ в квитанциях, выданных МУП «Коммунальные сети» стал отображаться перерасчет, стали интересоваться вопросом правильности установки прибора учета и начисления показаний. Она, истец, была избрана председателем Совета дома в ДД.ММ.ГГГГ, до этого председателя не было. Ранее председателем Совета МКД была ФИО13, но в каком году, не помнит. На момент выбора управляющей компании не было ни Совета дома, ни председателя. Затворы на трубах были установлены при установке счетчика, а обнаружили их только в ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того, что в ДД.ММ.ГГГГ затворы были в нерабочем состоянии. ООО «КГХ» должно было раз в месяц проверять исправность приборов учета в рамках обслуживания дома. Все жители дома считают, что управляющей компанией всегда была ООО «КГХ». Подписывался ли договор обслуживания дома с ООО «КГХ» не знает. Кто снимал показания ОДПУ с момента его установки, не знает.

Представитель истца адвокат Субботина У.В., действующая на основании удостоверения и ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), пояснила, что несмотря на то, что представлен договор управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ, жители считали, что дом находится под управлением ООО «КГХ». В ДД.ММ.ГГГГ ООО «КГХ» взимало плату за содержание и ремонт общего имущества, в том числе затраты на текущий ремонт ОДПУ. С учетом этого в ДД.ММ.ГГГГ дом находился под управлением ООО «КГХ». Договор управления с ООО «КГХ» продлевался в ДД.ММ.ГГГГ. Во всех квитанциях ООО «КГХ» указано как управляющая компания, а не организация, оказывающая услуги. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ недействителен, поскольку как пояснили собственники, собраний по избранию управляющей компании, иных собраний за исключением общего собрания в ДД.ММ.ГГГГ, не производилось. В протоколе указано, что общее собрание проводится ДД.ММ.ГГГГ, а в качестве обслуживающей компании ООО «КГХ» избирается с ДД.ММ.ГГГГ, на собрании присутствовали жители дома, однако они не смогли избрать Совет многоквартирного дома, голосование прошло только по тем вопросам, которые были интересны ООО «КГХ». Представленный ООО «КГХ» акт осеннего осмотра и обследования дома не подписан представителем собственника. Как председатель Совета МКД вписана ФИО1, подпись ее отсутствует. В другом акте в комиссии не включен председатель МКД, от представителя дома вписана ФИО10, ее подпись не соответствует ее подписям в других документах. Считает, что акты составлены специально для судебного заседания. Требования истца правомерны, поскольку ОДПУ надлежащим образом введен в эксплуатацию не был, жители о его установке уведомлены не были, в противном случае они могли бы провести регулировку прибора и обратиться в управляющую компанию, поскольку обязанность по регулировке системы отопления лежит на ней.

Представитель ответчика – МУП «Коммунальные сети» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67), возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что МУП «Коммунальные сети» установило ОДПУТЭ в соответствии с требованиями п.12 ст. 13 ФЗ «О энергосбережении». В день установки прибор с документами был передан управляющей компании, как представителю собственников. С момента установки и передачи документации ОДПУ стал общей собственностью собственников помещений дома. О том, что в доме избран способ управления - непосредственное управление, МУП «Коммунальные сети» не знало. ООО «КГХ» являлось управляющей компанией с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. На основании обращения ООО «КГХ» с ним ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор ресурсоснабжения, по условиям которого МУП «Коммунальные сети» обязалось предоставлять ООО «КГХ» тепловую энергию, а также выставлять квитанции за отопление и ГВС. Однако МУП «Коммунальные сети» не является исполнителем коммунальной услуги, исполнителем являлось ООО «КГХ», которое покупало эту услугу у МУП «Коммунальные сети», и является лицом, обязанным следить за надлежащей сохранностью ОДПУ. ООО «КГХ» получало деньги за все виды работ, производить обслуживание и ремонт ОДПУ, снимало показания прибора учета, обязано было следить за правильностью начисления. На МУП «Коммунальные сети» не лежит обязанность производить перерасчет, поскольку не является поставщиком услуги, такие действия совершаются с заявками жителей. Во избежание жалоб МУП «Коммунальные сети» истребует показания ОДПУ в управляющей компании и производит корректировку. МУП «Коммунальные сети» несет эксплуатационную ответственность до внешней стены дома. Вся ответственность за работу ОДПУ и внутридомовых сетей лежит на управляющее компании. Если бы управляющая компания не предоставила показания ОДПУ, МУП «Коммунальные сети» не смогло бы произвести корректировку начислений. Если жители выбирают способ управления домом - непосредственное управление, в протоколе они обязаны прописать дату, с которой МУП «Коммунальные сети» приступает к поставке коммунальной услуги. Доказательств того, что было избран способ управления МКД – непосредственное управление, не представлено. В протоколе общего собрания отсутствует подпись представителя собственников дома. Письмо в адрес МУП «Коммунальные сети» о выборе способа управления – непосредственное управление, поступало, протоколы общего собрания не направлялись. Первоначально регулировка параметров ОДПУ делала подрядная организация по акту, проверялась исправность узла учета. Ответственность по обслуживанию прибора учета взяло на себя ООО «КГХ» как представитель собственников. Документов, что ОДПУТЭ работал некорректно и объем услуги завышен, истцом не доказан. Истец должен доказать, что ущерб у собственников возник в результате действий управляющей компании, что сделано не было. Не доказан период неисправности, неотрегулированность прибора в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Акт осмотра и обследования энергоэффективности МКД от ДД.ММ.ГГГГ нельзя принимать как доказательство, поскольку отсутствуют приложение к нему, указанное в разделе «Рекомендации». Акт не доказывает факт отрегулированности системы отопления в доме.

Представитель ответчика – ООО «Комитет городского хозяйства» и представитель третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная контора № 2» (далее ООО «ЖЭК №2»), привлеченного к участию в деле в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (л.д. 1), ФИО3, действующая на основании доверенностей б/н от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18,113), в судебном заседании в обоснование несогласия с исковыми требованиями указала на то, что ООО «КГХ» являлось управляющей компанией в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ собственники приняли решение о выборе способа управления домом – непосредственное управление ООО «КГХ», с этого времени общество не является управляющей компанией и поставщиком услуг, протокол общего собрания не оспорен. ООО «ЖЭК-2» явилось подрядчиком в рамках договора с ООО «КГХ» о непосредственном управлении. Договор предоставления услуг между собственниками и ООО «КГХ» в письменном виде не заключался, условия его были оговорены на собрании при выборе непосредственного управления. Квитанции по оплате за установку ОДПУТЭ, отопления и ГВС выставляло МУП «Коммунальные сети». ООО «КГХ» должно было направить в теплоснабжающую организацию (МУП «Коммунальные сети») уведомление об избрании собственникам непосредственного способа управления МКД. Считает что МУП «Коммунальные сети» получило такое уведомление, поэтому МУП «Коммунальные сети» являются поставщиком коммунальных услуг по теплоснабжению. Не может пояснить, определялась ли в протоколе общего собрания ДД.ММ.ГГГГ дата начала поставки МУП «Коммунальные сети» коммунального ресурса. Когда в МКД избран способ управления – управляющая компания, то именно эта компания выставляет квитанции об оплате содержания жилья и коммунальных услуг. В дома <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ выставлялось 5 квитанций разными организациями. Сам прибор учета и запорное устройство устанавливало МУП «Коммунальные сети». В ДД.ММ.ГГГГ в качестве представителя потребителя выступал инженер ООО «КГХ» ФИО12. Поскольку он являлся единственным инженером ООО «КГХ», на обслуживании которого находилось более 200 домов, он не сможет дать пояснения относительно именно дома <адрес>. Информация о том, как затворное устройство работало при его установке, отсутствует. Актами весенне-осеннего осмотра МКД, проводимого на основании постановления № 170 от 27.09.2003 года «О правилах эксплуатации жилищного фонда» не было установлено, что затворное устройство неисправно. О неисправности затворного устройства стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ. После установки ОДПУ регулировка системы отопления не входило в те услуги, которые ООО «КГХ» предоставляло собственникам. Поскольку поставщиком услуг ООО «КГХ» не являлось, оно не могло повлиять на норматив начисления ОДПУТЭ. Установка автоматики регулирования, о чем указано в п. 7 «Центральное отопление» акта весенне-осеннего осмотра МКД не относится к ОДПУ, его установка не могла повлиять на количество потребления тепловой энергии. Собственники несут ответственность за общее имущество МКД. В перечень минимальных работ ООО «КГХ» не указаны работы о замене или установке автоматики регулирования. Если собственники примут решение и возместят управляющей компании расходы по приобретению автоматики регулирования, ООО «КГХ» произвело бы такие работы. Плата за текущий ремонт и содержание общего имущества МКД взималась в соответствии с Тарифами, утвержденными постановлением Главы Златоустовского городского округа, иного собственниками МКД не принималось.

Суд, заслушав истца и его представителя, представителей ответчиков и третьего лица, допросив свидетелей, выслушав мнение специалиста, исследовав материалы дела, находит исковые требования неподлежащими удовлетворению на основании следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, истец на основании протокола общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ является председателем Совета многоквартирного дома <адрес> (л.д. 40-42).

Она решением собственников многоквартирного дома, оформленным в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, избрана представителем собственников жилых помещений в МКД для предоставления интересов в Златоустовском городском суде и суде апелляционной инстанции от имени всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме по вопросу перерасчета платежей за теплоснабжение, доначисленных собственникам за период с ДД.ММ.ГГГГ, с правом заключения соглашения на оказание юридической помощи адвокатом (л.д. 56).

По итогам общего собрания собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией МКД <адрес> является ООО «ЖЭК №2» (л.д. 19-21), ним ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления МКД (л.д. 44-52).

До этого времени вопросы по содержанию и управлению многоквартирным домом решало ООО «КГХ» (л.д. 37-39, 43, 93-95, 96-97).

В многоквартирном доме <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные сети» как ресурсоснабжающей организацией был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, допущен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-25, 26, 128-129, 145-160).

МУП «Коммунальные сети» в ДД.ММ.ГГГГ по итогам ДД.ММ.ГГГГ произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД <адрес>, оборудованным ОДПУТЭ, установлена переплата в добавлением к начислению 97,31 Гкал, что составляет 127 696 рублей 50 копеек (37,32 руб./кв.м) (л.д. 6).

Указанная сумма распределена между собственниками МКД и выставляется к оплате с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-63, 106-107).

Истец, считая незаконным такой перерасчет, ссылается на то что, перерасход произошел вследствие неисправности запорной арматуры, обязанность по содержанию и ремонту которой должны нести ответчики. Свои доводы подтверждает актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ в составе представителей ООО «КГХ» и ее, истца. Обследованием установлено, что входные затворы находятся в нерабочем состоянии (л.д. 75). С учетом этого, ответственность за перерасход тепловой энергии, должны нести ответчики и произвести перерасчет платежей, исключив сумму перерасхода.

С претензиями собственники дома обращались в ООО «КГХ» и МУП «Коммунальные сети» (л.д. 76-77, 79).

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КГХ» указало на то, что корректировка производится на основании п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года (далее Правила № 354). По условиям договора управления собственники не поручили управляющей организации ООО «КГХ» предоставление им коммунальных услуг. МУП «Коммунальные сети» является единой теплоснабжающей организацией в городском округе. В случае несогласия с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, потребитель на основании пп. «д» п. 31 Правил № 354 вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги. С целью экономии размера подачи коммунального ресурса теплоснабжения управляющей компанией ООО «КГХ» были проведены мероприятия по балансировке и регулировки системы теплоснабжения в МКД (л.д. 80-81).

МУП «Коммунальные сети» в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сослалось на то, что корректировка была произведена в сторону увеличения исходя из разницы фактического потребления (показания ОДПУТЭ) и начисленных МУП «РКБ», что говорит о том, что дом не отрегулирован должным образом. Регулировка должна осуществляться эксплуатирующей организацией. ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности….» № 261-ФЗ не обязывает ресурсоснабжающую организацию заниматься информированием потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышении энергетической эффективности, а также размещать данную информацию в различных источниках. Энергосбережение и информирование должна осуществлять управляющая компания, на обслуживании которой находятся многоквартирные дома (л.д. 78).

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд не соглашается с ее вышеизложенными доводами.

В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «Об энергосбережении…») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, поскольку в многоквартирном доме <адрес> собственниками не был в определенные законом сроки установлен ОДПУТЭ, МУП «Коммунальные сети» как ресурсоснабжающая организация по подаче тепловой энергии в многоквартирный дом <адрес> (договор от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 100-105) произвело установку узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 72-73).

В соответствии с п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 года, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями.

Суд полагает, что в обязанности в рассматриваемом случае МУП «Коммунальные сети» не может выступать в качестве исполнителя, на котором лежала ответственность по корректировке размера платы за поставленную коммунальную услугу отопление.

Согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственников МКД <адрес> собственниками избран способ управления – управляющая компания ООО «КГХ» (л.д. 96-97).

ООО «КГХ» в качестве доказательства, что этот многоквартирный дом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на непосредственном управлении, представлен протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-95).

Согласно тексту протокола собственники на общем собрании приняли решение об избрании способа управления многоквартирного дома – непосредственное управление собственниками помещений (п.7 повестки голосования), заключить с ДД.ММ.ГГГГ с управляющей организацией ООО «КГХ» договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ (п.8 повестки голосования), утвердить форму договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме с управляющей организацией ООО «КГХ» (п.9 повестки голосования).

При этом на общем собрании не приняты решения по вопросу избрания совета многоквартирного дома (п.5 повестки голосования), о лице, которому надлежит выдать доверенность выступать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме (п.6 повестки голосования).

В соответствии с п. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляющие, в том числе, отопление (теплоснабжение), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из положений Правил № 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

в) в договорах отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 9).

Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договорах отопления (теплоснабжения), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры отопления (теплоснабжения) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (пункт 10).

Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг (пункт 16).

Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил (пункт 17).

Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития РФ, данным в письме № 8326-РМ/07 от 03.05.2007 года, по вопросам заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг от 23 мая 2006 года № 307 (в настоящее время Правила № 354), коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. В соответствии с Жилищным кодексом РФ такими договорами являются, в том числе, договоры отопления (теплоснабжения), заключаемые собственником помещения в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ) или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, собственник помещений в многоквартирном доме самостоятельно заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями при избрании способа управления МКД – непосредственное управление.

Однако из материалов дела, в частности протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Кроме того, пунктом 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124, определено, что в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:

а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;

в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;

г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;

д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Такой договор между собственниками дома <адрес> и ресурсоснабжающей организацией МУП «Коммунальные сети» не заключался. Общим собранием от ДД.ММ.ГГГГ не принято решение о наделении какого-либо лица действовать от имени собственников в отношениях с третьими лицами (в данном случае с ресурсоснабжающей организацией МУП «Коммунальные сети» на заключение договора предоставления коммунальной услуги). Случаи, когда ресурсоснабжающая организация приступает непосредственно к оказанию коммунальных услуг, перечислены в п. 17 Правил № 354.

Письмо директора ООО «КГХ» от ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. директора МУП «Коммунальные сети» о том, что протоколом общего собрания в многоквартирном доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ избран способ управления – непосредственное управление нельзя рассматривать как доказательство перехода обязанности с ООО «КГХ» на МУП «Коммунальные сети» исполнителя коммунальной услуги «отопление», поскольку сам протокол общего собрания МУП «Коммунальные сети» не поступал, дата, с которой принято решение о непосредственном управлении МКД противоречит дате, указанной в протоколе общего собрания от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ).

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) (п. 18),

работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления (п. 19).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «КГХ» в спорный период являлось исполнителем коммунальной услуги.

Кроме того, в спорный период между ООО «КГХ» и МУП «Коммунальные сети» действовал договор от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ) по предоставлению коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления с разграничением зон балансовой и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения: граница МУП «Коммунальные сети» - до внешней стены дома, ООО «КГХ» - от стены многоквартирного дома. При этом ООО «КГХ» несет ответственность за содержание и эксплуатацию групповых бойлерных и наружных сетей горячего водоснабжения до стены многоквартирного дома. Сведений о расторжении данного договора ООО «КГХ» в соответствии с п. 8.2 не предоставлено (л.д. 100-105).

Вся проектная документация и паспорт на узел учета тепловой энергии на жилой многоквартирный дом с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момент ввода ОДПУТЭ в эксплуатацию, согласно реестру передачи, находится у ООО «КГХ» (л.д. 54), МУП «Коммунальные сети» не возвращались.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане (наниматели, арендаторы, собственники жилых посещений) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением, плата за содержание жилого помещения, плата за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за тепловую энергию.

На основании ч.1 и ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги, (в том числе платы за тепловую энергию), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных ч.2 ст.157 ЖК РФ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.(п.п. «б» п.21 Правил).

В этом случае согласно формуле № 7 Приложения №2 Правил № 307, размер платы рассчитывается исходя из: общей площади жилого помещения в многоквартирном доме; среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Таким образом, корректировка платы за отопление с учетом потребленной тепловой энергии допускается только в том случае, если имеются показания прибора учета за весь истекший год, предшествующий производству корректировки.

Указанные правила не допускают осуществление корректировки платы за отопление при функционировании прибора учета не полный год. Поскольку корректировка возможно только при наличии сведений фактического потребления тепловой энергии за каждый месяц в течение года. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета.

Пунктом 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ в обязанности МУП «Коммунальные сети» вменено, в том числе, вести лицевые счета потребителя, осуществлять своевременное начисление платы за предоставляемые коммунальные услуги и ее предъявление в виде отдельных квитанций и иных документов (пп. «ж»), осуществлять перерасчет платы за предоставляемые коммунальные услуги в случаях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством РФ (пп. «з»).

Тем самым, проводя корректировку предоставленной коммунальной услуги за 2014 год МУП «Коммунальные сети» действовало в рамках полномочий договора

Корректировка произведена по итогам календарного ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом не предоставлено доказательств причины потребления коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в размере большем на 97,31 Гкал – некачественное оказание коммунальной услуги ответчиками.

Как следует из актов весеннего осмотра и обследования энергоэффективности многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и осеннего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132,133), каких-либо недостатков, влекущих увеличение потребления тепловой энергии, не установлено.

Данные работы проводятся 2 раза в год (начале и конце отопительного сезона) (л.д. 109-111), входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290.

Доводы истца о том, что причиной перерасхода тепловой энергии явилось нахождение в нерабочем состоянии входных затворов, что подтверждает акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), являются не состоятельными, опровергаются объяснениями специалиста ФИО7, согласно которым входные затворы связаны с системой отопления. ОДПУ считает расход теплоносителя и разницу температур, перемножает их и получается количество тепла. Затворы не являются регулирующими инструментами. Ими являются регулирующие клапаны или шайбы. Входные затворы должны быть установлены на трубе до ОДПУ. Они на количество потребления тепловой энергии не влияют. Расход теплоносителя был превышен, работники решили отрегулировать их затворами. В рабочем состоянии затвор не влияет на расход тепла в доме. Если бы он не был сломан, им можно было отрегулировать количества тепла, но он для этого не предназначен. Установка затворов входит в систему отопления, к узлу учета не относиться. Запорная арматура нужна в аварийных ситуациях. Неисправность запорной системы на вводе в дом не могла повлиять на перерасход тепла.

Кроме того, акт обследования составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 10 месяцев после окончания отчетного периода (корректировка произведена за ДД.ММ.ГГГГ). Доказательств того, что входные затворы находились в рабочем состоянии в ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Акт допуска ОДПУТЭ в эксплуатацию подписан представителями МУП «Коммунальные сети» и ООО «КГХ», претензий не выражено (л.д. 28).

Доводы истца и ее представителя на то, что актами весенне-осеннего осмотра в графе 7 «центральное отопление» и графе 9 «ГВС» указано на необходимость установки автоматики регулирования, а ответчики не произвели ее установку, не влияет на выводы суда, поскольку данные работы не входят в минимальный перечь услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290. Собственники какого-либо решения о проведении работ по данной установке не принимали, в то время как ни обязаны как собственники следить за состоянием общего имущества дома и принимать меры по энергоэффективности путем принятия решений на общем собрании с использованием денежных средств находящихся на лицевом счете многоквартирного дома. Кроме того, специалист ФИО7 суду пояснил, что такая регулировка ничего не даст, поскольку собственникам необходимо проводить комплекс работ для экономии тепла.

Исходя из изложенного, судом не установлено нарушений в предоставлении собственниками многоквартирного дома <адрес> тепловой энергии в ДД.ММ.ГГГГ, доказательств потребления тепловой энергии в ДД.ММ.ГГГГ в большем количестве, чем рассчитано по нормативу и оплачено собственниками, по вине ответчиков, суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца и возложении на МУП «Коммунальные сети» обязанности по проведению перерасчета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети», Обществу с ограниченной ответственностью «Комитет городского хозяйства» о возложении обязанности произвести перерасчетпо оплате теплоснабжения ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий М.В. Барашева

Решение не вступило в законную силу