ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2138/2023УИД от 07.08.2023 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2138/2023 УИД № 23RS0050-01-2023-002148-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 07 августа 2023 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре судебного заседания Немченко Т.Ю.,

с участием: представителя истца – Новороссийской транспортной прокуратуры – старшего помощника прокурора Толстокора Д.В.,

представителя ответчика – ООО «Мактрен-Нафта» – Попандопало С.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя Новороссийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Мактрен-Нафта» о возложении обязанности обеспечить объект ведомственной охраной,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Новороссийского транспортного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «Мактрен-Нафта», <адрес>, обеспечить охрану объекта «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк», включенного под в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, ведомственной охраной.

Свои требования прокурор обосновал тем, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения охранных услуг объектов транспорта, в ходе которого в деятельности ООО «Мактрен-Нафта» установлены нарушения в части необеспечения ведомственной охраной объекта.

Установлено, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк» (далее - Объект), на который субъектом разработан и утвержден План обеспечения транспортной безопасности, присвоена III категория ДД.ММ.ГГГГ и утверждена оценка уязвимости.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Перечень ).

Установлено, что в Перечне под указан объект ООО «Мактрен-Нафта» - «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк». Однако охрана объекта ООО «Мактрен-Нафта» осуществляется ООО ЧОП «Альфа» (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Обеспечив заключение договора на охрану, ООО «Мактрен-Нафта» не учтены нормы Закона , актов Правительства Российской Федерации, Минтранса России о необходимости обеспечения охраной объектов инфраструктуры морского порта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Изложенное отражено в представлении, внесенном ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Мактрен-Нафта». По результатам рассмотрения представления, предприятием приняты меры по устранению нарушений (в адрес Краснодарского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» направлено письмо о возможности заключения договора на оказание охранных услуг).

Однако, указанное нарушение в настоящее время не устранено. В нарушение норм законодательства, «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк» субъектом ООО «Мактрен-Нафта» с 2019 года и по настоящее время охраной силами подразделений ведомственной охраны не обеспечен.

В связи с изложенными обстоятельствами, заместитель Новороссийского транспортного прокурора обратился в суд с настоящим иском.

Представитель истца – Новороссийской транспортной прокуратуры – старший помощник Новороссийского транспортного прокурора ФИО5, в судебном заседании предъявленный иск поддержала, заявленные требования просила удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на те же обстоятельства.

Представитель ответчика – ООО «Мактрен-Нафта» – Попандопало С.А., в судебном заседании с предъявленным иском не согласился, в удовлетворении заявленных прокурором требований просил отказать полностью, ссылаясь на то, что в настоящее время, не смотря на действие Перечня , в Федеральный закон «О ведомственной охране» внесены изменения, согласно которым, действие данного закона не распространяется на объекты, принадлежащие ООО «Мактрен-Нафта». Общество обратилось в Минтранс с заявлением об исключении из Перечня , на что был получен ответ, о том, что пожелания Общества учтены и разработан соответствующий проект приказа, который находится на стадии согласования.

Представитель третьего лица – ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Краснодарского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», в судебное заседание не явился, в ранее поступивших письменных пояснениях, представитель Минаков А.В. полагает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав письменные доказательства, находит исковые требования заместителя Новороссийского транспортного прокурора не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Новороссийской транспортной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения охранных услуг объектов транспорта, в ходе которого, в деятельности ООО «Мактрен-Нафта», по мнению прокуратуры, установлены нарушения в части необеспечения ведомственной охраной объекта. Установлено, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении объекта «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк», на который субъектом разработан и утвержден План обеспечения транспортной безопасности, присвоена III категория ДД.ММ.ГГГГ и утверждена оценка уязвимости.

Как указывает в своём иске Прокурор, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственной охране» (далее - Закон ) основными задачами ведомственной охраны являются защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. В силу ст. 8 Закона перечень охраняемых ведомственной охраной объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 «Об организации ведомственной охраны» перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных государственных органов и организаций по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности. В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации» ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Перечень ). Установлено, что в Перечне под указан объект ООО «Мактрен-Нафта» - «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк». Однако охрана объекта ООО «Мактрен-Нафта» осуществляется ООО ЧОП «Альфа» (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ) на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению Прокурора, обеспечив заключение договора на охрану, ООО «Мактрен-Нафта» не учтены нормы Закона , актов Правительства Российской Федерации, Минтранса России о необходимости обеспечения охраной объектов инфраструктуры морского порта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 395-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ведомственной охране».

Так, согласно ст. 8 Федерального закона «О ведомственной охране» (с учётом изменений, внесенных ФЗ-395), ведомственная охрана осуществляет охрану:

- объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности;

- объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления) либо находящихся в ее сфере ведения;

- объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

- объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями;

- объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);

- объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

- объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);

- объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех";

- объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" осуществляет права собственника имущества;

- объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

Ведомственная охрана организации - собственника Единой системы газоснабжения обеспечивает физическую охрану объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) ее дочерним обществам, продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, обеспечивает физическую охрану объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, обеспечивает физическую охрану объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта.

Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов, осуществляет охрану объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.

Ведомственная охрана высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы осуществляет охрану объектов государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", а также иных объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных с объектами указанного государственного унитарного предприятия.

Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в перечень охраняемых объектов вносятся в срок, не превышающий шести месяцев со дня принятия указанных объектов под охрану либо со дня возникновения иных оснований для внесения таких изменений.

Охрана объектов федеральных государственных органов до создания ими ведомственной охраны в случае, если право на ее создание предоставлено соответствующим федеральным законом, может осуществляться военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, или ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти.

На период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, или ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, и порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Охрана ведомственной охраной объектов, не включенных в установленный срок в перечни, указанные в частях восьмой и одиннадцатой настоящей статьи, за исключением объектов, защита которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами, запрещается.

Как видно из материалов дела, объект ООО «Мактрен-Нафта» - «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк» не подпадает ни под один из перечисленных выше критериев, предусмотренных ст. 8 ФЗ-77. При выполнении требований Перечня , Обществом будет нарушен прямой запрет, установленный Федеральным законом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к приказу Министерства транспорта РФ, что является недопустимым.

Кроме того, согласно письму Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-ИС, адресованному ООО «Мактрен-Нафта», сообщается, что департаментом транспортной безопасности Министерства транспорта РФ, в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 395-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведомственной охране», подготовлен проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», в котором учтено предложение Общества об исключении объекта ООО «Мактрен-Нафта» «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк» из Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». В настоящее время проект приказа проходит установленные согласительные процедуры. Также в целях проведения общественного обсуждения проект приказа будет установленным порядком размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При изложенных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления заместителя Новороссийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Мактрен-Нафта» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта «Перевалочный комплекс сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк», включенного под в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации», утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, ведомственной охраной - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.

Председательствующий: С.А. Назаренко

Мотивированное решение суда изготовлено 11.08.2023г.