ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2139/2022 от 07.09.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-2139/2022

УИД 34RS0001-01-2022-003438-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Черничкиной Е.Е.,

с участием представителя истца Акулиничевой О.С.,

07 сентября 2022 года г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности,

установил:

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее по тексту – ИГЖН Волгоградской области, Инспекция) обратилась в суд с иском просит обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее по тексту – Фонд) в течение 30-тидневного срока принять все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по проведению работ по капитальному ремонту балконной плиты <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>, а именно: установить отливы из оцинкованной стали по периметру балкона <адрес> шириной 200 мм и произвести оклейку пола нескользящей керамогранитной плиткой; для дальнейшего недопущения намокания и разрушения ограждающих конструкций дома в границах балконной плиты <адрес>- обеспечить необходимый уклон этой плиты в соответствии с требованиями п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ (уклон балконной лоджии плиты должен быть не менее 3% от стены здания с организацией отвода воды металлическим фартуком).

В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-п и Законом Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОД УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязана обеспечивать своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, и контролировать качество выполнения подрядными организациями работ по капитальному ремонту. В рамках осуществления государственного жилищного надзора Инспекцией неоднократно проводились внеплановые выездные проверки на предмет соблюдения ответчиком вышеуказанных нормативных требований при организации капитального ремонта многоквартирных домов, по результатам которых были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе при выполнении капитального ремонта многоквартирного <адрес> в <адрес>, поскольку при обследовании общего имущества многоквартирного дома, установлено, что работы по капитальному ремонту выполнены подрядной организацией некачественно. Ранее выданное Фонду предписание об устранении выявленных нарушений по данному дому, Фондом оставлены без исполнения. В этой связи просят обязать ответчика организовать обеспечение подрядной организацией выполнение необходимых ремонтно-восстановительных работ в судебном порядке.

В судебном заседании представитель истца Акулиничева О.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», третье лицо ООО «Жилищное хозяйство», будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, об уважительности не явки суду не сообщили, об отложении слушания не ходатайствовали.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу положений статьи 20 Жилищного кодекса РФ и пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее по тексту - Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с п. 2.6 Положения инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области организует и осуществляет на территории <адрес> проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.

В силу ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок.

В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области -ОД от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» капитальный ремонт - замена и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно ст. 23 Закона Волгоградской области -ОД от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории <адрес>, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

В силу ч. 2 ст. 25 Закона -ОД региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Указанное в целом согласуется с положениями федерального законодательства.

В соответствии с ч. 1,2,6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда в соответствии со ст. 123.17 ГК РФ, ст. 178 ЖК РФ, <адрес>-ОД. Учредителем фонда является <адрес> (п. 1.3 Устава).

В ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> в <адрес> в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах подрядчиком ООО «Строительный альянс» по заказу регионального оператора УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнялись соответствующие работы по капитальному ремонту фасада, которые были приняты региональным оператором по акту от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках проведения внеплановой выездной проверки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, Инспекцией было установлено, что работы по установке отливов оцинкованной стали по периметру балкона шириной 200 мм, а также оклейка пола нескользящей керамогранитной плиткой, при ремонте балконной плиты <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>, не выполнялись. Также установлено проникновение атмосферных осадков через конструкцию балконной плиты квартиры, тем самым не обеспечен надлежащим образом отвод атмосферных осадков от ограждающих конструкций здания, ввиду чего происходит намокание нижней части данной плиты, а также фасада дома и откосов оконных заполнений <адрес> участками отслоений защитных и отделочных слоев, что является отклонением от проектно- сметной документации <данные изъяты> (), а также нарушением пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.8, 4.2.3.1, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки Фонду Инспекцией выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений, вследствие низкого контроля региональным оператором за выполнением работ по капитальному ремонту фасада в указанном многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее предписание в части рассматриваемых нарушений Фондом исполнено не было. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией удовлетворено ходатайство регионального оператора о продлении срока исполнения требований указанного выше предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией удовлетворено ходатайство регионального оператора о продлении срока исполнения требований указанного выше предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией удовлетворено ходатайство регионального оператора о продлении срока исполнения требований указанного выше предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией принято решение об отказе удовлетворения ходатайства регионального оператора о продлении срока исполнения требований указанного выше предписания.

Сведениями о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения государственного органа суд не располагает. В рамках настоящего дела законность вышеприведенных ненормативных актов органа государственного строительного надзора ответчиком не оспорена.

Согласно утверждению стороны истца до настоящего времени требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором в полном объеме не исполнены, что повлекло обращение органа государственного жилищного надзора в порядке п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ за судебной защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяет признать доводы истца промерными.

В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что действенных мер к устранению недостатков выполненного подрядчиком капитального ремонта многоквартирного дома в части работ по заявленным истцом требованиям, ответчиком до настоящего времени не принято, что дает основание для признания ответчика ненадлежаще исполнившим принятые на себя обязательства перед собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, вследствие ненадлежащего контроля за качеством выполненного капитального ремонта многоквартирного дома и принятия мер по устранению сложившейся ситуации, нарушающей права и законные интересы неопределенного круга лиц, что относится к прямой обязанности ответчика.

Принимая во внимание характер наличествующих недостатков и объем требуемых ремонтно-восстановительных работ, специфику организации региональным оператором гарантийного ремонта после некачественного капитального ремонта многоквартирных домов, суд полагает необходимым установить ответчику для организации выполнения подрядной организацией данных работ двухмесячный срок, как наиболее отвечающий балансу прав и законных интересов заинтересованного круга лиц.

Доводы ответчика о том, что подрядная организация <данные изъяты> (ОГРН ) с ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность, основанием для отказа в иске являться не могут, поскольку на момент проведения проверки Инспекцией и вынесения предписания, данная организация являлась действующей, а ответчиком должных мер реагирования для контроля за надлежащим исполнением подрядчиком условий договора на производства капитального ремонта, предпринято не было. Кроме этого ответчик не лишен права на заключение нового договора с иной организацией.

В этой связи суд полагает необходимым обязать ответчика в течение двухмесячного срока принять меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению работ по капитальному ремонту балконной плиты <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>, а именно: установить отливы из оцинкованной стали по периметру балкона <адрес> шириной 200 мм и произвести оклейку пола нескользящей керамогранитной плиткой; для дальнейшего недопущения намокания и разрушения ограждающих конструкций дома в границах балконной плиты <адрес>- обеспечить необходимый уклон этой плиты в соответствии с требованиями п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ (уклон балконной лоджии плиты должен быть не менее 3% от стены здания с организацией отвода воды металлическим фартуком).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области- удовлетворить.

Обязать Унитарную некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН ) в течение двухмесячного срока с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, принять меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению работ по капитальному ремонту балконной плиты <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>, а именно: установить отливы из оцинкованной стали по периметру балкона <адрес> шириной 200 мм и произвести оклейку пола нескользящей керамогранитной плиткой; для дальнейшего недопущения намокания и разрушения ограждающих конструкций дома в границах балконной плиты <адрес>- обеспечить необходимый уклон этой плиты в соответствии с требованиями п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ (уклон балконной лоджии плиты должен быть не менее 3% от стены здания с организацией отвода воды металлическим фартуком).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко Д.А.

Мотивированное решение суда составлено 14 сентября 2022 года.

Судья Юрченко Д.А.