ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2139/2022 от 24.10.2022 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

2-2139/2022

61RS0005-01-2022-003121-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гелета А.А.,

при секретаре Трифоновой К.С.

с участием истца Волочаевой С.А., представителя истцов Шевелевой Л.С. по ордеру, представителя ответчика Букиной О.А. по доверенности, представителей 3-го лица ГЖИ РО Акопян Л.Л., Ереско М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алгинина Александра Владиславовича, Волочаевой Светланы Александровны, Ламка Виталия Ивановича к АО «Теплокммунэнерго», 3-и лица Батажев Адам Ясаевич, Батажев Алихан Ясаевич, Гончарова Галина Николаевна, Сичинава Инга Рушбеевна, Теватосова Светлана Анатольевна, Харчилава Георгий Ипполитович, Худоконенко Анатолий Петрович, ООО « Управляющая компания №1», ГЖИ РО о признании задолженности отсутствующей и исключении из объектов теплоснабжения нежилого помещения (автостоянки),

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к АО «Теплокммунэнерго», 3-и лица Батажев Адам Ясаевич, Батажев Алихан Ясаевич, Гончарова Галина Николаевна, Сичинава Инга Рушбеевна, Теватосова Светлана Анатольевна, Харчилава Георгий Ипполитович, Худоконенко Анатолий Петрович, ООО « Управляющая компания №1», ГЖИ РО о признании задолженности отсутствующей и исключении из объектов теплоснабжения нежилого помещения (автостоянки). В обоснование указывая, что истцы, а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающие в деле на стороне истцов - Батажев Адам Я. за себя и свою малолетнюю дочь Батажеву Е.А., 29.06.2010 года рождения, Батажев Алихан Я., Гончарова Г.Н., Сичинава И.Р., Теватосова С.А., Харчилава Г.И., Худоконенко А.П., являются правообладателями совместной долевой собственности - автостоянки площадью 487 кв.м, расположенной в подвале многоэтажного жилого дома № 20 Б по ул. 26-го Июня в г. Ростове-на-Дону, который находится в ведении ООО «Управляющая компания № 1».

Так, истцам на праве собственности принадлежит:

- Алгинину А.В. 1/15 доли (парковка );

- Волочаевой С.А. 2/15 доли (парковки и );

- Ламку В.И. 2/15 доли (парковки и );

третьим лицам на праве собственности принадлежит:

- Батажеву Адаму Я. 1/15 доли (парковка );

- Батажевой Е.А. 2/15 доли (парковки и );

- Батажеву Алихану Я. 1/15 доли (парковка );

- Гончаровой Г.Н. 1/15 доли (парковка );

- Сичинава И.Р. 2/15 доли (парковки и );

- Теватосовой С.А. 1/15 доли (парковка );

- Харчилава Г.И. 1/15 доли (парковка );

- Худоконенко А.П. 1/15 доли (парковка ).

В марте 2022 года указанные лица впервые от ответчика АО «Теплокоммунэнерго» получили счета- квитанции на оплату тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 года по февраль 2022 года с учетом образовавшейся задолженности по 9 983,62 руб. за каждое парковочное место, то есть за каждую 1/15 долю, которая составляет по 32,46 кв.м.

Вместе с тем, ни с одним из участников долевой собственности ответчик АО «Теплокоммунэнерго» не заключал договор теплоснабжения нежилого помещения (автостоянки) в подвале МКД по адресу: <...>

В связи с неправомерностью начисления задолженности по несуществующему теплоснабжению, истцами Алгининым А.В., Волочаевой С.А. и Ламком В.И. в адрес ответчика АО «Теплокоммунэнерго» были направлены требования (претензии) об аннулировании задолженности, выставленной в счетах-квитанциях за февраль 2022.

Однако ответчик отказал в требованиях истцов, сославшись на то, что паркинг находится в составе МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, поэтому площадь помещения парковки подлежит учету в целях применения Правил № 354 (формулы 3(1)), и начисление ОДН отопления за парковочные места правомерно.

При этом, задолженность истцов была рассчитана ответчиком АО «Теплокоммунэнерго» за период с февраля 2020 по январь 2022 по заявлению некоего жильца МКД (как указано ответчиком в своем ответе на претензию), без установления ответчиком самого главного и необходимого обстоятельства - является ли вообще отапливаемым помещение автостоянки. Однако АО «Теплокоммунэнерго», не установив указанный факт, безосновательно посчитало необходимым начислять плату за отопление подвального помещения, поскольку автостоянка, принадлежащая собственникам парковочных мест на правах общедолевой собственности площадью 487 кв.м на 15 машино-мест, встроена в МКД.

Вместе с тем, истцы Алгинин А.В., Волочаева С.А. и Ламок В.И. не согласны с выставленной ответчиком АО «Теплокоммунэнерго» задолженностью по оплате тепловой энергии с каждого истца за каждое парковочное место, а именно:

- с истца Алгинина А.В. за площадь помещения кв.м (1/15 доли) в размере 10 934,89 руб. (лицевой счет -П07) за период с февраля 2020 по март 2022;

- с истца Волочаевой С.А. за площадь помещения кв.м (2/15 доли) в размере 21 869,78 руб. (лицевые счета -П13, -П14) за период с февраля 2020 по март 2022;

- с истца Ламка В.И. за площадь помещения кв.м (2/15 доли) в размере 21 903,52 руб. (лицевой счет -П12) с февраля 2020 года по март 2022 года.

Абонентом по договору энергоснабжения может являться только лицо, во владении которого находится энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.

Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (статьи 539, 544 ГК РФ).

Между тем, в нежилом помещении, принадлежащем истцам на праве общедолевой собственности, отсутствуют какие-либо теплопринимающие устройства.

Из рабочего проекта многоэтажного жилого дома со встроенными офисами и автостоянкой по <...> и выписки из ЕГРН следует, что помещение площадью кв.м, в отношении которого ответчиком произведен расчет потребленной энергии, расположенное в жилом доме по указанному адресу, является техническим подвалом, в котором находится автостоянка и общее инженерное оборудование многоквартирного жилого дома.

При этом из п.п. 2.1. «ПОДВАЛ» следует, что для поддержания рабочего режима необходимо;

- содержать в исправном состоянии теплоизоляцию трубопроводов центрального отопления и горячего теплоснабжения;

- тщательно уплотнять зазоры в местах прохода всех трубопроводов через системы и фундаменты;

- в течение отопительного сезона, не реже одного раза, измеряется температура и влажность воздуха психрометром, температура поверхностей стен термощупом, температура горячих поверхностей трубопроводов - обычным уличным термометром через пластилиновую накладку.

В п.п. 3.2. «ОТОПЛЕНИЕ» раскрыта система отопления жилого дома - двухтрубная с нижней разводкой подающих и обратных трубопроводов, проложенных по подвалу и система отопления офисных помещений - однотрубная с нижней разводкой магистральных трубопроводов.

Таким образом, проектной документацией изначально не предусмотрено отопление подвального помещения МКД, а проходящие через него тепломагистрали в обязательном порядке должны быть надлежащим образом теплоизолированны.

Согласно выводам строительно-технического заключения о результатах экспертизы от 06.04.2022, проведенной ООО «Экспертиза СВ» - нежилое помещение - автостоянка, кадастровый номер , расположенное по адресу: <...><...>, является неотапливаемым помещением.

Экспертизой установлено, что коммуникации расположены в верхней части помещения. Трубы отопления, стояки горячей воды имеют термоизоляцию, соответствующую СП 61.13330. Отопительные приборы в помещении отсутствуют. Согласно проведенным замерам 17.03.2022 температура в помещении в среднем составила 2,5 градуса (при температуре на улице минус 7 градусов, ощущается, как минус 12 градусов), что не соответствует требованиям «ГОСТ 30494-2011 здания жилые и общественные». Нежилое помещение - автостоянка, расположенная в подвале МКД, спроектирована как неотапливаемое, самовольная реконструкция (демонтаж радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого, предусмотренного законодательством порядка), не производилась.

Таким образом, в связи с тем, что проходящие через помещение трубопроводы теплоизолированы, имеют ничтожно малую по сравнению с площадью помещения поверхность, потерь тепла от изолированных трубопроводов недостаточно для отопления указанного нежилого помещения.

Помимо этого, согласно п. 5.2. "СП 60.13330.2020. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. СНиП 41-01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 921/пр) - в холодный период года в помещениях отапливаемых зданий (кроме помещений, для которых параметры воздуха установлены другими нормативными документами), когда они не используются, в нерабочее время и при устранении аварий на системе теплоснабжения, следует поддерживать температуру воздуха не ниже 12 °С - в помещениях общественных и административно-бытовых зданий.

Пунктом 42 (1) Правил N 354 установлены правила определения платы коммунальной услуги по отоплению, в частности в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 3 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно данной формуле при осуществлении оплаты в течение отопительного периода расчет производится из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован МКД, общей площади всех жилых и нежилых помещений дома, тарифа на тепловую энергию.

Утверждения ответчика АО «Теплокоммунэнерго» (в ответе на претензию), что указанные формулы расчета за отопление, установленные п. 42 (1) Правил № 354, предусматривают использование общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД независимо от факта отопления, являются голословными и не основаны на норме закона.

По смыслу указанного пункта, с учетом того, что рассматриваемая формула предназначена для использования при расчете объема тепла, потраченного на отопление жилых (нежилых) помещений в МКД, в общую площадь всех жилых и нежилых помещений МКД должны включаться только отапливаемые помещения.

Иное толкование названного пункта приводит к тому, что на собственника неотапливаемого помещения будет возложена обязанность по оплате фактически не оказанной коммунальной услуги по отоплению такого помещения.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П указал, что одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы.

Во исполнение названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708 и от 23.02.2019 N 184 в Правила N 354 внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в МКД, в частности, в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в МКД, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Законом о теплоснабжении, осуществляется использование индивидуальных источников тепловой энергии.

Таким образом, с учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.12.2018 N 46-П позиций, а также изменений, внесенных в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в МКД, взыскание с собственников помещений в МКД несправедливой и несоразмерной объему потребленной тепловой энергии платы не допускается.

Из экспертного заключения следует, что проходящие через спорное помещение трубы отопления и стояки горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, термоизолированы вспененным полиэтиленом, и отопительные приборы отсутствуют.

В связи с тем, что проходящие через помещения трубопроводы изолированы, потерь тепла от изолированных трубопроводов недостаточно для отопления автостоянки.

В многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких и ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.

В отношении помещения, которое в соответствии с проектной и технической документацией дома относится к неотапливаемым, с его собственника или пользователя не может быть взыскана плата за отопление.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 71-КГ16-12, при отсутствии в нежилом помещении отопительных приборов факт прохождения через это помещение стояков системы теплоснабжения многоквартирного дома сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с его собственника или пользователя платы за отопление, поскольку данный объем тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях дома, который включается в общедомовые нужды собственников помещений дома.

Только лишь в случае, если помещение в многоквартирном доме изначально являлось отапливаемым, однако впоследствии имеющиеся в нем отопительные приборы были самовольно демонтированы его собственником или пользователем, с таких собственника или пользователя (с пользователя - при наличии к тому оснований) может быть взыскана плата за отопление, поскольку в силу ч. 15 ст. 14 Закона о теплоснабжении, пп. "в" п. 35 Правил N 354 и п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, самовольный демонтаж отопительных приборов запрещен и не может освобождать от обязанности по оплате за отопление.

При этом, собственниками автостоянки и управляющей компанией не производилось переоборудование, либо демонтаж системы отопления, и она изначально не была предусмотрена проектной документацией. Кроме того, в спорном помещении вообще отсутствуют неизолированные транзитные стояки системы отопления МКД, посредством которых истцы могли бы осуществлять потребление тепловой энергии на отопление.

Включение неотапливаемых нежилых помещений, в которых отсутствуют энергопотребляющие устройства, в состав теплопотребления истцов является незаконным.

Определение ответчиком объема потребленной тепловой энергии расчетным методом, исходя из общей площади нежилого помещения, в указанной ситуации противоречит положениям ст. 544 ГК РФ, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.

Поскольку в занимаемом истцами спорном помещении отсутствуют теплопотребляющие установки, то истцы тепловую энергию не используют, поэтому оснований для взимания платы с истцов за потребление тепловой энергии не имеется.

При указанных обстоятельствах, у истцов Алгинина А.В., Волочаевой С.А., Ламка В.И. отсутствует выставляемая ответчиком АО «Теплокоммунэнерго» задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 по февраль 2022 в сумме 9 983,62 руб., 19 967,24 руб. и 19 998,04 руб., соответственно.

На основании изложенного, просили суд признать задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 10 934,89 руб. у Алгинина А.В. перед АО «Теплокоммунэнерго» отсутствующей. Признать задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 21 869,78 руб. у Волочавой С.А. перед АО «Теплокоммунэнерго» отсутствующей. Признать задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 21 903,52 руб. у Ламка В.И. перед АО «Теплокоммунэнерго» отсутствующей. Обязать АО «Теплокоммунэнерго» исключить из объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения нежилое помещение (автостоянка) площадью 487 кв.м., расположенное по адресу: <...> с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Волочаевой С.А. расходы по оплате строительно-технического заключения в размере 15 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. Взыскать с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Алгинина А.В. расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. Взыскать с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Ламка В.И. расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

В ходе рассмотрения дела, истцы уточнили исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просили суд признать отсутствующей задолженность у Алгинина А.В. перед АО «Теплокоммунэнерго» по оплате объема тепловой энергии израсходованной на содержание общего имущества (ОДН) многоквартирного <...> за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 10 934,89 руб. Признать отсутствующей задолженность у Волочаевой С.А. перед АО «Теплокоммунэнерго» по оплате объема тепловой энергии израсходованной на содержание общего имущества (ОДН) многоквартирного <...> за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 21869,78 руб. Признать отсутствующей задолженность у Ламка В.И. перед АО «Теплокоммунэнерго» по оплате объема тепловой энергии израсходованной на содержание общего имущества (ОДН) многоквартирного <...> за период с февраля 2020 по март 2022 в сумме 10 934,89 руб. Обязать АО «Теплокоммунэнерго» исключить из объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения нежилое помещение (автостоянка) площадью 487 кв.м., расположенное по адресу: <...> с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Волочаевой С.А. расходы по оплате строительно-технического заключения в размере 15 000 руб., судебной строительно- технической экспертизы в размере 30300 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. Взыскать с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Алгинина А.В. расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб. Взыскать с АО «Теплокоммунэнерго» в пользу Ламка В.И. расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

Истец Волочаева С.А. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования с учетом уточнений, просила удовлетворить.

Представитель истцов Алгинана А.В. и Ламка В.И. по ордеру Шевелева Л.С. в судебное заседание явилась исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители 3-го лица ГЖИ РО Акопян Л.Л., Ереско М.Н. по доверенностям в судебное заседание явились, оставили разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Представитель 3-го лица ООО «Управляющая компания №1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

3-и лица Батажев А.Я., также в интересах несовершеннолетней дочери Батажевой Е.А., Батажев А.Я., Гончарова Г.Н., Сичинава И.Р., Теватосова С.А., Харчилава Г.И., Худоконенко А.П. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 117,167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы, а также 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, являются правообладателями совместной долевой собственности - автостоянки площадью 487 кв.м, расположенной в подвале многоэтажного жилого <...>, который находится в ведении ООО «Управляющая компания № 1».

Так, истцам на праве собственности принадлежит:

- Алгинину А.В. 1/15 доли (парковка );

- Волочаевой С.А. 2/15 доли (парковки и );

- Ламку В.И. 2/15 доли (парковки и );

3-м лицам на праве собственности принадлежит:

- Батажеву Адаму Я. 1/15 доли (парковка );

- Батажевой Е.А. 2/15 доли (парковки и );

- Батажеву Алихану Я. 1/15 доли (парковка );

- Гончаровой Г.Н. 1/15 доли (парковка );

- Сичинава И.Р. 2/15 доли (парковки и );

- Теватосовой С.А. 1/15 доли (парковка );

- Харчилава Г.И. 1/15 доли (парковка );

- Худоконенко А.П. 1/15 доли (парковка ).

В марте 2022 года указанные лица впервые от ответчика АО «Теплокоммунэнерго» получили счета- квитанции на оплату тепловой энергии на нужды отопления и ГВС за период с февраля 2020 года по февраль 2022 года с учетом образовавшейся задолженности. Как указывают истцы, ни с одним из участников долевой собственности ответчик АО «Теплокоммунэнерго» не заключал договор теплоснабжения нежилого помещения (автостоянки) в подвале МКД по адресу: <...> собственники машино-мест в МКД не заключают в силу прямого указания приведенной нормы прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Указывают, что спорное помещение является неотапливаемым и при наличии управляющей компании ресурсоснабжающая организация не вправе выставлять собственникам помещений МКД счета на оплату потребленного на теплоснабжение на общедомовые нужды.

Рассматривая доводы истцов, суд исходит из того, что на основании ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 244 ГК РФ собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей долевой собственности на общее имущество здания. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ). Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения предусмотрена также частью 1 статьи 158 ЖК РФ.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и юридических лиц возложена обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальных услуг.

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме означает, что в соответствии с утвержденными тарифами граждане и организации обязаны оплатить жилое помещение, а также все виды предоставленных им коммунальных услуг.

Согласно положениям ч.4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания ч.1 ст.157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на потребителя возложена обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Согласно п. 2 разд. I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в состав общего имущества включаются, в том числе, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях и входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, то ответчик, как собственник нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, не может быть освобожден от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.

Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

Предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления. К элементам системы отопления по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло. (ГОСТ Р 56501-2015, введен в действие приказом Госстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).

Изоляция трубопроводов и стояков централизованной системы отопления не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с изолированными либо демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, преходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают единый порядок расчета платы за отопление вне зависимости от условий отопления и предусматривают обязанность граждан по оплате коммунальной услуги отопления вне зависимости от наличия или отсутствия в жилых и нежилых помещениях обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, поскольку расчет размера платы, предусмотрены формулами 2, 2(1), 3, 3(1) приложения № 2 к Правилам учитывает только общую площадь жилого (нежилого) помещения.

Отсутствие приборов отопления в помещении парковки не свидетельствует о том, что тепловая энергия от системы центрального отопления ими не потребляется, поскольку и данном случае тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая, как индивидуально квартиры, нежилые помещения, так и весь объект теплоснабжения в целом. Освобождение владельцев парковки от оплаты коммунальной услуги по отоплению при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного не соответствует нормам действующего законодательства, повлечет необоснованное освобождение от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за ее потребление, в т.ч. и на общедомовые нужды.

Из материалов дела следует и подтверждается заключением о результатах исследования ... от 17.08.2022 года, что в помещении (автостоянка) площадью кв.м в МКД по адресу: <...> имеются общедомовые коммуникации системы отопления в виде трубопроводов проложенных на кронштейнах под потолком в соответствии с содержащимся в материалах дела Рабочим проектом.

При этом, собственники спорного помещения от своего права собственности на помещения, в котором проходят общедомовые коммуникации не отказывались, в связи с чем обязанность по оплате ЖКУ возникает у них исходя из площади всего принадлежащего нежилого помещения.

Позиция истцов о том, что при отсутствии у них договоров с ответчиком и наличии управляющей компании ресурсоснабжающая организация не вправе выставлять собственникам помещений МКД счета на оплату потребленного на теплоснабжение на общедомовые нужды, признается судом не состоятельной и основанной на неверном толковании норм права.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), с 1 января 2017 г. поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац третий пункта 6 Правил N 354).

Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил N 354 поставка соответствующего ресурса в нежилое помещение осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Как установлено в абзаце пятом пункта 6 Правил N 354, в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Анализ изменений, внесенных в Правила N 354, которые изложены как императивные, позволяет утверждать, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в подпункте "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (Правила N 491).

В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если однородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).

Таким образом, обогревающий элемент, тепловые сети обратного, подающего теплопровода, являются обязательным звеном в тепловом контуре здания, а внутридомовая система отопления состоит из однородных элементов и в совокупности образует единое целое, которое используется по общему назначению.

Отопление в многоквартирном доме в силу физических особенностей передачи тепловой энергии не может основываться только на наличии или отсутствии в конкретном помещении радиаторов отопления, поскольку проектируемая теплоотдача и, как следствие, поддержание нормативной температуры воздуха в помещении может достигаться путем теплоотдачи всех устройств, входящих в состав системы отопления дома.

Иной подход к данному вопросу позволил бы потребителю необоснованно уклоняться от оплаты потребляемого коммунального ресурса исключительно на основании факта наличия в помещении обогревательного прибора, каким может быть любое устройство, конструктивно предназначенное для получения тепловой энергии.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 раздела 2 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации на практике применяются два основных способа учета энергоресурсов: расчетный (по различным методикам) и учетный (по приборам учета).

Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона о теплоснабжении, а также в статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").

Абзацем 2 пункта 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В апелляционном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года N АПЛ15-330 об оставлении без изменения Решения Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 года N АКПИ15-198, которым было отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, также отмечено, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.

Учет потребления тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <...> осуществляется по показаниям общедомового прибора учета.

В соответствии с п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (то есть за исключением отопления) предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами № 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (в ред. постановления Правительства РФ от дата № 354).

Ранее Правилами № 354 (до внесения изменений) не было предусмотрено никаких исключений для помещений в многоквартирных домах, в которых собственниками был произведен демонтаж радиаторов централизованного отопления и установлены индивидуальные источники тепловой энергии, в связи с чем, в границах одного многоквартирного дома условия поставки коммунального ресурса соответствующего вида для всех собственников помещений, независимо от наличия индивидуальных квартирных источников тепловой энергии являлись одинаковыми.

Между тем Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству Российской Федерации поручено незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал возможным переход отдельных жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления. Собственники таких жилых помещений должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Правительством Российской Федерации Постановлением от 28.12.2018 N 1708 были внесены изменения в Правила N 354 по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Таким образом, каких-либо правовых оснований для освобождения истцов, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, от несения расходов по отоплению путем закрытия лицевого счета по начислению коммунальной услуги - тепловой энергии, по мнению суда не имеется, поскольку законом не предусмотрено освобождение от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды собственников жилых помещений.

В данном случае помещение автопарковки площадью кв.м по адресу: <...><...> остается частью многоквартирного дома, имеющего общие инженерные сети по отоплению.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды. Законом не предусмотрено освобождение собственников помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса РФ, а в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Истцы наравне с другими собственниками помещения многоквартирного дома, обязаны участвовать в расходах по оплате тепловой энергии на общедомовые нужды, вне зависимости от наличия либо отсутствия заключенного договора на поставку теплоснабжения в нежилое помещение, в связи с чем ответчик вправе выставлять счета собственникам и пользователем помещений в данном доме об оплате коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила) предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Ответчик не оспаривает факт отсутствия приборов отопления в спорном помещении (парковка) по адресу: <...>.

Согласно материалам дела, МКД по адресу: <...> подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через места общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в помещения отапливаемые от данной сети. В МКД установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП) и общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Как следует из письменных пояснений директора ООО «Управляющая компания №1» до января 2019 года управляющая компания управляющая компания выставляла счета и взимала плату с жильцов указанного дома за отопление и тепловую энергию горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества. При этом, плата за отопление и тепловую энергию на ОДН с собственников подземной парковки не взималась в силу того, что паркинг не является отапливаемым помещением. С февраля 2019 года собственники помещений МКД заключили с ресурсоснабжающей организацией прямые договоры на поставку коммунального ресурса. В связи с этим, с указанного периода до настоящего времени управляющая компания взимает с собственников жилых и нежилых отапливаемых помещений МКД плату на содержание общего имущества (за исключением отопления) за холодное водоснабжение, теплоноситель горячего водоснабжения и электроснабжение.

Проверкой, проведенной ГЖИ РО с февраля 2020 года по январь 2022 года было установлено, что в МКД по адресу: <...> имеется цокольный этаж – встроенная парковка площадью кв.м на 15 машино- мест, принадлежащая собственникам на праве общей долевой собственности. ГЖИ РО было выдано предписание АО «Теплокоммунэнерго» устранить нарушения и выполнить перерасчет с февраля 2020 года по январь 2021, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению привести в соответствие с требованиями п. 42.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

АО «Теплокоммунэнерго» произведена корректировка начислений расхода тепловой энергии собственникам всего МКД согласно доли площади, находящейся в собственности.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 N 46-П).

Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, в том числе предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2021 № 16-П указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в кратчайшие сроки изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности.

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в МКД нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.

Отказ собственников или пользователей помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в МКД по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым МКД в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в МКД по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного МКД, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.

Собственники и пользователи всех помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

Данный подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27 апреля 2021 N 16-П.

Не взимание с владельцев машино- мест оплаты за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования, приведет к тому, что сумма этой оплаты будет перераспределена между всеми жильцами с централизованным теплоснабжением пропорционально доли принадлежащих им мест общего пользования, поскольку Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установили, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а истцы не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Помещение автопарковки находится в составе многоквартирного дома, неиспользование отопительных приборов в помещении истцов для потреблении тепловой энергии при наличии общедомового трубопровода отопления не является основанием для освобождения их от обязанности по оплате стоимости ресурса, объем которого должен быть определен в соответствии с законодательством с учетом применимых нормативов или показаний приборов учета (при их наличии).

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии. В формуле 3 (1) для определения размера платы за отопление используется показатель площади помещений в МКД. Формулы расчета, установленные п. 42 (1) Правил № 354 предусматривают использование общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД независимо от факта их отопления.

Указанные выше нормы не содержат положений, которые освобождают собственника нежилого помещения, в котором на законном основании отсутствует отопление отказаться, с учетом единого подхода к обязанности всех собственников нести расходы на содержание общего имущества, от оплаты ресурсоснабжающей организации поставленного теплового ресурса на общедомовые нужды, с учетом, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Доводы истцов о том, что ресурсоснабжающая организация не может выставлять счета на ОДН основаны на неверном применении норм материального права.

Таким образом, учитывая вышеуказанные правовые нормы, принимая во внимание конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды, а также нахождение нежилого помещения автостоянки в составе МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, а также поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, в помещениях которых отсутствуют индивидуальные отопительные приборы, но через помещения которых проходят общедомовые трубы системы отопления, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды и подлежит учету в целях применения Правил № 354 по формуле 3 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам, оснований для признания задолженности по оплате тепловой энергии отсутствующей и исключении нежилого помещения (автостоянки) из объектов поставки теплового ресурса на содержание общего имущества у суда не имеется, начисления ОДН на парковочные места является правомерным.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.

В связи с тем, что основные требования истцов не подлежат удовлетворению, требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алгинина Александра Владиславовича, Волочаевой Светланы Александровны, Ламка Виталия Ивановича к АО «Теплокммунэнерго», 3-и лица Батажев Адам Ясаевич, Батажев Алихан Ясаевич, Гончарова Галина Николаевна, Сичинава Инга Рушбеевна, Теватосова Светлана Анатольевна, Харчилава Георгий Ипполитович, Худоконенко Анатолий Петрович, ООО « Управляющая компания №1», ГЖИ РО о признании задолженности отсутствующей и исключении из объектов теплоснабжения нежилого помещения (автостоянки) отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2022 года.