ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/16 от 27.05.2016 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-213/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 27 мая 2016 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Сотиевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО6 к МВД по РСО-Алания об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, законности распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. ,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.

Мотивировал свои требования следующими обстоятельствами.

Проходит службу в УМВД России по г.Владикавказ в должности командира БППСП. ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД по РСО-Алания л/с наложено дисциплинарное взыскание «выговор» за то, что подчиненными ему сотрудниками не были привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ граждане, на которых ранее были составлены протоколы за административные правонарушения и которые не произвели оплату по указанным протоколам. С указанным дисциплинарным взысканием не согласен по следующим основаниям.

Ему вменяется неисполнение п. 15 должностной инструкции, выразившееся в неосуществлении организации учета работы результатов работы каждого сотрудника подразделения ППСП, анализа результатов службы нарядов полиции и принятии мер к их повышению. Однако данный пункт к нему не применим, так как ежедневно каждый наряд отчитывается о проделанной работе, впоследствии результаты учитываются, объединяются и в обобщенном рапорте подаются с результатами работы начальнику УМВД России по г. Владикавказ. В том числе ежедневно рассматривались и результаты по составлению протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. За текущий период таких протоколов сотрудниками ППСП было составлено 41, тогда как в прошлом году было составлено 28 таких протоколов, что и является повышением результативности работы нарядов.

Все вышеуказанное свидетельствуют, что организация учета и анализа работы результатов нарядов полиции и принятия мер к их повышению им выполнена.

Так же вменяется неисполнение пункта 1. (возложить ответственность за исполнение постановления о наложении наказания в виде административного штрафа в полном объеме и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на руководителя сотрудника структурного подразделения территориального органа внутренних дел, составившего протокол об административном правонарушении) Распоряжения МВД по РСО-Алания № 311 от 17.09.2014 года. Однако об этом распоряжении ему стало известно лишь в ходе проведения в отношении него служебной проверки.

В абзаце 2 распоряжения МВД по РСО-Алания № 311 от 17.09.2014 года указано «...принятия мер по обеспечению взыскаемости административных штрафов....», т.е. указанным распоряжением на полицию накладываются дополнительные обязанности, несмотря на то, что ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" определен полный список обязанностей полиции.

Так же, п. 5 статьи 32.2. КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» регламентировано, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 23.3 рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители. Соответственно п. 1 Распоряжения МВД по РСО- Алания №311 от 17.09.2014 года (возложить ответственность за исполнение постановления о наложении наказания в виде административного штрафа в полном объеме и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на руководителя сотрудника структурного подразделения территориального органа внутренних дел, составившего протокол об административном правонарушении) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Просил дисциплинарное взыскание «выговор» наложенное ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД по РСО-Алания л/с отменить, рассмотреть вопрос законности издания МВД по РСО-Алания распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 в судебное заседание не явился.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая, что неявившийся истец знал о дате и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, имел сведения об электронном адресе сайта районного суда, не представил доказательств уважительности причин неявки, не просил об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признавал обязательной явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившейся стороны.

Представитель МВД по РСО-Алания ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., иск не признала. Пояснила, в соответствии с пунктом 149 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 850 руководитель (начальник) территориального органа МВД России издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа МВД России. Также согласно пункту 1, подпункту 1 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 262, данное Министерство является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, осуществляющим меры реализации государственной политики в сфере внутренних дел на территории Республики Северная Осетия-Алания. С учетом изложенного МВД по Республике Северная Осетия-Алания имело полномочия на принятие распоряжения. Такое правовое регулирование не противоречит каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Распоряжение издано в пределах компетенции МВД по Республике Северная Осетия-Алания, оспариваемые нормы не противоречат законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России и не нарушает права и свободы человека и гражданина. По фактам не привлечения к административной ответственности неплательщиков по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ была назначена служебная проверка. Опрошенный в ходе служебной проверки ФИО1 пояснил, что на постоянной основе он получает в ИАЗ Управления МВД России по г.Владикавказу списки лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Эти списки им раздаются командирам взводов БППСП. Все доставленные в Управление с маршрутов патрулирования патрульными нарядами граждане проверяются по этим спискам и базе данных ИБД. На лиц подлежащих привлечению к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ составляются протокола. За 7 месяцев 2015 года 41 человек были привлечены к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. В соответствии с требованиями п. 15 должностной инструкции подполковник полиции ФИО1 обязан организовать учет результатов работы каждого сотрудника и подразделения ППСП. Ежедневно анализировать результаты службы нарядами полиции и принимать меры к их повышению. В соответствии с п. 1 распоряжения МВД по Республике Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за исполнение постановления о наложении наказания в виде административного штрафа в полном объеме и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возложена на руководителя сотрудника структурного подразделения территориального органа внутренних дел, составившего протокол об административном правонарушении, выявившего административное правонарушение. В ходе проверки установлено, что согласно сведениям базы данных ИБД «Административные правонарушения», ушли от ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в Управлении МВД России по г.Владикавказу за 2015 год 118 правонарушителей, из них по материалам ППСП 84 правонарушителя, по 28 лицам, ушедшим от ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, работа по привлечению их к административной ответственности организована и проведена не была. Не были представлены рапорта сотрудников ППСП о том, что данных правонарушителей не представилось возможным привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с указанием причины, в связи с чем 28 правонарушителей ушли от административной ответственности за неуплату административного штрафа за ранее совершенное правонарушение. Таким образом, в ходе проведения служебной проверки МВД по Республике Северная Осетия-Алания установлен факт того, что ФИО1 не исполнил п. 15 должностной инструкции, выразившееся в не осуществлении организации учета результатов работы каждого сотрудника подразделения ППСП, анализа результатов службы нарядов полиции и принятия мер к их повышению, также не исполнил п. 1 распоряжения МВД по Республике Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло за собой уклонение правонарушителей от исполнения административного наказания. Приказом МВД по Республике Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГл/с истец привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Нарушений норм действующего законодательства ответчиком не допущено. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суду считает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии с должностной инструкцией командира БППСП УМВД России по г.Владикавказу РСО-Алания (с обслуживанием Иристонского района г.Владикавказа) ФИО1, утвержденной начальником УМВД по г.Владикавказу РСО-Алания (с обслуживанием Иристонского района) ФИО4ДД.ММ.ГГГГ., командир БППСП Управления МВД России по г.Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания (с обслуживанием Иристонского района г.Владикавказа) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011г. № 3 «О полиции», Федеральным законом Российской Федерации от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными федеральными законами, «Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012г. № 1377, иными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Приказом МВД России от 30.01.2008г. № 80 «Об утверждении Устава патрульно- постовой службы полиции», иными нормативными правовыми актами МВД России, МВД по Республике Северная Осетия-Алания, Положением об УМВД России по г.Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным приказом МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 04.06.2014г. № 327, Положением о БППСП УМВД России по г.Владикавказу, утвержденным приказом УМВД России по г.Владикавказу от 07.10.2014г. №433.

В должностные обязанности командира БППСП УМВД России по г.Владикавказу РСО-Алания (с обслуживанием Иристонского района г.Владикавказа) ФИО1, в том числе, входит обеспечивать поддержание постоянной готовности подразделения ППСП к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах; на основе анализа оперативной обстановки вносить предложения руководству УМВД по расстановке нарядов, а также маневрированию силами и средствами подразделения ППСП; обеспечивать организацию и проведение инструктажей нарядов полиции, контроль за несением ими службы, внешним видом и строевой выправкой личного состава, соблюдением правил ношения форменной одежды и снаряжения; организовывать учет результатов работы каждого сотрудника и подразделения ППСП; ежедневно анализировать результаты службы нарядами полиции и принимать меры к их повышению; утверждать должностные обязанности своих заместителей и командиров рот БППСП и осуществлять контроль за их исполнением; обеспечивать взаимодействие с общественными формированиями правоохранительной направленности по вопросам охраны общественного порядка, оказывать им методическую и практическую помощь в обучении формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений; обеспечивать контроль соблюдения необходимых мер личной безопасности сотрудников БППСП при несении ими службы, правил обращения с оружием, техникой и специальными средствами; вносить предложения начальнику УМВД о выделении БППСП служебных помещений и надлежащем их оборудовании;

организовывать комплектование БППСП, знать деловые и моральные качества подчиненных сотрудников; обеспечивать проведение общественно-государственной, боевой, служебной и физической подготовки с личным составом, лично руководить обучением и воспитанием подчиненных; принимать меры к предупреждению нарушений дисциплины и законности среди личного состава; знать нужды и запросы личного состава и своевременно принимать меры по их рассмотрению, оказывать помощь в решении жилищно-бытовых и иных социальных вопросов; командир БППСП вправе вносить предложения начальнику УМВД дел о поощрении (наказании) подчиненных сотрудников, предоставлении им отпусков; командир БППСП вправе вносить начальнику УМВД предложения об изменении организационно-штатного построения подразделения за счет перераспределения штатной численности личного состава внутри подразделения; обеспечивает режим секретности и конспирации при работе с документами в органах внутренних дел, не разглашает сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; соблюдает ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и выполняет обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным Законом от 30 ноября 2011г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным Законом от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; предоставляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В силу п.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что п.1.1 распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. о возложении ответственности за исполнение постановления о наложении наказания в виде административного штрафа в полном объеме и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на руководителя сотрудника структурного подразделения территориального органа внутренних дел, составившего протокол об административном правонарушении противоречит как Федеральному закону от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", так и КоАП РФ.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч.1 ст.47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ).

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. ст. 48 и 50 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, названы в ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N342-ФЗ. К ним относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

Поскольку п.1.1 распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. о возложении ответственности за исполнение постановления о наложении наказания в виде административного штрафа в полном объеме и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении на руководителя сотрудника структурного подразделения территориального органа внутренних дел, составившего протокол об административном правонарушении противоречит нормам действующего федерального законодательства, не обусловлен требованиями должностной инструкции, то отсутствует виновное действие (бездействие) ФИО1 по невыполнению данного пункта распоряжения, а потому приказ МВД по РСО-Алания л/с от ДД.ММ.ГГГГ. о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 ФИО7 к МВД по РСО-Алания об отмене приказа МВД по РСО-Алания л/с от ДД.ММ.ГГГГ. о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, законности распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на командира батальона ППСП УМВД России по г.Владикавказу (с обслуживанием Иристонского района) РСО-Алания ФИО2 ФИО9 приказом МВД по РСО-Алания л/с от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным п.1.1 распоряжения МВД по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. «О мерах по обеспечению контроля за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Кальянова