ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/19 от 24.07.2019 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Копия № 2-213/2019

УИД 24RS0044-01-2019-000096-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2019 года г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре – Лупановой В.Ю.,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Раковой Е.В.,

материального истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО2, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Управлению социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности возобновить с 01.09.2018 года ежемесячную денежную выплату мер социальной поддержки. Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 23.06.2017 года ФИО1 пожизненно назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов». В августе 2018 года ответчик принял решение о прекращении производства указанной выплаты по тем основаниям, что ФИО1 не имеет на территории Красноярского края регистрации по месту жительства. Прокурор, в соответствии со ст. 20 ГК РФ, Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полагая указанное решение ответчика незаконным обратился с вышеуказанным требованием в суд.

В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Ракова Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора. Суду пояснила, что выплата прекращена в августе 2018 года, считает решение Управления социальной защиты населения администрации Рыбинского района незаконным, поскольку с 20.06.2017 года постоянно проживает по адресу: Красноярский край, <адрес>, где временно постановлена на регистрационный учет, в связи с чем, имеет право на получение дополнительных мер поддержки. В указанном жилом помещении проживает на праве безвозмездного пользования, своего жилья в собственности не имеет.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Рыбинского района ФИО3 в с судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что решение Управления социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края о прекращении выплат дополнительных мер поддержки ФИО1 является законным, поскольку указанные меры социальной поддержки могут быть назначены пенсионерам, которые зарегистрированы по месту жительства на территории Красноярского края. Федеральным законом от 21.12.2013 года внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с которыми изменен понятийный аппарат данного закона и в настоящее время согласно внесенных изменений понятие регистрация входит в понятие место жительства и является дополнительным обстоятельством, отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства. Поскольку ФИО1 не имеет регистрации по месту жительства на территории Рыбинского района Красноярского края выплата мер социальной поддержки в августе 2018 года была прекращена, основанием для принятия данного решения явились результаты проверки Управления контролирующим органом, в ходе которых были установлены нарушения, в частности решение о назначении ФИО1 дополнительных мер социальной поддержки. Также, пояснила, что прокурором выбран неверный способ защиты права материального истца, так как для назначения ежемесячной выплаты ФИО1 необходимо подтвердить ее место жительства, в том числе в судебном порядке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 4.1. Закона Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов" лица, указанные в пунктах "д", "е" статьи 1 настоящего Закона, имеют право на следующие меры социальной поддержки: при достижении возраста 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины ежемесячную денежную выплату в размере 110 рублей. Ежемесячная денежная выплата подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете. При индексации размер ежемесячной денежной выплаты определяется в полных рублях (50 копеек и более округляется до полного рубля, менее 50 копеек не учитывается).

Согласно п. «д» ст. 1 того же закона, он распространяется на имеющих место жительства на территории Красноярского края граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) и имеющие продолжительность работы не менее 15 календарных лет, пенсионеров, получающих страховые пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", пенсионеров, получающих социальные пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не относящихся к категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и Красноярского края, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 4.1 настоящего Закона, в Законе края "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", а также субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом доходов граждан, в статьях 3.1, 6, 10.1 Закона края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Положениями пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абзацу 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как следует из норм статьи 3 того же Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Таким образом, посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 04 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П, от 02 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 06 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

В судебном заседании установлено, что 23.06.2017 года ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (л.д. 12-13).

Согласно протоколу назначения ежемесячной денежной выплаты региональным льготникам от 23.06.2017 года, Управлением социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края принято решение о назначении ФИО1 пожизненно ежемесячной денежной выплаты в размере 155 рублей с 23.06.2017 года (л.д. 15), о чем последней направлено соответствующее уведомление (л.д. 16).

Из протокола закрытия от 13.08.2018 года следует, что предоставление указанной выплаты прекращено в связи с окончанием права (л.д. 17).

Порядок предоставления выплат, предусмотренных законом Красноярского края от 10.12.2004 N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов" утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 19.01.2010 N 12-п "О Порядке предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан".

Согласно п. 2 указанного Порядка, для получения ежемесячной денежной выплаты труженик тыла, ветеран труда, ветеран труда края, пенсионер, родитель и вдова (вдовец) военнослужащего, реабилитированный или его законный представитель подает в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района и городского округа края в сфере социальной защиты населения по месту жительства гражданина либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".

Судом установлено, что ФИО1 проживает на территории Красноярского края по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания по указанному адресу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), иного места жительства не имеет. Указанные обстоятельства имеющимися в деле данными не опровергаются.

В силу положений ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ (в редакции от 01.04.2019 года) «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 23.06.2017 года по 13.08.2018 года истец являлась получателем ежемесячной денежной выплаты, назначенной ей как пенсионеру, достигшему возраста 55 лет (для женщин) в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 19.01.2010 года. Ее официально признанный статус пенсионера не изменился.

Такого основания, как отсутствие регистрации по месту жительства, при наличии постоянного места жительства на территории Красноярского края и временной регистрации по месту пребывания, для прекращения выплаты компенсации действующий Порядок не содержит, а изменения, внесенные в понятийный аппарат закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории РФ», не могут повлечь ухудшение условий предоставления истцу тех социальных выплат, гарантии и компенсации, право на которые истцом приобретено на основании федерального закона.

Место жительства истца после 23.06.2017 года, когда выплата компенсации была назначена, не изменилось. Не изменилось место жительства истца и на момент принятия решения о прекращении выплаты, обращения прокурора в суд с иском. Возможность подтверждения места жительства гражданина сведениями о регистрации по месту жительства или пребывания, законом не исключается.

Таким образом, действиями ответчика необоснованно создаются препятствия гражданину в получении мер социальной поддержки.

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства принимаемые уполномоченными государством органами решения должны быть основаны на строгом исполнении законодательных предписаний, а также внимательном и ответственном подходе к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (Постановление от 14 января 2016 года N 1-П; Определение от 7 декабря 2017 года N 2794-О и др.).

В суд стороной ответчика не представлено доказательств проживания истца за пределами Рыбинского района Красноярского края, не представлено доказательств получения истцом аналогичной выплаты в ином районе Красноярского края, где по смыслу закона истцу подлежала начислению выплата при условии его проживания (регистрации) в другом районе края.

Сам по себе факт регистрации ФИО1 по месту пребывания, учитывая, что данное место является единственным местом жительства ФИО1, при данных обстоятельствах дела автоматически не влечет прекращения выплаты. Именно на ответчика в первую очередь распределяется обязанность доказывания неправомерности получения истцом выплат, что УСЗН не выполнено.

Доводы представителя ответчика о том, что в связи с внесенными изменениями в законодательные акты, внесены изменения в понятия место пребывания и место жительства, понятие регистрация входит в понятие места жительства не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе, в соответствии с которым, местом пребывания гражданина является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, указанным параметрам не соответствует, поскольку представляет собой жилой дом, в котором ФИО1 проживает постоянно с 20.06.2017 года на праве безвозмездного пользования и имеет в нем временную регистрацию, что в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 года № 12-2703 дает ей право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в размере 110 руб., которая ежегодно индексируется, в соответствии с законом о краевом бюджете.

Доводы представителя ответчика о том, что прокурором избран неверный способ защиты права также не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что у ФИО1 имеются необходимые документы, подтверждающие ее место жительство на территории Рыбинского района Красноярского края, в том числе, свидетельство о временной регистрации по адресу: <адрес>. Кроме того, в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

При таких обстоятельствах, учитывая, что с 20.06.2017 года и по настоящее время, ФИО1 фактически проживает на территории Рыбинского района по адресу: <адрес>, требования прокурора подлежат удовлетворению, в связи с чем, на Управление социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края суд полагает возможным возложить обязанность по возобновлению выплаты мер социальной поддержки ФИО1 в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 сентября 2018 года

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края, действующего в интересах ФИО1, к Управлению социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату мер социальной поддержки - удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Рыбинского района Красноярского края возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 сентября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 31.07.2019 года.

Председательствующий: О.С. Заверуха

Копия верна.

Судья О.С. Заверуха