ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/19 от 25.02.2019 Каменского районного суда (Ростовская область)

ДЕЛО № 2-213/19г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2019 г г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Дьяковой И.Г.,

при секретаре Устиновой Л.И.,

с участием истца ФИО1 и его представителя – адвоката Потапова С.А.,

представителя ответчика – ФИО2,

представителя третьего лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г.Каменске-Шахтинском (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском ГУ УПФР в г.Каменске-Шахтинском (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии. В обоснование иска сослался на то, что решением ответчика от 31.08.2018г ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пп.18 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в специальный стаж ответчик не включил период его службы в должности пожарного 4 отряда государственной противопожарной службы с 29.12.1991г по 25.04.2005г, и период работы в должности пожарного <данные изъяты>" с 26.04.2005г по 31.12.2012г. Истец считает, что данные периоды подлежат включению в льготный стаж, поскольку его функциональные обязанности за все время работы пожарным не изменялись, менялись только ведомственная подчиненность и наименования организаций.

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, ссылаясь на то, что в пенсионном законодательстве нет нормы, которая запрещает включать службу в Государственной противопожарной службе в трудовой стаж, ведомственная принадлежность организации также не должна ущемлять прав и интересов гражданина.

Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что в период с 29.12.1991г по 25.04.2005г ФИО1 проходил службу в <данные изъяты>", в этот период он приравнен по статусу к военнослужащим, и его пенсионное обеспечение производится на основании специальных законов: ФЗ № 166 от 15.12.2001г "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Закона № 4468-1 от 12.02.1993г "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Период с 26.04.2005г по 31.12.2012г не включен в льготный стаж, так как в соответствии с ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996г "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. ФИО4 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.01.2005г, работодатель указанный спорный период не подтвердил кодом льготы. Код льготы указан только с 01.01.2013г, этот период учтен как льготный. Имеющийся льготный стаж по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г составляет 6 лет 4 мес. 16 дней и не дает права на льготную пенсию.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <данные изъяты>, с требованиями ФИО1 не согласился, ссылаясь на то, что период службы в Государственной противопожарной службе с 28.12.1991г по 25.04.2005г включению в льготный стаж по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г не подлежит, так как данный период регулируется другими законами. Когда в 2005г рядовых пожарных переводили из военнослужащих в гражданские, их предупреждали, что они могут потерять право на пенсию по выслуге лет, и что для сохранения стажа службы им необходимо дослужить в других органах, или на других должностях. В период с 25.04.2005г по 11.02.2008г ФИО4 работал в ведомственном учреждении – "<данные изъяты>, в то время как право на льготы дает работа в федеральной государственной службе. Период с 01.01.2009г по 31.12.2012г не отражен в ИЛС как льготный, поскольку при реорганизации <данные изъяты>" в форме присоединения к <данные изъяты>" им не были переданы соответствующие сведения, в настоящее время проводится работа по корректировке сведений, но даже при условии включения в льготный стаж откорректированного периода с 01.01.2009г по 31.12.2012г, у ФИО1 право на льготную пенсию не возникнет, так как и в этом случае стажа недостаточно.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно трудовой книжке, ФИО1 в период

с 28.12.1991г по 25.04.2005г служил в Государственной противопожарной службе;

с 25.04.2005г по 11.02.2008г работал пожарным в <данные изъяты> пожарной части <данные изъяты>;

с 12.02.2008г по 31.12.2008г работал пожарным в <данные изъяты> пожарной части Федерального государственного учреждения "<данные изъяты>";

с 01.01.2009г по 20.12.2011г работал пожарным в <данные изъяты> пожарной части Государственного учреждения "<данные изъяты>

с 21.12.2011г по 31.01.2014г работал пожарным в <данные изъяты> пожарной части Федерального государственного казенного учреждения "<данные изъяты>";

с 01.02.2014г по настоящее время работает пожарным в Федеральном государственном казенном учреждении "4 <данные изъяты>" (л.д.14-18).

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Обстоятельства прохождения ФИО1 в спорный период с 28.12.1991г по 25.04.2005г военной службы (службы в Государственной противопожарной службе) подтверждены записями в трудовой книжке, справкой от 02.08.2018 года № 1091.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, период прохождения военной службы и приравненной к ней службы не засчитывается.

Это следует и из Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы", в котором указано, что выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Пенсионное обеспечение … лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, … производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Верховный Суд РФ в Определении от 26.08.2005 № 87-Г05-14 также указал, что период прохождения военной и приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж, и не засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

На основании изложенного период службы с 28.12.1991г по 25.04.2005г в Государственной противопожарной службе включению в стаж, дающий право на льготную пенсию по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г, не подлежит.

Что касается периода с 26.04.2005г по 11.02.2008г, он также не подлежит включению в льготный стаж по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем Государственного учреждения "<данные изъяты> являлся Департамент противопожарной службы Ростовской области (л.д.32-40).

В силу п.п. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти – Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях " не обладают.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-О-О от 5 февраля 2009 г. "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

ФИО4 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20 января 2005г (л.д.51-54). Соответственно после этой даты для зачета спорных периодов работы в специальный стаж, сведения о работе в особых условиях должны быть отражены в выписке из индивидуального лицевого счета. В выписке из ИЛС ФИО4 указанные сведения присутствуют с 01.01.2013г. На день рассмотрения дела в суде сведения за 2009-2012г не откорректированы, в связи с чем ни у пенсионного органа, ни у суда основания для включения указанного периода в льготный стаж отсутствуют.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что даже при условии корректировки сведений и указания кода льготы в период с 01.01.2009г по 31.12.2012г, льготного стажа будет недостаточно для назначения ФИО1 пенсии по основаниям пункта 18 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г "О страховых пенсиях".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 к ГУ УПФР в г.Каменске-Шахтинском (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

С У Д Ь Я :_____________________

Мотивированное решение

изготовлено 01.03.2019г.