РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 января 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего судьи Катасонова А.В.,
при секретаре Федоренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к АО «Связной Логистика» о защите прав потребителя, взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Связной Логистика», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи смартфона №№, стоимостью 52 990 рублей.
По истечении 12 месячного гарантийного срока, но до истечения двух лет с момента приобретения в сотовом телефоне был выявлен дефект: не работает.
Для определения причин возникновения дефекта, истец обратился в <данные изъяты>». Согласно экспертному заключению <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в сотовом телефоне №№ имеется дефект, проявившийся в виде невозможности включения (не включается) сотового телефона. Дефект критический. Причина дефекта – является выход из строя основной платы. Дефект носит производственный характер. Стоимость восстановительного ремонта сотового телефона №№, будет равна стоимости нового сотового телефона. Дефект квалифицируется как неустранимый.
На основании изложенного истец просил принять отказ от исполнения договора купли-продажи сотового телефона №№, взыскать с ответчика стоимость некачественного товара в размере 52 990 рублей, проценты по кредиту в размере 9 272,42 рубля, затраты на проведение экспертизы в размере 12 000 рублей, затраты на оплату услуг представителя в суде в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против иска, ссылаясь на то, что требования истца являются необоснованными и не соответствуют закону, поскольку выявленный в смартфоне дефект является устранимым и не является существенным. В случае удовлетворения требований, просила применить положения ст. 333 ГК РФ. Истец с досудебной претензией к ответчику не обращался.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 454 ч. 1 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ч. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Пунктами 1,2 ст. 475 ГК РФ определено, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите право потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить, предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Перечень технически сложных товаров, утвержден постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 924, на основании п. 10 которого, приобретенный истцом товар относится к технически сложным товарам.
Под существенным недостатком товара (работы, услуги), согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Аналогичные признаки отнесения недостатков товара к существенным также определены п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в подп. "б" п. 13 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей, под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы, на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Связной Логистика» был заключен договор купли-продажи сотового телефона Apple №№, стоимостью 52 990 рублей. Факт заключения указанного договора подтверждается кассовым чеком, и не оспаривалось ответчиком.
Из пояснений представителя истца явствует, что за пределами 12 месячного гарантийного срока, но до истечения двух лет с момента приобретения в товаре был выявлен дефект- не работает. Указанный дефект носит производственный характер и является существенным.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на досудебное экспертное заключение <данные изъяты>». Согласно экспертному заключению <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в сотовом телефоне №№ имеется дефект, проявившийся в виде невозможности включения (не включается) сотового телефона. Дефект критический. Причина дефекта – является выход из строя основной платы. Дефект носит производственный характер. Стоимость восстановительного ремонта сотового телефона №№, будет равна стоимости нового сотового телефона. Дефект квалифицируется как неустранимый.
Ответчик, не согласившись с указанным заключением, ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Данное ходатайство было удовлетворено, и судом в ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза.
Из заключения судебной экспертизы <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что в сотовом телефоне №№ имеется дефект аппарат не включается. Причина неисправности – выход из строя контроллера питания. Дефект носит производственный характер, т.к., следы воздействия жидкости, а также химических, температурных и механических воздействий на узлы аппарата не обнаружены. Устранить недостаток можно двумя способами:
-путем замены устройства в официальном сервисном центре (Согласно политики компании Apple Inc способ устранения выбирает специалист центра обслуживания после проведения диагностики, однако на практике в случае неисправности системной платы производится замена устройства, так же в списке услуг предоставляемых авторизованными сервисными центрами отсутствует такая услуга как замена системной платы, но присутствует центр услуга замены устройства. В случае обращения в авторизованный сервисный центр в гарантийный срок замена устройства производится безвозмездно для владельца устройства (при условии, что отсутствуют следы нарушения гарантийных свойств устройства). В случае обращения в авторизованный сервисный центр за пределами гарантийного срока взимается оплата);
-путем замены материнской платы – данная процедура возможна в неавторизованных сервисных центрах.
Средняя стоимость обмена неисправного аппарата в авторизованных сервисных центрах Apple составляет 29 140 рублей. Временные затраты зависят от наличия аппаратов на складе сервисного центра или его поставщика.
Стоимость замены материнской платы в неавторизованном сервисном центре составляет 18130 рублей. Временные затраты зависят от наличия данной детали на складе сервисного центра или его поставщика, непосредственно замена материнской платы займет порядка 2 часов.
Согласно политики компании Apple Inc способ устранения выбирает специалист центра обслуживания после проведения диагностики, однако на практике в случае неисправности системной платы производится замена устройства, так же в списке услуг предоставляемых авторизованными сервисным центрами отсутствует такая услуга как замена системной платы, но присутствует услуга замены устройства. В случае обращения в авторизованный сервисный центр в гарантийный срок замена устройства производится безвозмездно для владельца устройства (при условии, что отсутствуют следы нарушения гарантийных свойств устройства). В случае обращения в авторизованный сервисный центр за пределами гарантийного срока взимается оплата. Среднерыночная стоимость аппарата сотового телефона Apple iPhone 7 32 Gb, 34490 рубля.
Не доверять указанному заключению судебной экспертизы у суда оснований не имеется, поскольку экспертиза назначена и проведена в соответствии с требованиями ГПК РФ, заключение подготовлено компетентным специалистом, руководствовавшимся при проведении экспертизы действующим законодательством, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта не противоречат установленным обстоятельствам дела, представленным в ходе рассмотрения дела доказательствам. Заключение содержит мотивированные и последовательные выводы, основанные на достоверных данных. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено. Суд принимает как доказательство заключение судебной экспертизы и не принимает досудебное исследование.
Понятие существенного недостатка является правовым и его наличие подлежит установлению судом в каждом конкретном случае исходя из установленных по делу обстоятельств.
Таким образом, из заключения судебной экспертизы явствует, что выявленный в товаре дефект является устранимым, среднерыночная стоимость устранения дефекта в авторизованных и неавторизованных сервисных центрах не превышает стоимость товара и не приближена к ней.
Таким образом, суд полагает, что истцом не представлено доказательств наличия в товаре существенного недостатка (ст. 56 ГПК РФ).
При указанных обстоятельствах, исходя из положений статьи 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в соответствии с которыми требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также замены товара подлежат удовлетворению при наличии существенных недостатков товара, однако наличие таковых по материалам дела судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований об отказе от исполнения договора купли-продажи, и связанных с данным требованием требований о взыскании уплаченной за товар суммы, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, а также судебных расходов и иных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Связной Логистика» о защите прав потребителя отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: