РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу № 2-213/2020
Город Железногорск-Илимский 26 августа 2020 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Юсуповой А.Р.,
при секретаре Губиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-213/2020 по иску ФИО1 к Думе Новоигирминского городского поселения, Администрации Новоигирминского городского поселения о взыскании убытков, возникших в результате принятого незаконного решения органами местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к Думе Новоигирминского городского поселения, Администрации Новоигирминского городского поселения о взыскании убытков, возникших в результате принятого незаконного решения органами местного самоуправления. В обоснование указано, что она является депутатом Думы Новоигирминского городского поселения IV созыва (2017-2022 годы). В сентябре 2017 года Протоколом первого общего собрания депутатов Думы Новоигирминского городского поселения избрана председателем Думы НГП, на основании распоряжения приступила к исполнению должностных обязанностей. 29.04.2019 на внеочередном заседании Думы было принято Решение №64 от 29 апреля 2019 года о досрочном прекращении полномочий председателя Думы НГП ФИО1 и о возложении обязанностей председателя Думы НГП на депутата ФИО2. Посчитав такое решение безосновательным, грубо нарушающим права и законные интересы, ею оно было обжаловано в судебном порядке. Решением Нижнеилимского районного суда от 29.06.2019 по административному делу № 2а-704/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от 12.11.2019, решение Думы Новоигирминского городского поселения №64 от 29 апреля 2019 года "О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения ФИО1", признано незаконным. Решение не исполнено ответчиком до настоящего времени. Обстоятельства, препятствующие к исполнению ФИО1 обязанностей председателя Думы Новоигирминского городского поселения, не устранены. Решение, признанное судом незаконным, Думой не отменено.
В результате принятия ответчиком незаконного решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы истцу причинен вред, заключающийся в неполучении гарантированного законодательством денежного вознаграждения, полагавшегося к выплате за замещение на постоянной основе выборной публичной должности. Утрата возможности получения денежного вознаграждения за период с мая по декабрь 2019 вследствие принятия ответчиком незаконного решения причинило истцу убытки в форме реального ущерба, поскольку он лишился того, на что вправе был в соответствии с законом рассчитывать. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения причиненных убытков. Решением Думы Новоигирминского городского поселения от 05.04.2018 № 30, утверждено Положение об оплате труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения. Согласно Положению председателю Думы за счет средств местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных Решениями Думы, с соблюдением требований законодательства. Оплата труда председателя Думы в расчете на месяц включает в себя: ежемесячное денежное вознаграждение (должностной оклад в размере 19214 руб.); процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада; районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размерах, определенных федеральным и областным законодательством. Негативные последствия, связанные с утратой денежного вознаграждения за указанный период, явившиеся результатом принятия ответчиком незаконного решения о досрочном прекращении полномочий ФИО1 носит прямую причинно-следственную связь. В Новоигирминском муниципальном образовании отсутствует специальный финансовый орган, все бюджетные полномочия от имени муниципального образования осуществляет Администрация Новоигирминского городского поселения.
С учетом увеличения размера исковых требований истец ФИО1 просит суд взыскать с ответчика – Думы Новоигирминского городского поселения за счет казны Новоигирминского муниципального образования, убытки в размере 1 392 054 рублей 30 копеек за период с мая 2019 по июль 2020 года включительно.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала, просила его удовлетворить полностью.
Представители ответчика Думы Новоигирминского городского поселения ФИО2, действующий на основании решения № 70 от 30.05.2019, ФИО3, действующий на основании доверенности № 1 от 16.07.2020 года, сроком до 31.12.2020, просили отказать в иске полностью, пояснили, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, с 30 мая 2019 года решением Думы Новоигирминского муниципального образования от 30 мая 2019 № 70 председателем Думы Новоигирминского городского поселения избран ФИО2, который до настоящего времени является председателем Думы.
Представитель ответчика Администрации Новоигирминского городского поселения в судебном заседании не присутствовал, извещены надлежащим образом, в письменных возражениях глава Новоигирминского городского поселения ФИО4 считает, что правовые основания для удовлетворения заявленных ФИО1 требований отсутствуют, поскольку фактически полномочия ФИО1 в должности председателя Думы Новоигирминского городского поселения прекращены, на должность председателя избран ФИО2.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя соответчика на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ по имеющимся доказательствам.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, проверив письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Вопросы организации и деятельности представительного органа, порядка и срока избрания, порядок осуществления и перечень полномочий установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, структуры органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Часть 14 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ определяет, что организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 5.1).
В соответствии со ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Судом установлено, и не оспорено сторонами, что ФИО1 была избрана председателем Думы Новоигирминского городского поселения.
На основании решения Думы Новоигирминского городского поселения от 29 апреля 2019 года № 64 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения» досрочно прекращены полномочия председателя Думы ФИО1
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 27 июня 2019 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение Думы Новоигирминского городского поселения от 29 апреля 2019 года № 64 «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы Новоигирминского городского поселения ФИО1», на административного ответчика возложена обязанность об устранении нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1, препятствующие исполнению обязанностей председателя Думы Новоигирминского городского поселения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 ноября 2019 года решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области 27 июня 2019 года оставлено без изменения.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В соответствии с частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации путем прямого волеизъявления, а также через выборные органы местного самоуправления гражданами осуществляется местное самоуправление.
Функция, выполняемая депутатами представительного органа местного самоуправления, не является трудовой. Средства, выплачиваемые депутату, являются денежным содержанием, а не платой за выполнение конкретной работы. В деятельности депутата отсутствует и такой важный компонент трудовых отношений, как соглашения работника с работодателем – работодатель в данной ситуации отсутствует. Основанием для получения статуса депутата, а также денежного содержания и иных выплат, является избрание лица в установленном порядке депутатом представительного органа.
Исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ денежное вознаграждение депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в период осуществления ими полномочий является социальной гарантией, связанной с пребыванием лица на указанной должности.
Согласно ст. 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» определены гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области.
В силу ст. 7 Закона выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на постоянной основе, прекращает трудовые отношения на прежнем месте работы в соответствии с федеральными законами.
Перечень выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также порядок принятия решений о работе выборного лица местного самоуправления на постоянной основе определяются уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 осуществляла полномочия председателя Думы Новоигирминского городского поселения в силу ее избрания депутатами Новоигирминского городского поселения из своего состава, а не в силу фактического допущения к работе.
В рамках действующего законодательства трудовой договор с депутатами представительного органа, в том числе, осуществляющими полномочия на постоянной основе, не заключается, в связи с чем председатель ФИО1 не является работником, положения Трудового кодекса Российской Федерации в части оплаты труда не применимы к правоотношениям сторон.
В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.
Правовое положение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области урегулированы Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области».
В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 122-оз, гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные социальные, материальные, организационные и иные гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления.
В силу ст. 8 Закона Иркутской области № 122-оз, выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
Представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.
Увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп установлены Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
Решением Думы Новоигирминского муниципального образования № 30 от 05.04.2018 «Об утверждении Положения об оплате труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения» утверждено Положение об оплате труда председателя Думы.
Согласно Положению об оплате труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения, оплата труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения производится в виде ежемесячного денежного вознаграждения; ежемесячного денежного поощрения и иных дополнительных выплат, ежемесячное денежное вознаграждение председателя Думы состоит из должностного оклада (19214,00 рублей) и процентной надбавки за выслугу лет (30% от должностного оклада), ежемесячное денежное поощрение председателю устанавливается в размере одного должностного оклада.
Таким образом, исходя из смысла вышеназванных правовых норм председателю Думы Новоигирминского городского поселения выплачивается денежное вознаграждение, которое по своей природе не является заработной платой за выполнение определенной трудовой функции.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о взыскании убытков, расчет иска, суд приходит к выводу, что фактически истец просит взыскать денежное вознаграждение, выплата которого предусмотрена Положением об оплате труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения оплата труда председателя Думы Новоигирминского городского поселения, являющегося Приложением к решению Думы Новоигирминского муниципалньго образования от 5 апреля 2018 года № 30.
Суд учитывает, что ни Уставом Новоигирминского городского поселения, ни Положением об оплате труда председателя Думы Новоигрминского городского поселения не предусмотрены такие гарантии как оплата председателю Думы денежного вознаграждения в связи с досрочным прекращением полномочий председателя Новоигирминского городского поселения.
Довод истца ФИО1 о том, что из-за незаконных действий и невыплаты ежемесячного денежного вознаграждения за период незаконного прекращения полномочий ФИО1 лишило ее права на получение законных имущественных благ, не влияет на выводы суда.
Довод истца ФИО1 о том, что за период незаконного прекращения полномочий истец не получала вознаграждение как председатель Думы Новоигирминского городского поселения, судом отклоняется, поскольку установлено, что в спорный период истец не осуществляла полномочия председателя Думы Новоигирминского городского поселения, с 30 мая 2019 года решением Думы Новоигирминского муниципального образования от 30 мая 2019 № 70 председателем Думы Новоигирминского городского поселения избран ФИО2, который до настоящего времени является председателем Думы.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Гарантия сохранения вознаграждения за период незаконного прекращения полномочий ни федеральным, ни областным законами не установлены. Не предусмотрена данная гарантия и локальными нормативными актами органов местного самоуправления.
Ссылка истца о применении к возникшим правоотношениям ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации основана на неверном истолковании норм материального права, истцом не представлено доказательств того, что в данном случае возникли гражданско-правовые отношения вследствие причинения вреда.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда по делу, сторонами не представлены, в связи с чем, суд полагает правильным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
На основании ст. 67 ГПК РФ, суд по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности и каждое в отдельности, не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Думе Новоигирминского городского поселения, Администрации Новоигирминского городского поселения о взыскании убытков, возникших в результате принятого незаконного решения органами местного самоуправления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 2 сентября 2020 года, с которым стороны могут ознакомиться 3 сентября 2020 года.
Председательствующий А.Р. Юсупова
Мотивированное решение суда составлено: 2 сентября 2020 года.