К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2015 год Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Максименко О.А.;
при секретаре Ермоленко Т.С.
с участием истца Олейник А.А.
представителей сторон Литвиненко А.А., Милонас А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейник ФИО6 к управлению имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с просьбой о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде отказа в предоставлении муниципальной услуги по вопросу предоставления Олейник А.А. в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:0203000:584, расположенного по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы) и возложении обязанности на администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1 в собственность за плату вышеуказанный земельный участок.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес> и ФИО1 заключили договор № аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0203000:584, площадью 25000 кв.м., для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы). Договор аренды заключен сроком на три года, на основании протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №.
Произведена государственная регистрация договора аренды № земельного участка сельскохозяйственного назначения в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Номер регистрации 23-83-31/126/2010-043.
Согласно п. 1.2. настоящий договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя к арендатору с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 7.2 договор действует в течение 3-х лет. В связи с тем, что по истечении установленного срока ни одна из сторон не заявила о расторжении договора, договор в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 направил заявление в администрацию МО <адрес> о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка.
23.12.2013г. решением управления имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> ему отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка, поскольку договор аренды земельного участка от 28.09.2010г. № не имеет юридической силы, т.к. срок действия договора истек 16.09.2013г. В договоре аренды земельного участка от 28.09.2010г. №, не предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения.
Согласно п. 8 ст. 22 ЗК РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случая, продажи с торгов. Этот порядок определен в ст. 250 ГК РФ в которой сказано, что при продаже доли в праве общей совместной собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, на прочих равных условиях. Это правило приобретения земли в собственность не распространяется на случаи, предусмотренные в п. 1 ст. 36 ЗК РФ.
Из п. 8 ст. 22 ЗК РФ и ст. 250 ГК РФ следует, что преимущественное право приобретения в собственность арендуемого земельного участка возникает у арендатора только тогда, когда собственник – арендодатель примет решение продать этот участок. С обязательной публикацией в средствах массовой информации.
Администрацией МО <адрес> решение о продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:0203000:584, расположенного по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы), не выносилось, правовой акт администрации: постановление не издавалось.
В связи с чем, у него нет преимущественного права на приобретение данного земельного участка на праве собственности.
Считает данное решение незаконным, поскольку согласно п. 7.2 договор аренды № от 28.09.2010г. действует в течение 3-х лет. В связи с тем, что по истечении установленного срока ни одна из сторон не заявила о расторжении договора, данный договор в соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ считается заключенным на неопределенный срок.
Применять обоснование отказа положениями, изложенными в ст. 624 ГК РФ, в п. 8 ст. 22 ЗК РФ и ст. 250 ГК РФ не правомерно.
П. 8 ст. 22 ЗК РФ регулирует, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 настоящего кодекса.
П. 1 ст. 36 ЗК РФ регулирует приобретение прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении.
Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0203000:584 принадлежит ФИО1 на праве аренды. Данный участок не находится в праве общей совместной собственности. На этом участке не расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении.
Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Статья 27 ЗК РФ устанавливает предписание, согласно которому оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах. Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные п. 4 настоящей статьи.
П. 4 приведенной нормы устанавливает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной цене, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» содержит предписание, согласно которому приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков. Земельные участки в случае, указанном в абзаце пятом ч. 2 настоящей статьи, приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 6 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене равной 80% кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 9 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене равной 60% кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 12 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене равной 40% кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 15 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене равной 20% кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, законодательство не содержит установок, запрещающих добросовестному арендатору выкупить арендованный им земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом, указывая на добросовестность использования арендатором земельного участка, закон не указывает на невозможность его приватизации при устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
ФИО1 арендует земельный участок с кадастровым номером 23:07:0203000:584, боле трех лет с момента заключения договора аренды. За весь период аренды земельный участок используется надлежащим образом. Замечаний и претензий со стороны администрации МО <адрес> по использованию вышеуказанного земельного участка нет. Задолженности по арендной плате со стороны арендатора ФИО1 за используемый земельный участок нет.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца ФИО5 поддержала его позицию, просила иск удовлетворить, поскольку на момент рассмотрения спора в суде земельный участок предоставлен истцу, денежные средства уплачены администрации муниципального образования <адрес>, исходя из категории - земли населенных пунктов.
Представитель ответчика администрации МО <адрес>ФИО4 в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес> и ФИО1 заключили договор № аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером 23:07:0203000:584, площадью 25000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы). Договор аренды заключен сроком на три года, на основании протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в установленном законом порядке в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 обратился с заявлением в администрацию МО <адрес> о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Как указано в настоящей статье граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ решением управления имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> ему отказано в предоставлении в собственность данного земельного участка по тем основаниям, что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не имеет юридической силы, так срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ В договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения. Также в данном решении со ссылкой на п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ указано, что администрацией МО <адрес> решение о продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:0203000:584, расположенного по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы), не выносилось, правовой акт администрации не издавался. В связи с чем, у истца нет преимущественного права на приобретение данного земельного участка на праве собственности.
Между тем, таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность приведенные выше правовые предписания ЗК РФ не предусматривают.
Иных оснований, указанных в п.4 ст. 28 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка в собственность для целей не связанных со строительством, не предусмотрено.
При удовлетворении исковых требований судом учитывается то обстоятельство, что администрация муниципального образования <адрес> передала истцу спорный земельный участок в собственность за плату исходя из его категории - земли населенных пунктов. Установленная договором купли-продажи стоимость данного земельного участка в размере 2525000,00 руб. внесена истцом на счёт администрации.
Принимая во внимание, что администрацией муниципального образования <адрес> не приведены основания, предусмотренные Федеральным законодательством для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, суд полагает иск обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к управлению имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату - удовлетворить.
Признать незаконным решение управления имущественных и земельных отношений администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером 23:07:0203000:584, расположенного по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы).
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> с учетом зонирования территорий предоставить ФИО1 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:07:0203000:584, расположенный по адресу: <адрес>, территория промбазы (северо-восточная часть станицы).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья :