Дело № 2-213/2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.
при секретаре Богомоловой Т.М.,
с участием старшего помощника прокурора г.Осташкова Нескучаевой О.В.,
представителя истца Администрации МО «Городское поселение-<адрес>» ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
12 мая 2016 года
гражданское дело по иску Администрации МО «Городское поселение-<адрес>» к ФИО2 о возложении обязанности заключить договор мены жилыми помещениями, соглашение об оплате разницы в площадях обмениваемых квартир, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Городское поселение – <адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО2, в котором с учетом заявления об увеличении исковых требований (том 1 л.д.182-183) просит суд о возложении на ФИО2 обязанности заключить договор мены жилыми помещениями, соглашение об оплате разницы в площадях обмениваемых квартир, выселении из жилого помещения – <адрес>, снятии с регистрационного учета.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного обследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» многоквартирный дом по адресу: <адрес> по причине большого физического износа в процессе длительной эксплуатации признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы Администрации МО «Городское поселение – <адрес>»№ от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан непригодным для проживания.
Вышеуказанный дом включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес>», утвержденную ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» №.
По результатам проведенных торгов в форме открытого аукциона между истцом и ООО «Дороги» был заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на покупку жилых помещений в строящемся доме на территории городского поселения МО «Городское поселение – <адрес>».
В целях переселения ответчика из аварийного жилья истцом была приобретена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 45,1 кв.м. с кадастровым номером № и право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.32 ЖК РФ, Федеральным законом №185-ФЗ от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» между истцом и ответчиком в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес>» должен быть заключен договор мены жилых помещений.
Ответчику направлялось заказное письмо о необходимости заключения договора мены жилых помещений (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик должен передать истцу <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 41,3 кв.м. и оплатить разницу в площадях обмениваемых жилых помещений в размере 98 361 рубля, а истец должен передать ответчику квартиру в новом доме, находящуюся в черте городского поселения МО «Городское поселение – <адрес>» по адресу: <адрес> площадью 45,1 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям.
Ответчик уклоняется от заключения договора мены жилых помещений и заключения соглашения об оплате разницы в площадях обмениваемых жилых помещений, что нарушает права администрации, в связи с чем истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований и просила иск удовлетворить.
Ответчик ФИО2 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, пояснив суду, что с заявлением о признании многоквартирного <адрес> непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и о включении его в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес>» не обращалась, в собрании собственников жилого дома по данному вопросу участия не принимала, о его проведении не извещалась, представлять её интересы другим собственникам не поручала. В 2007 году подрядной организацией был проведен капитальный ремонт крыши дома, поэтому полагает необоснованным признание дома непригодным для проживания. Принадлежащая ей на праве собственности квартира межведомственной комиссией на предмет пригодности для проживания не обследовалась. Жилой дом включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения, поэтому решение о признании его подлежащим сносу является незаконным. Истец не предлагал ей никаких вариантов решения вопроса: выкупа или обмена квартир, с вариантом мены предложенным истцом, она не согласна.
Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Нескучаевой О.В., полагающей иск не подлежащим удовлетворению, суд, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из ч.3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст.10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статья ст.32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения жилищных прав собственников аварийных жилых помещений: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (ч. 1). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8).
Изъятию жилого помещения у собственника для государственных и муниципальных нужд предшествует определенная процедура, включающая в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.ч.2-4 ст.32 Жилищного кодекса РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания положений ст.32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Нахождение в собственности у ответчика ФИО2 квартиры подтверждается договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, состоящую из двух комнат общей площадью 41,3 кв.м., в том числе жилой 32,7 кв.м. зарегистрировано за ФИО2 (том 1 л.д.193,194).
Из содержания акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания следует, что межведомственная комиссия Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» произвела обследование жилого <адрес> по заявлению жильцов многоквартирного жилого дома общей площадью 287,5 кв.м., площадью жилых помещений 187,8 кв.м., введенного в эксплуатацию до 1917 года и составила заключение о непригодности для проживания и признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на 64% (том 1 л.д.118-119, л.д.120-121).
Распоряжением Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (том 1 л.д.122).
Согласно сообщению Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия федерального значения «Образец жилой застройки улицы. ФИО4 XVIII – 1-я половина XIX вв.», включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 года.
Согласно пункту 13 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культутрного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия решения о включении его в реестр.
Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Таким образом, многоквартирный жилой <адрес> в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не подлежит сносу.
Постановлением администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от 28 мая 2013 года №346 утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы», целями и задачами которой являются: обеспечение стандартов качества жилищных условий граждан на территории МО «Городское поселение – <адрес>» и создание безопасных условий для их проживания; разработка правовых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда; выработка механизмов предоставления жилых помещений переселяемым гражданам; снижение темпов роста аварийного жилищного фонда (том 1 л.д.11-34).
В программе отражено, что процесс переселения собственников жилых помещений, согласно 4 раздела программы, осуществляется путем заключения договора мены с собственниками жилых помещений в домах, признанных аварийными, изъятие жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию) осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ (том 1 л.д.30-31).
При этом одним из принципов, закрепленных в программе, является принцип достижения согласия собственников жилых помещений как на включение в программу (подпункт в пункта 8 раздела IV программы л.д.31), так и предварительное согласие собственника жилого помещения на изъятие жилого помещения путем заключения договора мены и предоставление другого жилого помещения, приобретаемого у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (пункт 26 раздела VI программы л.д.34).
Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, собственники единогласно приняли решение о включении дома в адресную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья (том 1 л.д.181). При этом список лиц, принимавших участие в собрании, истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлен, допустимых доказательств, опровергающих утверждение ответчика ФИО2 об отсутствии её согласия на участие в программе путем обмена жилыми помещениями, истцом не представлено.
Жилой <адрес> включен в перечень многоквартирных домов в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – <адрес> и включен в реестр многоквартирных домов по способам переселения МО «Городское поселение – <адрес>», являющихся Приложениями к Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы» (том 1 л.д.16, 22).
Постановлением Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Администрации МО «Городское поселение – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» на 2013-2015 годы» в том числе в название и текст адресной программы с указанием срока реализации программы 2013-2017 годы (том 1 л.д.70-89).
Предметом муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на покупку жилых помещений в строящемся доме, заключенного между истцом и ООО «Дороги», является постройка жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, в том числе и по адресу: <адрес> передача жилых помещений муниципальному заказчику. Объектом долевого строительства являются жилые помещения (квартиры), расположенные на земельном участке, принадлежащем ООО «Дороги» на праве субаренды с кадастровым номером 69:45:008:0236:24, в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес> (том 1 л.д.124-157).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Городское поселение – <адрес>» в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ дано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства 3-х этажного 33-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д.158).
Истцом приобретена квартира по адресу: <адрес> общей площадью 45,1 кв.м., этаж 2, кадастровый №№, право собственности на которую зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации № (том 1 л.д.167).
В материалах дела имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер № на имя ФИО2 о необходимости явки в Администрацию МО «Городское поселение – <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ для подписания соглашения об оплате разницы в площадях обмениваемых жилых помещений при реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и договора мены аварийной квартиры на новое жилое помещение (том 1 л.д.171).
По общему правилу граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п.1 ст.421 ГК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено допустимых доказательств согласия истца на включение в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» и предварительное согласие собственника жилого помещения на изъятие жилого помещения путем заключения договора мены и предоставление другого жилого помещения, приобретаемого у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что истцом в адрес ответчика предложение о выкупе принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не направлялось, между сторонами не было достигнуто соглашение по заключению договора мены.
Направление истцом письма от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явки ответчика для подписания соглашения и договора мены не может свидетельствовать о соблюдении указанного жилищным законодательством порядка.
Указание в разделе 4 муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на тот факт, что процесс переселения собственников жилых помещений осуществляется путем заключения договора мены, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку положения программы не должны умалять права граждан, гарантированные им Жилищным кодексом РФ на согласование с ними способа переселения из аварийного жилищного фонда.
Поскольку Администрацией МО «Городское поселение – <адрес>» не представлено доказательств того, что между сторонами достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, что имеется волеизъявление ответчика ФИО2 на заключение договора мены на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также согласие на оплату разницы в площадях обмениваемых квартир, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации МО «Городское поселение-<адрес>» к ФИО2 о возложении обязанности заключить договор мены жилыми помещениями, соглашение об оплате разницы в площадях обмениваемых квартир, выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: