ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/2016 от 18.04.2016 Кизилюртовского городского суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кизилюрт 18 апреля 2016 года

Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Муталимовой К.Ш., при секретаре Магомедовой Р.С., с участием: представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании ордера №35 от 30 марта 2016 года и доверенности от 18 февраля 2016 года, представителя ответчика Администрации МО «город Кизилюрт» - ФИО3, действующего на основании доверенности №01-15/38 от 19.01.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по исковому заявлению Магомедовой ФИО к Администрации МО «город Кизилюрт» о признании незаконными действия по отмене Решения ГИК № 234 от 27.07.1991 года и признании недействительным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, обратилась в Кизилюртовский городской суд РД с исковым заявлением о признании незаконными действий Администрации МО «город Кизилюрт» по отмене Решения ГИК № 234 от 27.07.1991 года о выделении ей под строительство жилого дома, земельного участка по адресу: г. Кизилюрт, <...>, признании недействительным Распоряжения главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 года, об обязании Администрации МО «город Кизилюрт» предоставить ей земельный участок под строительство жилого дома. Свои требования истец основывает на том, что согласно Решения Исполкома Кизилюртовского горсовета народных депутатов № 234 от 27.07.1992 года ФИО1, под строительство жилого дома выделен земельный участок, по адресу <адрес> общей площадью 400 кв.м. В последующем выдан договор о предоставлении ей в пожизненно наследуемое владение указанного участка № 387 oт 22.01.1993 года, были определены границы участка, а также утвержден план застройки. Сразу после выделения участка ФИО1, его огородила и вырыла котлован для фундамента жилого дома, завезла на участок строительный материал. В связи с плохим финансовым положением ФИО1, пришлось приостановить строительные работы. Несколько лет назад на принадлежащий ей участок стал претендовать ФИО4 ФИО. Незаконные действия ФИО4, истцом оспорены в Кизилюртовский городской суд. В рамках рассмотрения гражданского дела в суд Администрацией г. Кизилюрт представлено Распоряжение Главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 г.. Согласно п. 2 Распоряжения, Решение ГИК № 234 от 27.07.1991г. о выделении ФИО1, под строительство жилого дома земельного участка, по адресу <адрес>, общей площадью 400 кв.м., признано утратившим силу. В последующем этим же распоряжением спорный земельный участок предоставлен ФИО5 ФИО под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>. Распоряжение Главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 года. Ей предоставили участок для личного пользования, и она намерена построить на нем дом для проживания с семьей, но в связи с тем, что по вине Администрация г. Кизилюрт земельный участок предоставлен третьему лиц, она не может реализовать свое право.

В ходе судебного заседания представитель истца ФИО2 поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что первоначально в 1992 году Решением Исполкома Кизилюрговского горсовета народных депутатов земельный участок предоставлен истцу. Аннулировав её решение Администрация, не изъяв у ФИО1, участок, и не поставив ее об этом в известность предоставила выделенный ей земельный участок ФИО5. Помимо Решения о предоставлении ФИО1, земельного участка, её право на участок оформлено также Договором на право пожизненно наследуемого владения, который по сей день никем не оспорен и имеет юридическую силу. Предоставленный ФИО1, земельный участок отведен в натуре, установлены границы, выдан строительный паспорт. В соответствии с положением ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что орган местного самоуправления не вправе безосновательно отменять ранее принятые им акты, затрагивающие права и законные интересы третьих лиц. Основанием для отмены ненормативного акта органа местного самоуправления может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Постановление I2AAC от 27 февраля 2012 г. N 12АП-982/12). Принимая Распоряжение Главы Администрации г. Кизилюрта от 19.11.1996 г., Администрация г. Кизилюрта не учла требования законодательства. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается, на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-0-0 прямо указано, что положение части 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных статьей 48 Закона о местном самоуправлении, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. Орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, а в случае его оспаривания, в суде. Отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права. Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лиц. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Согласно ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Представитель ответчика Администрации МО «город Кизилюрт» - ФИО3, в ходе судебного заседания признал исковые требования и заявил, что не имеет возражений в их удовлетворении.

Выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.

Приказом по Каскаду Сулакских ГЭС №88 от 01.07.1992 года Магомедовой ФИО было принято выделить земельный участок под индивидуальное строительство по <адрес>. Протоколом жилищно-бытовой комиссии от 01.07.1992 года утверждена выписка из Приказа по Каскаду ГЭС №88 от 01.07.1992 г. о выделении земельного участка ФИО1.

Решением ГИК №234 от 21.07.1992 года был утвержден вышеуказанный протокол жилищно-бытовой комиссии и было принято выделить ФИО1 под строительство жилого дома, земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 400 кв.метров.

Распоряжением главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 года земельный участок предоставлен ФИО5 под строительство индивидуального жилого дома по ул. Интернатская, д. 40 «в», с. Бавтугай г. Кизилюрт, и отменено решение ГИК №234 от 27.07.1991 года.

При этом в указанном распоряжении не приведены основания отмены решения ГИК №234.

На момент принятия вышеуказанного распоряжения от 19.11.1996 года земельные отношения регулировались "Земельный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1). Статьями 28 - 33, 35 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до 24 декабря 1993 г., был закреплен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность или пожизненное наследуемое владение. Земельные участки предоставлялись на основании решения местной администрации. Основания прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды перечислены в ст. 39 Земельного кодекса РСФСР.

В соответствие со ст.39 Земельного кодекса РСФСР право коллективной собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов прекращается полностью или частично в случаях: 1) добровольного отказа от земельного участка или его части, отчуждения (продажи) Совету народных депутатов; 2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок; 3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства; 4) использования земли не по целевому назначению; 5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев, указанных в статье 87 настоящего Кодекса; 6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель, а также в изменении состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные земельные угодья; 7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; 8) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды; 9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства на всех землях, указанных в статье 4 настоящего Кодекса; 10) выделения из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий; 11) перехода права собственности на строение, сооружение в соответствии со статьей 37 настоящего Кодекса; 12) изъятия (выкупа) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их представления гражданам; 13) смерти землевладельца, арендатора.

При добровольном отказе от права пожизненного наследуемого владения на земельный участок не требовалось соблюдение процедуры, предусмотренной при отказе от земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности. В данном случае, с учетом того, что право пожизненного наследуемого владения представляет собой ограниченное вещное право, законом была установлена процедура отказа от него, при этом в настоящее время данная процедура сохранена Земельным кодексом РФ в ст. 53. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации, а также законодательство, действующее на момент представление земельного участка, четко определяет условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, который при издании распоряжения главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 года не соблюден.

Истец ФИО1 в добровольном порядке от предоставленного ей земельного участка не отказывалась. Договором № 387 oт 22.01.1993 года вышеуказанный земельный участок был предоставлен истцу на праве пожизненно наследуемого владения. В распоряжении от 19.11.1996 года не указано никаких оснований принудительного прекращения ее прав на земельный участок и оснований для отмены принятого ранее решения о предоставлении ФИО1 земельного участка. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

Ответчик не представил суду оснований подтверждающих правомерность отмены решения ГИК №234 о выделении ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 400 кв.метров.

В соответствии со ст.48 Федерального закона Российской Федерации or 6 октября 2003г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с положением ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") следует, что орган местного самоуправления не вправе безосновательно отменять ранее принятые им акты, затрагивающие права и законные интересы третьих лиц. Основанием для отмены ненормативного акта органа местного самоуправления может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Постановление I2AAC от 27 февраля 2012 г. N 12АП-982/12).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается, на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Принимая Распоряжение Главы Администрации г. Кизилюрта от 19.11.1996г., Администрацией г. Кизилюрта не соблюдены указанные требования законодательства.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-0-0 прямо указано, что положение части 1 статьи 48 Закона о местном самоуправлении, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных статьей 48 Закона о местном самоуправлении, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных субъектов. Орган местного самоуправления должен обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, а в случае его оспаривания, в суде. Отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права. Таким образом, орган местного самоуправления должен представить доказательства того, что отмененный ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющий акт соответствует закону и не нарушает законные права и интересы заинтересованных лиц.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд считает исковое заявление Магомедовой ФИО к Администрации МО «город Кизилюрт» о признании незаконными действия по отмене Решения ГИК №234 от 27.07.1991 года и признании недействительным распоряжения, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Администрации МО «город Кизилюрт» об отмене Решения ГИК № 234 от 27.07.1991 года о выделении Магомедовой ФИО, земельного участка по адресу: <адрес>, под строительство жилого дома.

Признать недействительным Распоряжение главы Администрации г. Кизилюрт от 19.11.1996 года об отмене решения ГИК №234 от 27.07.1991 года.

Обязать Администрацию МО «город Кизилюрт» предоставить Магомедовой ФИО земельный участок под строительство жилого дома.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Муталимова К.Ш.