Дело №РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Абрамовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, постановке на кадастровый учет и перезаключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Настоящий иск предъявлен истцом к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» по тем основаниям, что Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия истцу отказано в перезаключении договора аренды от хх.хх.хх г.. № относительно земельного участка площадью .... кв.м. без проведения торгов.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия, администрация Олонецкого городского поселения.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и администрация Олонецкого национального муниципального района.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО3.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО1 требования уточнили, пояснили, что иск предъявлен к государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», поскольку именно в это учреждение направлялось заявление об утверждении схемы земельного участка и перезаключении договора аренды. К заявленному ответчику казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» истец и представитель требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Считают названного ответчика надлежащим, отказались от привлечения в качестве соответчика Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия.
Представитель ответчика-государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве представителя указано, что 01.01.2016 вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в республике Карелия и органами государственной власти республики Карелия» (далее-Закон от 29.12.2015г. № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 3 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № 274-П(далее- Положение о комитете), органом исполнительной власти в республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В связи с изложенным, на основании распоряжения правительства Республики Карелия от 30.12.2015 № 827р-П было создано Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами». Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством РФ и законодательством РК, а так же взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с законодательством РФ и законодательством РК, государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» не наделено и, следовательно не является надлежащим ответчиком по делу.
Оспариваемый ФИО2 отказ, вынесен Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» не отказывало ФИО2 в предоставлении земельного участка, следовательно, не нарушало его прав и не может являться ответчиком по делу.
В дополнении к отзыву представитель ответчика указал, что хх.хх.хх г.ФИО1, действующая в интересах ФИО2 обратилась в государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства хозяйственных построек, а так же перезаключении договора аренды. К заявлению были приложены: копия паспорта, доверенность, схема, копия распоряжения от хх.хх.хх г., копия договора аренды, копии квитанций.
Государственным казенным учреждением Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» документы были рассмотрены и от имени Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством, был вынесен отказ в удовлетворении заявления ФИО2 от хх.хх.хх г.№
Отказ мотивирован следующими основаниями.
1.Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считаются не согласованными сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п.1.1 договора аренды, приложенного заявителем, предметом договора является земельный участок площадью .... кв.м., из земель поселений, расположенный по адресу: .... согласно плану земельного участка Приложение №.
Приложение № к договору аренды заявителем в адрес Комитета не представлялось, отсутствует и в приложенных к иску документах.
Земельный участок, обозначенный на приложенной к заявлению схеме, и в договоре на государственный кадастровый учет не поставлен.
2. В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.
Основания, указанные в п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, для предоставления земельного участка ФИО2 под строительство хозяйственных построек без проведения торгов отсутствуют.
Указание заявителем на нахождение на указанном земельном участке построек (недвижимого имущества), принадлежащего ему, не подтверждено доказательствами. Доказательства регистрации указанного имущества так же не представлены.
Таким образом, представление земельного участка в рассматриваемом случае возможно только с торгов.
3. В соответствии с п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо являющееся арендатором земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности определенных условий.
Исходя из представленного договора аренды, его срок был установлен до хх.хх.хх г. и в настоящий момент истек, что является самостоятельным основанием для отказа в заключении нового договора аренды(при условии, если бы договор № от хх.хх.хх г. был признан бы заключенным).
4. В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельный участок ЗУ1, обозначенный на схеме, представленной заявителем, накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №. Указанные обстоятельства подтверждаются распечаткой из программы ГИС «ИНГЕО» и из Публичной кадастровой карты.
На основании изложенных обстоятельств ответчик просит отказать истцу в удовлетворении требований.
Третье лицо- Государственный комитет республики Карелия по управлению государственным имуществом и организацией закупок в суд своего представителя не направил в отзыве на исковое заявление поддержал доводы, изложенные в отзыве государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами».
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по республике Карелия в суд своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве предоставленном в суд указано, что из текста искового заявления и приложенных к нему документов следует, что земельный участок, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: ...., находится на стадии формирования документов, направленных на осуществление кадастрового учета. Поэтому в отношении испрашиваемого земельного участка государственный кадастровый учет не был осуществлен, следовательно, объект недвижимости не возник.
Управление Росреестра по РК, администрация Олонецкого национального муниципального района, администрация Олонецкого городского поселения в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отзывов не представили.
Третье лицо ФИО3 в суд явился, однако ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, представил отзыв.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных сторон.
Заслушав истца и его представителя, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Заявляя исковые требования, истец просит обязать ответчика государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поставить земельный участок на кадастровый учет и перезаключить с ним договор аренды земельного участка площадью .... кв.м., расположенного по адресу: .....
Обосновывая свои требования истец ссылается на то, что ему в .... году был предоставлен земельный участок и с ним заключен договор аренды на 5 лет. По истечении срока действия договора аренды истец данным земельным участком продолжал пользоваться оплачивая взносы за аренду. С .... года он обращался в администрацию Олонецкого национального муниципального района с просьбами перезаключить с ним договор аренды, однако администрация этого не сделала. После передачи полномочий по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена в администрацию Олонецкого городского поселения он с аналогичным заявлением обращался и туда, однако ответ на свое заявление не получил.
Истцом в судебное заседание представлено распоряжение главы местного самоуправления Олонецкого района от хх.хх.хх г.№ «О предоставлении земельного участка» из которого следует, что глава самоуправления распорядился утвердить проект плана границ земельного участка площадью .... кв.м., расположенного по адресу: .... предоставить ФИО2 земельный участок из земель поселений площадью .... кв.м. на условиях аренды сроком на 5 лет.
Из представленного истцом договора аренды от хх.хх.хх г. заключенного между ним и администрацией местного самоуправления Олонецкого района в лице главы местного самоуправления следует, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью .... кв.м., из земель поселений, расположенного по адресу: ...., согласно плану земельного участка (приложение №) и акту приема передачи (приложение №).
План земельного участка истцом суду не представлен. Из акта приема передачи следует, что ФИО2 принял земельный участок в аренду площадью .... кв.м.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК участки с площадью ....,....,.... кв.м. на учете в кадастре недвижимости не стоят. Прав истца на такие участки не зарегистрировано.
хх.хх.хх г. представитель ФИО2ФИО1 действующая на основании доверенности обратилась с заявлением в государственное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для строительства хозяйственных построек и перезаключить договор аренды. В заявлении указала, что согласно п.6.4.7 договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией местного самоуправления Олонецкого района и ФИО2, такой договор действующий и подлежит перезаключению. На данном земельном участке расположена хозяйственная постройка.
Ответом за подписью первого заместителя председателя Государственного комитета по управлению государственным имуществом и организации закупок заявителю было отказано в предварительном согласовании представления земельного участка по тем основаниям, что предоставление земельного участка для испрашиваемой заявителем цели осуществляется только с торгов, договор аренды земельного участка считается не заключенным (в договоре аренды предмет договора отсутствует).
В соответствии с Законом Республики Карелия «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» № 1980-ЗРК от 29.12.2015 органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: 1) городских округов в Республике Карелия (далее - городской округ) в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; 2) городских, сельских поселений в Республике Карелия (далее - поселение) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; 3) муниципальных районов в Республике Карелия (далее - муниципальный район) в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (статья 1).
Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органами исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (статья 3).
В соответствии с положением о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № 274-П, органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республике Карелия по управлении государственным имуществом и организации закупок.
Так, в соответствии с вышеназванным Положением Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок: предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов (п.п. 35.2 п.9); предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, на торгах (п.п.35.3 п.9); утверждает схему расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории (п. 35.6 п.9).
Для выполнения функций связанных с осуществлением полномочий Государственного комитета по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжением Правительства Республики Карелия № 827р-П от 30.12.2015 было создано государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами».
В соответствии с указанным распоряжением целью деятельности казенного учреждения определено- обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок, осуществляет функции и полномочия учредителя казенного учреждения.
В силу Устава государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия; взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 2.1.).
Для достижения целей, указанных в п. 2.1. Учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности: организация и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.2.1); осуществление следующих функций в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.2.2), в том числе: осуществление приема и регистрации обращений граждан и юридических лиц о предоставлении услуг в сфере распоряжения земельными участками, или иным вопросам, связанным с распоряжением земельными участками; подготовка проектов правовых актов уполномоченного на распоряжение земельными участками органа об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории; подготовка проектов правовых актов уполномоченного на распоряжение земельными участками органа о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей; подготовка проектов правовых актов уполномоченного на распоряжение земельными участками органа о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования; подготовка проектов договоров аренды, безвозмездного пользования, мены и купли-продажи земельных участков и т.д.
Из административного регламента государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок по предоставлению государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории, утвержденного приказом № от хх.хх.хх г. следует, что названная государственная услуга предоставляется органом исполнительной власти Республики Карелия- Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» участвует в предоставлении государственной услуги. Решения по результатам предоставления государственной услуги принимаются Комитетом. Все документы, требующие принятия решения Комитетом, подписываются заместителем или лицом, его замещающим.( п.13)
Из приведенных положений закона, распоряжения, устава, приказа следует, что государственное казенное учреждение «Управление земельными ресурсами» не наделено полномочиями по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем не является надлежащим ответчиком при рассмотрении требований истца о утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перезаключении договора аренды. Государственное казенное учреждение «Управление земельными ресурсами» не является тем органом, к которому может быть заявлено требование о постановке на кадастровый учет земельного участка, как не распоряжающегося земельными участками.
В связи с изложенным, суд полагает обоснованным отказать истцу в удовлетворении его требований в связи с предъявлением их к ненадлежащему ответчику.
На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ
составлено 05 мая 2017 г.