Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Гаджиевой Л.Ф.,
с участием представителя истца Рыбинского межрайонного прокурора – Егорова А.А.
представителя ответчика администрации Рыбинского района Красноярского края – Паршиковой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года,
при секретаре – Влажиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Уральский сельсовет Рыбинского района, неопределенного круга лиц к ООО «Уральский коммунальный комплекс», Администрации Рыбинского района о взыскании вреда, причиненного окружающей среде,
У с т а н о в и л :
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) в интересах муниципального образования Уральский сельсовет Рыбинского района, неопределенного круга лиц к ООО «Уральский коммунальный комплекс», Администрации Рыбинского района о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, мотивируя свои требования тем, что межрайонной прокуратурой на основании решений от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, а так же от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, соответственно, проведены проверки в ООО «Уральский коммунальный комплекс» (далее – ООО «УКК») и в муниципальном образовании Рыбинский район, в ходе которых был установлен вред, причиненный окружающей среде. Постановлением администрации п. Урал от ДД.ММ.ГГГГ№-П ООО «УКК» наделено статусом гарантирующей организации по осуществлению водоотведения, эксплуатации водопроводных и канализационных сетей п.Урал. Объекты водоотведения на территории п. Урал являются собственностью муниципального образования Рыбинский район и на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ находились в эксплуатации ООО «УКК», а именно:
- канализационная сеть по <адрес>
- канализационная сеть по <адрес>
- канализационная сеть, по <адрес>
- канализационная сеть по <адрес>
- канализационная сеть по <адрес>
- канализационная сеть по <адрес>
- канализационная сеть по <адрес>
- канализация (сброс воды) по <адрес>
- канализация (ЦЭС) по <адрес>
- септик по <адрес>
- септик по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УКК» и администрацией Рыбинского района договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом расторгнут, канализационные сооружения, сети и два септика возвращены собственнику имущества – муниципальному образованию Рыбинский район. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организация, эксплуатирующая систему водоотведения в п. Урал, отсутствовала. Очистных сооружений для очистки канализационных и сточных вод, поступающих в систему водоотведения, для вышеуказанных объектов водоотведения не имеется. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УКК» и ООО «Агропромкомплект» и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УКК» и ООО «СибЭкоПром» заключены договоры № и № соответственно, о принятии последними сточных вод от абонента путем сброса в приемный канализационный колодец очистных сооружений по <адрес>, с очисткой сброшенных сточных вод в пределах технической возможности очистных сооружений г. Бородино. Фактически данные договоры не исполнялись с момента их заключения в связи с отсутствием заявок от ООО «УКК». ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерный, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, специалистов аккредитованной лаборатории «ЦРМП и ООС» осмотрена канализация (сброс воды), находящаяся в <адрес> Установлено наличие неинтенсивного излияния на почву из канализации и нахождение на почве застоявшейся воды. На данном участке сброса ДД.ММ.ГГГГ специалистами отобраны пробы почвы. Сброс канализационных стоков на почву из канализации, находящейся в <адрес>, зафиксирован дополнительным осмотром от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ обследован септик, находящийся в муниципальной собственности Рыбинского района, по <адрес> момент осмотра септик заполнен жидкими бытовыми отходами до горловины, излияний на почву не выявлено. На данном участке также отобраны пробы почвы. ДД.ММ.ГГГГ выявлен и осмотрен участок местности в районе перекрестка <адрес> и <адрес>, на котором, со слов работника ООО «УКК», в зимний период времени имелись признаки слива жидких бытовых отходов на рельеф. На момент осмотра местность заросла травой, жидкости на поверхности, а так же частей системы водоотведения не обнаружено. При этом, не исключается принадлежность данного участка канализации к системе водоотведения, находящейся в фактической эксплуатации ООО «Уральский коммунальный комплекс». На данном участке специалистами отобраны пробы почвы. Согласно измерениям (исследованиям) почв от ДД.ММ.ГГГГ, произведенным в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-2017, ГОСТ 17.4.4.02-2017, ПНД Ф12.1:2:2:2:2.3.3.2-03, расчета размера вреда, причиненного почвам в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной приказом МПР РФ от 08.07.2020 № 238 в ред. от 25.04.2014 № 1984, от 11.07.2018 № 326, установлено превышение на исследуемых участках содержания в почве по следующим показателям по отношению к фоновым значениям: <данные изъяты> Площадь загрязнения в районе канализации (сброса воды), находящейся в <адрес>, составляет <данные изъяты>., в районе септика по <адрес> - <данные изъяты>,, в районе <адрес> в <адрес> – <данные изъяты> Согласно протоколам анализов проб почв от ДД.ММ.ГГГГ№-П, полученных в районе канализации (сброса воды), находящейся в <адрес> установлено превышение содержания <данные изъяты>.
Размер ущерба, причиненного на ДД.ММ.ГГГГ почвам, согласно расчетам, произведенным министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, в районе канализации (сброса воды), находящейся в <адрес> составляет 1 млн. руб., в районе септика по <адрес> – 195 тыс. руб., в районе <адрес> в <адрес> – 390 тыс. руб. ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Заозерный, министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, специалистов аккредитованной лаборатории «ЦРМП и ООС» осмотрена территория (овраг) напротив домов № и № по <адрес>, установлено наличие сброса жидкости на почву с дальнейшим образованием и протеканием стока, впадением его в реку Барга. На данном участке специалистами отобраны пробы почвы. Заключениями по результатам проведения исследований, измерений и испытаний КГБУ «ЦРМПиООС» (протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ№-П), установлено превышение содержания по следующим показателям: <данные изъяты> наличие превышения концентрации загрязняющих веществ по отношению к фоновым значениям. Размер ущерба, причиненного на ДД.ММ.ГГГГ почвам, согласно расчетам, произведенным министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, составляет 4 600 тыс. руб. Площадь участка загрязнения - <данные изъяты>.
Общий размер вреда, причиненного почвам при эксплуатации системы водоотведения в <адрес>, составляет 6 185 000 руб. До настоящего времени вред, причиненный ответчиками окружающей среде, не возмещен. ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Уральский коммунальный комплекс» и муниципальное образование Рыбинский район были внесены представления о принятии мер по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, однако, в установленный ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» срок конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона приняты не были, нарушения не устранены. Просит взыскать солидарно с ООО «Уральский коммунальный комплекс», Администрации Рыбинского района ущерб, причиненный окружающей среде (почвам), в размере 6 158 000 рублей в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца – Рыбинский межрайонный прокурор Егоров А.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам, с учетом уточнений.
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Паршикова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что поскольку администрация, выполняя свои полномочия в рамках местного значения, передала имущество, сети водоотведения ООО «Уральский коммунпальный комплекс. ООО «Уральский коммунальный комплекс» являлся гарантирующей компанией, а следовательно ущерб подлежит взысканию с ООО «Уральский коммунальный комплекс».
Представитель истца - Муниципального образования Уральский сельсовет Рыбинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ООО «Уральский коммунальный комплекс» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, суду пояснил, что с возмещением ущерба не согласен, поскольку общество осуществляло свою деятельность лишь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно истцом не доказан размер ущерба, причиненный обществом.
В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой была осуществлена проверка с привлечением специалистов из министерства, ущерб был рассчитан в соответствии с Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее Методика), утверждена приказом Минприроды России от 8.07.2010 года №238, зарегистрированным в Минюсте РФ 7.09.2010 года, рег.№18364.
Представитель третьего лица – ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отношении заявленных исковых требований возражений не имеет.
Представители третьих лиц – ООО «СибЭкоПром», КУМИ Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений относительно заявленных исковых требований не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6).
Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах").
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее Методика), утверждена приказом Минприроды России от 8.07.2010 года №238, зарегистрированным в Минюсте РФ 7.09.2010 года, рег.№18364.
В соответствии с пунктом 1 упомянутого приказа, данная Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почвы, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы (пункт 2).
По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, в том числе вреда, причиняемого почве отходами производства, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде.
Применительно к положениям ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на прокуроре, как лице обратившимся с требованиями о привлечении лица к ответственности за причинение ущерба окружающей среде, лежит бремя доказывания факта причинения вреда в результате загрязнения окружающей среды, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями. При этом обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда лежит на ответчике.
Как разъяснено в пп. 6, 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Федерального закона об охране окружающей среды).
Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
По общему правилу в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что для применения гражданско-правовой ответственности на истце лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно ответчик (причинную связь между его виновными действиями и нанесенным ущербом).
В свою очередь, причинитель вреда несет только обязанность по доказыванию отсутствия своей вины в таком причинении, если законом не предусмотрена ответственность без вины (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, ответственность, предусмотренная вышеназванной нормой, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, подтвержденность размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
При этом, отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. принято решение № о проведении проверки в ООО «Уральский коммунальный комплекс» с целью проверки оценки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. принято решение № о проведении проверки в муниципальном образовании Рыбинский район, целью которой является оценка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о водоснабжении и водоотведении, об исполнении полномочий в сфере водоотведения и управления муниципальным имуществом системы водоотведения (<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ помощником Рыбинского межрайонного прокурора ФИО7 составлен акт осмотра и взятия проб почвы, из которого следует, что ходе выездной проверки осмотрена местность:
- расположенная к <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>. Взяты пробы почвы.
- при обследовании ближайшей местности установлен септик, находящийся <адрес>
В справке главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка, расположенного <адрес> – объект канализация (сброс воды). На обследуемом земельном участке обнаружена металлическая труба, предположительно от системы водоотведения, из которой вытекает жидкость с резким не приятным запахом. В точках координат № имеется обрыв глубиной около метра, заполненный в нижней части канализационной жидкостью. Площадь загрязнения 500 кв.м. При обследовании местности установлено, что на расстоянии около 500 метров в южном направлении протекает река Барга.
Факт сброса канализационных отходов и попадания в реку не установлен.
При проведении выездной проверки проводимой прокуратурой Рыбинского района, министерством совместно с аккредитованной лабораторией на земельном участке отобраны пробы почвы на глубине 0-5 см и 5-20 см (точка №), а также на расстоянии 100 метров от точки № в южном направлении вдоль места нахождения на рельефе жидкости (точка №).Обследована территория местности в районе перекрестка <адрес> и <адрес> напротив <адрес>. На земельном участке в точках координат № отобраны пробы почвы на глубине 0-5 см и 5-20 см.
Далее осмотрена территория по адресу: <адрес>. В точках координат № на глубине 0-5 см и 5-20 см (точка №) отобраны пробы почвы.
На основании заключения по результатам проведения исследований, измерений и испытаний КГБУ «ЦРМПиООС» (протокол анализа от ДД.ММ.ГГГГ№-П), установлено превышение содержания по следующим показателям: <данные изъяты> наличие превышения концентрации загрязняющих веществ по отношению к фоновым значениям.
В ходе проверки выявлены нарушения: ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (<данные изъяты>).
Согласно расчетам в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среда в результате поступления в почвы загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв (<данные изъяты>
- дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ. Площадь участка загрязнения составляет 50 кв.м. Исчисление размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ осуществляется по формуле № (п.5 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом МПР РФ от 08.07.2010 № 238 (в ред. Приказов Минприроды России от 25.04.2014 №194 и от 11.07.2018 №316), зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364). <данные изъяты> Размер вреда составляет 195 000 рублей;
- дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ. Площадь участка загрязнения составляет 100 кв.м. <данные изъяты> Размер вреда составляет 390 000 рублей;
- дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ. Площадь участка загрязнения составляет 500 кв.м. Размер вреда составляет 1 000 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Рыбинского межрайонного прокурора принято решение № о проведении проверки в муниципальном образовании Рыбинский район, цель проверки: оценка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (<данные изъяты>).
Из акта отбора проб и осмотра места отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ следует, что:
- осмотрен овраг, расположенный <адрес>, где выявлен сброс жидкости на рельеф. На расстоянии около 35 метров от излива впадает в реку Барга, которая протекает в направлении с запада на восток. <данные изъяты> Отобрана проба воды выше по течению в период в 16-05 час. ДД.ММ.ГГГГ, отобрана проба воды ниже по течению в период в 13-50 час. ДД.ММ.ГГГГ.
- осмотрено место <адрес>, где располагается место сброса канализационных стоков на рельеф. <данные изъяты>. Отобрана проба воды выше по течению в период в 13-50 час. ДД.ММ.ГГГГ, Отобрана проба воды ниже по течению в период в 14-50 ДД.ММ.ГГГГ.
- отобрана проба воды <адрес> в 16-55 час. ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО8 составлена справка об участии в проверке, согласно которой в ходе проведения проверки в п. Урал Рыбинского района Красноярского края были отобраны пробы почв. На основании заключения по результатам исследований, измерений и испытаний КГБУ «ЦРМПиООС), установлено превышение содержание по следующим показателям: <данные изъяты> наличие превышения концентрации загрязняющих веществ по отношению к фоновым значениям (<данные изъяты>
Согласно расчету в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среда в результате поступления в почвы загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв (<данные изъяты>):
- дата отбора проб ДД.ММ.ГГГГ. Площадь участка загрязнения составляет 2300 кв.м. <данные изъяты> Размер вреда составляет 4 600 000 рублей.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в собственности муниципального образования Рыбинский район находятся: <данные изъяты>
На основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Рыбинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды № муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное образование Рыбинский район Красноярского края передало ООО «Уральский коммунальный комплекс» во временное возмездное пользование (аренду) объекты нежилого фонда коммунального назначения, движимое имущество, являющееся муниципальной собственностью Рыбинского района, согласно приложению № (<данные изъяты>).
Согласно п.1.2 - 1.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, передаваемое в аренду имущество предназначено для оказания коммунальных услуг населению п.Урал, <адрес> Рыбинского района. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Если ни одна из сторон не уведомила другую о возврате арендуемого имущества, то обязанности сторон не прекращаются в силу ч.2 ст.621 ГК РФ.
В приложении № указаны, в том числе: канализационные сети, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием Рыбинский район и ООО «Уральский коммунальный комплекс» заключен договор б/н безвозмездного пользования и обслуживания муниципальным имуществом бессрочно. (<данные изъяты>). Подписан акт приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование Рыбинский район через администрацию Рыбинского района Красноярского края и ООО «Уральский коммунальный комплекс» заключили соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ № б/н (<данные изъяты>).
Согласно декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ г.г., платежным поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «УКК» за ДД.ММ.ГГГГ произведена плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агропромкомплект» и ООО «Уральский коммунальный комплекс» заключили договор № на прием, сброс и очистку сточных вод, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ООО «СибЭкоПром» и ООО «Уральский коммунальный комплекс» заключили договор № на прием, сброс и очистку сточных вод, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Рыбинского района, ООО «Уральский коммунальный комплекс» Рыбинской межрайонной прокуратурой направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (<данные изъяты>
В ответ на указанное представление ООО «УКК» сообщило, что <данные изъяты>
Администрация Рыбинского района сообщила, что со стороны муниципального образования Рыбинский район, как собственника объектов водоотведения в п.Урал, действий, направленных на причинение вреда окружающей среды, совершено не было. Согласно условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УКК» принимало муниципальное имущество коммунального назначения для оказания населению коммунальных услуг при осуществлении деятельности по сбору, транспортировке и очистке сточных вод, обязуясь при этом соблюдать требования действующего законодательства (<данные изъяты>
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58); эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; в связи с тем, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, Определение от 9 февраля 2016 года N 225-О).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 1 названного Федерального закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы; охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 75 данного Федерального закона).
Специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П, является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов; возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Это согласуется с основным принципом охраны окружающей среды - "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими законами.
В силу ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения, организации осуществляющие водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.
Статьями 77,78 и 78.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены обязанность, порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов.
В силу положений пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет (пункт 3 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Разрешая по существу заявленные требования, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании факт нарушения ответчиками природоохранного законодательства нашел свое подтверждение, поскольку совместными бездействиями ответчиков ООО «Уральский коммунальный комплекс» и Муниципальное образование Рыбинский район, заключенного в непринятии каких-либо мер по прекращению сброса сточных вод в рельеф местности без соответствующей отчистки, недопущению выхода сточных вод из септиков, а также к организации очистки таких стоков, в том числе посредством строительства очистных сооружений.
Размер ущерба окружающей среде был представлен Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, который проверен судом и признан правильным, поскольку произведен в соответствии с установленными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде – Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
При этом, выражая несогласие с установленным размером ущерба, ответчики не представили своего расчета или экспертного заключения. Представленный истцом расчет, ответчиками опровергнут не был.
Поскольку ООО «Уральский коммунальный комплекс» осуществляло деятельность по водоотведению, эксплуатации водопроводных и канализационных сетей п. Урал лишь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ООО «Уральский коммунальный комплекс» в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде пропорционально осуществлению деятельности общества в размере 769 750 рублей, <данные изъяты>
Объекты водоотведения на территории п. Урал являются собственностью муниципального образования Рыбинский район, в связи с чем, доводы ответчика администрации Рыбинского района Красноярского края о том, что вред, причиненный окружающей среде, должен быть возмещен ООО «Уральский коммунальный комплекс» в полном объеме являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Кроме того, очистные сооружения для очистки канализационных и сточных вод, поступающих в систему водоотведения до настоящего времени не имеется, учитывая, что спорный земельный участок загрязнен, лицами, установить которые невозможно, что обусловлено незаконным бездействием администрации Рыбинского района Красноярского края по непринятию своевременно мер при эксплуатации системы водоотведения в п. Урал Красноярского края, суд приходит к выводу о взыскании с администрации Рыбинского района Красноярского края в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде 5 388 250 рублей.
Согласно пункту 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Уральский коммунальный комплекс в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде (почвам) 769 750 рублей в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края, с Администрации Рыбинского района в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде (почвам) 5 388 250 рублей в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с этим, с ответчика – ООО «Уральский коммунальный комплекс» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 10 897,50 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Уральский сельсовет Рыбинского района Красноярского края, неопределенного круга лиц к ООО «Уральский коммунальный комплекс», Администрации Рыбинского района о взыскании вреда, причиненного окружающей среде – удовлетворить.
Взыскать с ООО «Уральский коммунальный комплекс» в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде (почвам) 769 750 рублей в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края.
Взыскать с Администрации Рыбинского района в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде (почвам) 5 388 250 рублей в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края.
Взыскать с ООО «Уральский коммунальный комплекс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 10 897,50 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 12.10.2021 года.
Председательствующий Л.Ф. Гаджиева
<данные изъяты>.