ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/2021 от 23.07.2021 Каргасокского районного суда (Томская область)

Дело № 2-213/2021

УИД 70RS0016-01-2021-000326-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Потапова А.И.,

при секретаре Карамушко А.М.,

помощник судьи Лебедева И.С.,

с участием:

помощника прокурора Каргасокского района

Томской области Калиниченко В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Томской области гражданское дело по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к муниципальному унитарному предприятию Каргасокский «Тепловодоканал» Каргасокского сельского поселения об обязании привести показатели качества сточных вод, сбрасываемых в реку Обь через водовыпуск, в соответствии с рассчитанными нормативами допустимых сбросов в водный объект,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Каргасокский «Тепловодоканал» Каргасокского сельского поселения (далее - МУП «Каргасокский» ТВК – ответчик) об обязании привести показатели качества сточных вод, сбрасываемых в реку Обь через водовыпуск, в соответствии с рассчитанными нормативами допустимых сбросов в водный объект, указывая в обоснование заявленных требований следующее.

МУП Каргасокский «ТВК» использует водный объект - р. Обь для сброса сточных вод через водовыпуск, расположенный на территории МО «Каргасокский район» Томской области, за пределами с. Каргасок (в 0,2 км от северной границы села) на левом берегу р. Обь в 2177 км от устья в месте с географическими координатами 59°04"06.4" С.Ш., 80°50"50.9" В.Д. на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении водного объекта в пользование от 20.08.2020 № 70- 13.01.07.001 -Р-РСБХ-С-2018-01833/00. Выпуск сточных вод поставлен МУП Каргасокский «ТВК» на государственный учёт в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, ему присвоена II категория. В ходе проверки установлено, что при использовании водного объекта - реки Оби для сброса сточных вод, МУП Каргасокский «ТВК» не соблюдаются вышеуказанные требования природоохранного законодательства, направленные на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, защиту экологических прав граждан. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется с превышением нормативов допустимых сбросов. На основании изложенного истец просил обязать ответчика МУП Каргасокский «Тепловодоканал» не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести показатели качества сточных вод, сбрасываемых в р. Обь, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, через водовыпуск, расположенный на левом берегу р. Обь в 2177 км от устья в месте с географическими координатами 59°04"06.4" С.Ш., 80°50"50.9" В.Д. в соответствие с рассчитанными МУП Каргасокский «Тепловодоканал» нормативами допустимых сбросов в водный объект.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Калиниченко А.О., заявленные требования к МУП Каргасокский «Тепловодоканал» поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП Каргасокский «Тепловодоканал», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил адресованное суду письменное заявления о признании исковых требований в полном объеме заявленных требований, с указанием о разъяснении последствий признания иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды - обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

К компонентам природной среды относятся поверхностные и подземные воды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территории и акватории.

Согласно п. п. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Положениями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов; юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Из положений ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации следует, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

Согласно п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из п. 2 ч. ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях сброса сточных вод.

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностных вод объектов или их частей в пользование установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" и Приказа Минприроды России от 14.09.2011 N 763 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование".

МУП Каргасокский «Тепловодоканал» в связи с выпуском предприятием сточных вод в р.Обь, постановлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта, о чем ответчику выдано свидетельство № BOIDC0A5 от 19.12.2017.

Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.08.2018 № 70-13.01.07.001-P-PCБХ-С-2018-01833/00 МУП Каргасокский «Тепловодоканал» предоставлен в пользование водный объект – река Обь для сброса сточных вод. Согласно п.1 части 2.3 Решения МУП Каргасокский «ТВК» может использовать водный объект (участок р.Обь) при выполнении в том числе условия недопущения нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среды.

Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Оценивая в совокупности все представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что волеизъявление представителя ответчика, выраженное в письменном заявлении о признании иска, является предусмотренной законом возможностью распорядиться предоставленными процессуальными правами, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, на основании чего, считает возможным принять признание иска.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к муниципальному унитарному предприятию Каргасокский «Тепловодоканал» Каргасокского сельского поселения об обязании привести показатели качества сточных вод, сбрасываемых в реку Обь через водовыпуск, в соответствии с рассчитанными нормативами допустимых сбросов в водный объект, удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Каргасокский «Тепловодоканал» Каргасокского сельского поселения не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести показатели качества сточных вод, сбрасываемых в р. Обь, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, через водовыпуск, расположенный на левом берегу р. Обь в 2177 км от устья в месте с географическими координатами 59°04"06.4" С.Ш., 80°50"50.9" В.Д. в соответствие с рассчитанными МУП Каргасокский «Тепловодоканал» нормативами допустимых сбросов в водный объект.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 28 июля 2021 года.

Судья А.И. Потапов