ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/2022 от 25.07.2022 Кашинского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 г. г. Кашин Тверская область

Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Воробьевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Культяковой Е.И.,

с участием заместителя Кашинского межрайонного прокурора Фомина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа Тверской области о возложении обязанности обратиться в Кашинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области для постановки на учет жилого дома как бесхозяйного объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что проведённой Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области имеется жилой дом по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована и проживает многодетная семья, не имеющий собственника. Указанный дом поострен в 1986 году по заказу колхоза «Прогресс» и впоследствии перешел в рамках правопреемства в СПК «Фалево». СПК «Фалево» прекратило свою деятельность, при этом отсутствуют сведения о передаче прав на указанный жилой дом от СПК другим лицам. С момента ликвидации СПК «Фалево» Администрацией Кашинского городского округа не принято мер, направленных на признание жилого дома бесхозяйным, постановку этого объекта на учет как бесхозяйное имущество. В результате прокуратура внесла Администрации городского округа соответствующий протест, который не исполнен. Непринятие Администрацией городского округа мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного объекта на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и создает препятствия для проживающих там лиц по надлежащему техническому обслуживанию дома, чем повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций, ставящих под угрозу жизнь и здоровье не только зарегистрированных лиц, но и лиц, живущих по сосоедстиву.

Просит возложить на Администрацию Кашинского городского округа обязанность в срок до 10 октября 2022 г. обратиться в соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно в Кашинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании заместитель прокурор Фомин А.А. заявленные требования поддержал в полном объёме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Администрация Кашинского городского округа, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по иску не представила.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Суд, ознакомившись с иском, выслушав доводы прокурора, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение Кашинского межрайонного прокурора в суд с указанным иском в интересах неопределённого круга лиц обусловлено тем, что не обеспечение исполнения требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не позволяет обеспечить техническое обслуживание жилого дома и ставит под угрозу жизнь и здоровье жильцов дома и жителей соседних домов, так кА повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределённого круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В пункте 3 данной статьи указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьёй 210 ГК РФ определено, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931 утверждён Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), который устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, только по заявлению органа местного самоуправления бесхозяйные недвижимые вещи могут быть приняты на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области по адресу: <адрес>, расположен жилой дом площадью 71,3 кв. метров с кадастровым номером .

В ходе проведённой Кашинской межрайонной прокуратурой в отношении деятельности Администрация Кашинского городского округа проверки исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, было установлено, что указанный жилой дом построен по заказу колхоза «Прогресс» и введен им в эксплуатацию 30 июня 1986 года согласно Акту государственной приемочной комиссии. Впоследствии на базе колхоза 18 июня 2001 года было создано СПК «Фалево», к которому перешли права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

СПК «Фалево» исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо 29 ноября 2018 года согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26 апреля 2022 года.

Органом местного самоуправления меры для принятия органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учёт вышеуказанного объекта, как бесхозяйного, не выполнены.

В связи с выявленными нарушениями Кашинским межрайонным прокурором 26 апреля 2022 г. в адрес Главы Администрации Кашинского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства об использовании муниципального имущества и вовлечения в гражданский оборот имущества, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества.

Данное представление Администрацией Кашинского городского округа рассмотрено и 27 мая 2022 г. прокурору дан ответ, в соответствии с которым орган местного самоуправления не видит нарушений прав семьи Г в том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не приобрел статус бесхозяйного имущества, так как это не единственное место жительство данной семьи. Однако указанные лица имеют цель приватизировать этот дом, тем самым получить в свою собственность еще один объект недвижимого имущества бесплатно, имея квартиру в г. Кашине, приобретенную на средства материнского капитала, и земельный участок, предоставленный им как многодетной семье. Согласно принадлежащей им собственности данная семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как следует из ответов Территориального управления Росимущества в Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Администрации Кашинского городского округа Тверской области, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не проходил регистрацию в реестрах федеральной собственности, собственности Тверской области и муниципального имущества Кашинского городского округа Тверской области. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект также отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно справе МУК Управление сельскими территориями от 20 апреля 2022 года в указанном жилом доме зарегистрированы: Г.А.В.., Г.А.А.., Г.П.А.., Г.М.А., Г.Д.А., Ш.Р.С.., Л.С.А..

Таким образом, Администрацией Кашинского городского округа не приняты меры по постановке указанного объекта, который имеет признаки бесхозяйного объекта, и в котором зарегистрирована семья Г на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Доказательств того, что ответчиком в установленном порядке выполнены требования, предусмотренные Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.

Таким образом, исковые требования Кашинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, на Администрацию Кашинского городского округа необходимо возложить обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимости.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что заявленного прокурором в иске срока достаточно для устранения отмеченных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа Тверской области – удовлетворить.

Обязать Администрацию Кашинского городского округа Тверской области в срок до 01 октября 2022 г. обратиться с заявлениями о принятии на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – дома, расположенного по адресу: <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно в Кашинский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Тверской области, в соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931 (зарегистрированного в Минюсте России 21 апреля 2016 г. № 41899).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 августа 2022 г.

Судья

1версия для печатиДело № 2-213/2022 ~ М-203/2022 (Решения)