№ 2-213/2022 37RS0015-01-2022-000296-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Шеламовой И.Н.,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающих право на досрочное назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, о назначении страховой пенсии,
установил:
ФИО2 обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее ГУ - ОПФ РФ по Ивановской области), в котором просил включить в специальный страховой стаж ФИО2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, с ДАТА по ДАТА - в должности: рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, а также обязать ГУ - ОПФ РФ по Ивановской области назначить ему страховую пенсию с 01.03.2022 года.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ГУ - ОПФ РФ по Ивановской области от ДАТА№ ФИО2 отказано в удовлетворении заявления от ДАТА в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДАТА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и в установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 года № 1478-ФЗ «О государственной социальной помощи». Отказ мотивирован тем, что у заявителя отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в связи тем, что в специальный стаж не подлежат включению периоды работы с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года в качестве рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной в соответствии с записями в трудовой книжке, так как в указанный период работы нет подтверждений льготного характера работы, а должность рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, не предусмотрена. Представленные работодателем в Пенсионный фонд сведения не содержат указания на льготный характер работ. В этой связи стаж работы с тяжелыми условиями труда ФИО2 составил 3 года 9 месяцев 12 дней при требуемом стаже 12 лет 6 месяцев.
С указанным решение не согласился ФИО2, считает отказ во включении в специальный трудовой стаж периода работы с ДАТА по ДАТА незаконным и необоснованным. Указывает, что он с ДАТА работал в санатории «Плёс» в должности кочегара по обслуживанию водогрейного котла. На данном предприятии котельная работала на твердом топливе – угле, с которым работал истец. С ДАТА истец был переведен на должность рабочего 6 разряда по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, но продолжал работать на угольной котельной и выполнять те же самые функции и обязанности кочегара. С ДАТА истец был переведен на должность машиниста (кочегара) котельной, где проработал до ДАТА. Указывает, что за период его работы с ДАТА по ДАТА для производства тепловой энергии санаторий «Плес» (в настоящее время – ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России – Филиал «Санаторий «Плес»») в котельной применялось твердое топливо – уголь. Каких-либо иных обязанностей кроме обязанностей кочегара истец не выполнял. Указывает, что истцу производились доплаты за работу по удалению золы, то есть за подработку зольщиком. За весь указанный период работы истцу выдавалось молоко за работу в тяжелых условиях труда.
В этой связи истец считает, что использование при работе котельной санаторием «Плес» в спорный период времени в качестве топлива только угля, а также то, что в 1987 году истец был принят на работу в должности кочегара по обслуживанию водогрейного котла, а котельная работала на угле, что в дальнейшем изменение трудовых функций истца не было, свидетельствует о том, что производственная котельная, в которой осуществлял свою трудовую функцию истец работала на твердом топливе – на угле, и истец обслуживал это котельное оборудование – кидал уголь в топку.
Считает, что поскольку работа истца была связана с обслуживанием в котельной котлов, работающих на твердом топливе, то профессия рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной тождественна профессии машинист (кочегар) котельной, которая дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Считает, что неправильное наименование работодателем профессии истца как «рабочий 6 разряда по обслуживанию и ремонту оборудования котельной» при реальном выполнении работы машиниста (кочегара) котельной не должно влиять на пенсионные права истца. В этой связи истец считает, что характер его работы соответствовал работе с тяжелыми условиями труда, в связи с чем спорный период подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о ее назначении с 01.03.2022 года.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме, а также доводы пояснений, данных в ранее состоявшихся судебных заседаниях. Пояснил, что работа проходила в четыре смены по три человека, то есть по 12 человек в смену, смена по 12 часов с 8:00 до 20:00 часов, потом сутки отдыха, потом смена с 20:00 часов до 8:00 часов следующего дня, потом двое суток отдыха. Один человек работал на приготовлении горячей воды, два человека – на отоплении. Пояснил, что четыре человека – как указывает работодатель замещавшие четыре ставки машиниста (кочегара), физически не смогли бы обеспечивать работу котельной и снабжение ее углем, так как котельная санатория обеспечивала горячей водой и отоплением семь корпусов санатория, несколько ведомственных многоквартирных жилых домов, в связи с чем функции машиниста (кочегара) котельной исполняли и работники, должность которых была указана как рабочий по обслуживанию котельной. В котельной было шесть водогрейных котлов. Уголь завозили самосвалами. Одновременно работники выполняли обязанности зольщика. Постоянно работники следили за давлением и температурой воды в целях безопасности и избежания нештатных ситуаций, в случае отключения электричества, выхода из строя насосов, при которых в экстренном порядке необходимо останавливать, гасить котлы и вычищать их. Все смену, все работы работники проводили в помещении котельной. Пояснил, что каждый год сдавал экзамены по охране труда. Пояснил, что дополнительные отпуска получал на протяжении всего периода работы. Указание на расширение зон обслуживание было связано с необходимостью включения в работу дополнительных котлов при морозной погоде зимой. Работниками заполнялись журналы с указанием сколько угля завезли, какая температура была. Требований о взыскании судебных расходов не заявлял.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области – ФИО1, действующий на основании доверенности от ДАТА (л.д. 92), возражал против удовлетворения исковых требований на том основании, что истцом, а также его работодателем не представлено доказательств, подтверждающих льготный характер работ истца в период с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года по доводами, изложенным в письменном отзыве от 07.06.2022 года на иск (л.д.26-27). Возражения основаны на том, что не доказан факт осуществления работы в связи с тяжелыми условиями труда, сведения работодателем сданы без кода льготной работы, должность истца не соответствует Списку должностей, право работы на которой дает возможность выйти на пенсию досрочно. В ранее состоявшихся судебных заседаниях пояснил, что в тарификационных справочниках нет должности рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, а есть должность слесаря по ремонту и обслуживанию котельного, парогазотурбинного, турбинного и другого оборудования. Вместе с тем не исключил случаев именования работодателями одной и той же должности различными названиями выполнении работниками тождественных обязанностей.
Третье лицо – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии» Министерства Здравоохранения Российской Федерации – Филиал «Санаторий «Плес»» (далее - ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России – Филиал «Санаторий «Плес»»), привлеченное к участию в деле на основании определения судьи от 25.05.2022 года, явку своего представителя в суд не обеспечило. О дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Возражений против рассмотрения дела без участия своего представителя не заявляло. В суд представлен письменный отзыв от 20.06.2022 года № 294 на иск (л.д. 55-56), в котором указывает, что за период с 1990 года по 2004 года некоторые документы, связанные с трудовой деятельностью ФИО2 найти не представилось возможным, некоторые пришли в негодность (выцвел текст). Отсутствуют должностные инструкции до 2004 года в связи с реконструкцией котельной при переводе с твердого топлива (каменный уголь) на газовое топливо с 2016 году. Документы хранились в подразделении «Котельная» (паспорта на котлы, журналы смен и инструктажей, производственные инструкции) и были утилизированы. Утверждённый 03.01.2000 года Список профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск в размере 12 рабочих дней предусматривал предоставление рабочим по ремонту и обслуживанию оборудования котельной и кочегарам дополнительные отпуска за вредные условия труда работников котельной в количестве 12 рабочих (14 календарных) дней (л.д. 66, 67, 68, 69). ФИО2 дополнительный отпуск предоставлялся в период работы с ДАТА по ДАТА. Документы о фактически выданном молоке рабочим по ремонту и обслуживанию оборудования котельной и кочегарам в связи с занятостью на работе с вредными условиями труда ФИО2 утилизированы. В отзыве также работодатель указывает, что причина по изменению штатного расписания в 1990 году и перевод работников с должности кочегара котельной на должность рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной была обусловлена возможностью повышения заработной платы работников, так как оборудование котельной давало возможность установления для должности «кочегар» только 4 разряда, а для рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной после проведения аттестации можно было применить 6 разряд, что существенно увеличивало бы размер оклада и дополнительных выплат, которые напрямую зависели от размера оклада. При этом существенно должностные обязанности у работников не были изменены, они также обслуживали водогрейные котлы, работающие на твердом топливе и периодически привлекались к ремонту оборудования котельной. С целью получения работниками права на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда с 01.01.2004 года должность «рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной» была переименована в должность «машинист (кочегар) котельной» без изменения трудовой функции. В 2016 году должность «машинист (кочегар) котельной сокращена в связи с переводом котельной на газовое оборудование, что подтверждается в том числе фотоматериалами (л.д. 93, 94). В отзыве также указывает, что фактически перевода с одной должности на другую со сменой трудовых функций не было, а имело место переименование должности, то есть работники на протяжении периода с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года выполняли функции машиниста (кочегара) котельной по обслуживанию водогрейных котлов, работающих на твердом топливе. В этой связи третье лицо считало требования истца подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав истца ФИО2, представителя ответчика ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области ФИО1, исследовав все представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», разделом XXXIII «Общие профессии» код 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятые на удалении золы.
Списками и не установлены для данной профессии какие-либо дополнительные условия, показатели или факторы, достаточным основанием является факт работы по поименованной в Списках профессии и подтверждение вида применяемого топлива (уголь и сланец).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516.
Согласно абз. 1 п. 4 названных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29).
Исходя из положений ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (введен Постановлением Госстандарта СССР от 18.11.1974 года № 2551, действовавший до 01.03.2017 года), физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся материалы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенная влажность воздуха; повышенная подвижность воздуха; повышенный уровень инфракрасной радиации; физические перегрузки.
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что ФИО2 был трудоустроен в период: -с 08.12.1987 года по 31.12.1989 года в должности кочегара по обслуживанию водогрейного котла на основании приказа № от 05.12.1987 года; -с 01.01.2004 года по 16.08.2004 года, с 03.09.2004 года по 04.10.2005 года в качестве кочегара по обслуживанию водогрейного котла; -с 01.01.2004 года в качестве машиниста-кочегара котельной с санатории «Плес», переименованном с 19.02.1997 года в Федеральное государственное учреждение здравоохранения санаторий «Плес» Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 08.04.2005 года – в Федеральное государственное учреждение санаторий «Плес» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
ФИО2 в период с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года был трудоустроен в указанном учреждении в качестве рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной на основании приказа № от ДАТА.
В период с 17.08.2004 года по 02.09.2004 года ФИО2 был предоставлен административный отпуск без сохранения заработной платы, с 05.10.2005 года по 31.10.2007 года в должности сторожа (вахтера) на основании приказа №-л/с от ДАТА, с ДАТА по настоящее время – в должности оператора очистных сооружений на основании приказа №-л/с от 29.10.2007 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются: -сведениями трудовой книжки ФИО2 № (л.д. 13, 104-105), -должностными инструкциями машиниста (кочегара) котельной, выписками из приказов о принятии на должность, о переводе, о доплате за расширение зон обслуживания (л.д. 58-65), -справками уточняющими характер работы и условий труда ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России – Филиал «Санаторий «Плес»» от ДАТА№, от ДАТА№, от ДАТА№, от ДАТА№ (л.д. 6, 7, 8, 9), выданных на основании лицевых счетов за 1987-1989 годы, 2004-2005 годы, книг приказов за 1987-1989 годы, 2004-2005 годы, расчетными листками, лицевыми счетами (л.д. 73-72), тарификационной ведомости (л.д. 83-84), сведений о занятости (л.д. 85-90), корточки формы Т-2 (л.д. 72), штатного расписания за 1987-1989 годы, 2004-2005 годы (л.д. 70, 71, 95-98).
Из указанных справок и иных представленных документов следует, что котельная работала на твердом топливе (каменном угле) круглосуточно, при этом истец был занят постоянно полный рабочий день по обслуживанию котлов на твердом топливе, в том числе по удалению золы с 08.12.1987 года по 04.10.2005 года, с 01.01.2004 года по 04.10.2005 года, что на основании коллективного договора от 10.02.2000 года ФИО2 за вредные условия труда предоставлялся дополнительный отпуск с 01.02.2000 года по 04.10.2005 года ежегодно в полном объеме, так как ФИО2 как рабочий по ремонту и обслуживанию оборудования котельной и как машинист-кочегар имел право на получение молока как спец.жиров по 0,5 литра за смену в дни фактической занятости и имел право на дополнительный отпуск в размере 12 рабочих (14 календарных) дней за работу с вредными условиями труда.
Из указанных справок также следует, что за период с 01.01.1990 года по 31.12.1994 года штатное расписание санатория «Плес» не сохранилось. За период с 01.01.1995 года по 31.12.2003 года в штатном расписании подразделения «Котельная» было 23 ставки «Рабочий по ремонту и обслуживанию оборудования котельной» и 4 ставки «Машинист-кочегар котельной». На основании сохранившихся тарификационных списков все работники котельной занимали должность «Рабочий по ремонту и обслуживанию оборудования котельной» в объеме 1,0 ставки и работали по совместительству на должности «Машинист-кочегар котельной» в объеме от 0,2 до 0,5 ставки. Должность «Рабочий» по ремонту и обслуживанию оборудования котельной» с 01.01.2004 года выведена из штатного расписания в полном объеме и введена должность «Машинист (кочегар) котельной».
Из представленных истцом документов – удостоверения № от 1989 года Министерства легкой промышленности Ивановского учебно-курсового комбината по профессиональному обучению рабочих, следует, что ФИО2 с 21.06.1989 года по 14.07.1989 года обучался по специальности – машинист (кочегар) паровых котлов с давлением пара до 3,9 Мпа и водогрейных котлов с температурой воды до 115 градусов Цельсия, по результатам которого ему присвоена квалификация Машинист (кочегар) по обслуживанию котлов на твердом топливе. К указанному удостоверению № были представлены сведения о прохождении ФИО2 периодической проверки знаний по состоянию на 17.10.1991 года, 23.02.2001 года, 21.02.2003 года (л.д. 34).
Решением ГУ - ОПФ РФ по Ивановской области от 29.04.2022 года № ФИО2 отказано в удовлетворении заявления от 01.03.2022 года в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и в установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 года № 1478-ФЗ «О государственной социальной помощи». Отказ мотивирован тем, что у заявителя отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в связи тем, что в специальный стаж не подлежат включению периоды работы с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года в качестве рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной в соответствии с записями в трудовой книжке, так как в указанный период работы нет подтверждений льготного характера работы.
Согласно ответу ГУ - ОПФ РФ по Ивановской области от 06.06.2022 года (л.д. 127) в случае включения в специальный трудовой стаж спорного периода работы в должности рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной санатория «Плес» с 01.01.1990 года по 31.12.2003 года продолжительностью 14 лет, стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составит 17 лет 9 месяцев 12 дней.
Согласно ответу ГУ – ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (структурного подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения непосредственно ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России) от 15.07.2022 года и представленных им документов наблюдательного дела страхователя (л.д. 140-155), следует, что документов изданных ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России – филиалом «Санаторий «Плес»» ранее 2011 года, а также документы, подтверждающие характер работ и занятость машиниста (кочегара) котельной и рабочего по ремонту и обслуживанию котельной страхователем не представляюсь.
Согласно ответу ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России – филиал «Санаторий «Плес»» от ДАТА№ (л.д. 164) должностные инструкции рабочего по ремонту и обслуживанию котельной за период с 1990 года по 2003 год в ФГУЗ санаторий «Плес» Минздрава России, а также должностная инструкция машиниста (кочегара) до 1990 года в – филиале «Санаторий «Плес»» - ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России отсутствуют.
Допрошенный в судебном заседании 08.06.2022 года (л.д. 38-48) свидетель У.А.В. пояснил, что вместе работал с ФИО2 с 1998 года до 2016 года. С 1998 года был принят на работу в должности машиниста (кочегара), проходил обучение на кочегара. В период работы предоставлялись дополнительные отпуска, выдавалось молоко. С 2004 года после перевода снова в должность кочегара изменений в трудовых функциях и обязанностях по сравнению с предшествующими периодами работы не было. В период работы работникам котельной говорили, чтобы они при увольнении брали справки уточняющего характера, в целях подтверждения вредных условий работы, все работники котельной знали, что работа имеет вредные условия труда, что они будут иметь право на досрочную пенсию. У санатория «Плес» была только одна котельная.
Допрошенный в судебном заседании 08.06.2022 года (л.д. 38-48) свидетель Г.В.В. пояснил, что работал вместе с ФИО2 с 2001 года по 2016 год машинистом (кочегаром). При приеме на работу сразу был принят на должность кочегара, проходил обучение. Работа проходила в четыре смены по три человека в смену, то есть по 12 человек за смену. О переводе его на другую должность после принятия на работу ему известно не было, об этом узнал только при увольнении. Разницу в должностных обязанностях машиниста (кочегара) и рабочего ему не объясняли, вид работ и должностные обязанности у него не менялись.
Допрошенный в судебном заседании 08.06.2022 года (л.д. 38-48) свидетель Ф.С.Н. пояснил, что в 1993 году был принят на работу в котельную санатория «Плес» на должность рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной, но в процессе работы проходил обучение по специальности кочегара, и в рабочее время выполнял обязанности кочегара. Работал совместно с ФИО2 до 2016 года. Работа проходила в четыре смены по три человека в смену, то есть по 12 человек за смену. С 2004 года был переведен в должность кочегара. За расширение зоны обслуживания производилась доплата, предоставлялись дополнительные отпуска.
Допрошенный в судебном заседании 23.06.2022 года (л.д. 107-110) свидетель Е.А.Г. пояснил, что с 2001 года по настоящее время работал в филиале «Санаторий «Плес»» - ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России, в различных технических должностях, в настоящее время работает главным инженером. С 2001 года по 2004 года в период работы в должности мастера водно-канализационной службы на него возлагались обязанности исполняющего обязанности начальника котельной в периоды отсутствия основного работника. Пояснил, что в котельной работа была в четыре смены по три человека, которые вне зависимости от того, кем они числились принятыми в трудовой книжке, выполняли обязанности кочегаров. Котельная работала круглосуточно по 12 часов в смену. Также на смене был рабочий - слесарь. Пояснил, что нагрузка на котельную была значительной, санаторий закупал и завозил запас угля на один год около 5 000 тонн угля. С данный объемом топлива четыре человека – сколько было указано в штатном расписании машинистов (кочегаров) физически не смогли бы справиться. Расход топлива был в среднем четыре тонны на одну 12 часовую смену на обеспечение работы одного котла. Пояснил, что ФИО2 работал и в настоящее время работает в учреждении. В период работы с 2001 года до 2004 года ФИО2 топил котлы и вывозил шлак, то есть выполнял обязанности машиниста (кочегара) и зольщика.
Допрошенный в судебном заседании 29.06.2022 года (л.д. 115-120) свидетель З.М.Г. пояснила, что является специалистом по персоналу в филиале «Санаторий «Плес»» - ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России с 2001 года, ранее должность именовалась как специалист по кадрам. Пояснила, что перевод машинистов (кочегаров) в должность рабочих по обслуживанию и ремонту оборудования котельной был обусловлен возможностью повышения заработной платы работникам после такого перевода в связи с возможностью присвоения более высокого разряда, при том что функции и обязанности работников не изменялись – работники котельной продолжали осуществлять загрузку угля в камеру сгорания (в топку) котлов. Пояснила, что в 2004 году, она обратилась к руководству с предложением о том, что необходимо переименовать должности в соответствии с требованиями законодательства так как должности имеют льготный вредный характер, в целях обеспечения прав работников на льготное пенсионное обеспечение, так как должности рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной не было указано ни в одном справочнике. Пояснила, что должностная инструкция рабочего по обслуживанию и ремонту оборудования котельной была разработана в учреждении, но она была идентична должностной инструкции машиниста (кочегара), в которую добавили возможность рабочему производить ремонт оборудования. В настоящее время должностная инструкция рабочего утрачена в связи с реконструкцией котельной, где хранились документы, имевшие отношение к работе угольной котельной.
Оснований не доверять показаниями свидетелей у суда не имеется на том основании, что свидетели были предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, их показания логичны, последовательны, не противоречат друг другу, подтверждаются иными представленными в материалах дела доказательствами.
Допрошенная в судебном заседании 29.06.2022 года (л.д. 115-120) в качестве специалиста бухгалтер филиал «Санаторий «Плес»» - ФГБУ «СПб НИИФ» Минздрава России ФИО3 пояснила, что работает в указанной должности с февраля 2018 года, в обязанности входило начисление заработной платы работникам. Пояснила, что из представленных в материалах дела доказательств – лицевых счетов за период с 1990 года по 2003 года следует, что ФИО2 норму часов вырабатывал. Каждый месяц норма часов была разная в зависимости от количества рабочих дней в месяце. Отсутствовал на работе только в период отпусков.
Таким образом, доказательств отсутствия полной занятости истца в указанные периоды времени по профессии, дающей право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, ответчиком не предоставлено.
Согласно п. 3 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 года № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10», право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года № 1, действовавшего на спорный период, п. 2 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций. Аналогичные правила содержатся в Разъяснениях п. 5, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29 (ред. от 01.10.1999 года) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДАТА.
Из письменного отзыва работодателя на иск следует, что в рассматриваемом случае фактически перевода с одной должности на другую со сменой трудовых функций у ФИО2 не было, а имело место переименование должности, то есть работники на протяжении периода с ДАТА по ДАТА выполняли функции машиниста (кочегара) котельной по обслуживанию водогрейных котлов, работающих на твердом топливе. С 01.01.2004 года должность «рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной» была переименована в должность «машинист (кочегар) котельной» без изменения трудовой функции. В 2016 году должность «машинист (кочегар) котельной сокращена в связи с переводом котельной на газовое оборудование.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДАТА№ «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» указанный раздел был дополнен профессиями «Оператор котельной» и «Оператор теплового пункта», в тарифно-квалификационной характеристике которых указано на обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, а также были внесены изменения в тарифно-квалификационную характеристику профессии «Машинист (кочегар) котельной». Характеристика работ по этой профессии стала включать в себя работы по обслуживанию водогрейных и паровых котлов, работающих исключительно на твердом топливе.
Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено сохранить за рабочими, которым будет установлено наименование профессии «Оператор котельной» и «Оператор теплового пункта», выработанный ими стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, в профессии «Машинист (кочегар) котельной» на момент принятия данного Постановления. Операторам котельной и операторам теплового пункта, поступившим на работу после принятия настоящего Постановления, льготы по пенсионному обеспечению не предоставляются.
Таким образом, из смысла указанных положений следует, что Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДАТА№ было произведено разграничение функциональных обязанностей рабочих, обслуживающих котлы, в зависимости от вида топлива, и определено, что с ДАТА у рабочих - операторов котельных и тепловых узлов, работающих в котельных на жидком и газообразном топливе или электронагреве, право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует.
Кроме того, истец не по своей вине не может представить документы, подтверждающие занятость во вредных условиях с ДАТА по ДАТА, однако работник не может быть ответственным за содержание записей в его трудовой книжке, так как ведение трудовых книжек согласно трудовому законодательству является обязанностью работодателя. Поскольку ведение штатной документации является обязанностью работодателя в лице соответствующих работников, то ответственность за несоответствующее оформление данной документации не может быть возложена на работника, в связи с чем, неточности в документах, а равно их отсутствие не должно повлечь для работника отрицательных последствий.
Истец, не являясь непосредственной стороной в правоотношении, связанном с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Из положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от ДАТА№-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от ДАТА № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от ДАТА № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, обязанность доказывания факта работы истца по профессии, включенной в Список №, дающий право на назначение льготной пенсии, лежит на истце.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за II квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА (ответ на вопрос 4) характер работы - особенности условий осуществления трудовой функции, показаниями свидетелей не подтверждается.
Поскольку представленными документами в их совокупности и взаимосвязи подтверждается, что ФИО2 в спорный период с ДАТА по ДАТА выполнял трудовые обязанности по осуществлению подачи твердого топлива – угля в камеру сгорания водогрейного котла, работающего на твердом топливе, то есть фактически работал в должности, занятость в которой в течение полного рабочего дня дает право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, отсутствие в выписке из индивидуального счета застрахованного лица сведений персонифицированного учета по коду особых условий труда за указанный период, не влечет отказ в удовлетворении требований истца, с учетом того, что такая обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Несмотря на то, что показания свидетеля не могут быть положены в основу решения по делу, однако они оцениваются судом с учетом конкретных обстоятельств дела в совокупности с иными документальными доказательствами, имеющимися в деле, которые также подтверждают занятость истца на конкретных видах работ, выполнение конкретного вида трудовых обязанностей в течение полного рабочего, соответствующих должностным обязанностям работника в должности, предусмотренной Списком №, на работах, связанных с обеспечением подачи ручным способом топлива в водогрейные котлы, работающими на твердом топливе. Доказательств обратного, в том числе наличия в спорный период с ДАТА по ДАТА по месту работы водогрейных котлов, работающих на жидком топливе, обслуживание которых допустимо работниками не являющимися машинистами (кочегарами), в материалах дела не представлено.
Из материалов дела также следует, что ФИО2 дополнительные отпуска предоставлялись в период работы с ДАТА по ДАТА в связи с вредными условиями труда. Вместе с тем с учетом того, что с ДАТА по ДАТА наименование должности, место работы, трудовые функции и обязанности истца не изменялись, отсутствие дополнительных отпусков в период ДАТА по ДАТА вызвано особенностями принимаемых внутриорганизационных решений работодателем истца и не свидетельствует о том, что в период отсутствия дополнительных отпусков условия работы не носили вредный характер.
Таким образом, на основании исследованных судом доказательств, установлено, что периоды работы ФИО2 с ДАТА по ДАТА в должности рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной необоснованно исключены ответчиком из специального стажа истца.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
11.02.2022 истец достиг возраста 55 лет. Для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему необходимо наличие не менее 12 лет 6 месяцев стажа работы с тяжелыми условиями труда. С учетом периодов работы истца с тяжелыми условиями труда, включенных ответчиком в специальный стаж истца и подлежащих включению в специальный стаж истца на основании судебного решения по данному делу, продолжительность специального стажа, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» превысила необходимые 12 лет 6 месяцев – составил 17 лет 9 месяцев 12 дней, в связи с чем, исковые требования ФИО2 о возложении на ответчика обязанности назначить ему страховую пенсию по старости с 01.03.2022 года также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск ФИО2<...> к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (ИНН <***>) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающих право на досрочное назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, о назначении страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (ИНН <***>) включить в специальный страховой стаж ФИО2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, с ДАТА по ДАТА - в должности: рабочий по обслуживанию и ремонту оборудования котельной.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (ИНН <***>) назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Философов Д.С.
Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2022 года.