ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-213/2024 от 08.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66 RS0009-01-2023-003550-44 Дело № 2-213/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2024 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,

при секретаре судебного заседания Гладыш А.А.,

с участием пом. прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Овсянниковой Т.А., представителя ответчика Бунькова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителей третьего лица – Зайцевой Ю.С., действующей на основании доверенности № . и Яшина М.А., действующего на основании доверенности № .,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в <адрес> необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Нижний Тагил.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в рамках мониторинга исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере был проведен анализ аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения, в ДД.ММ.ГГГГ. произошло <...> аварийных ситуации, за ДД.ММ.ГГГГ год – <...> аварийных ситуации. Согласно сведениям, содержащимся в оперативных сводках, на территории города еженедельно происходят порывы труб холодного водоснабжения и водоотведения, вследствие чего многоквартирные дома, а также детские сады, школы и другие социальные объекты остаются без услуги по холодному водоснабжению. Анализ поступающей в прокуратуру города информации, обращений граждан свидетельствует о высокой степени износа коммунальной инфраструктуры городского округа, связи с повреждениями трубопроводов вследствие коррозионного износа и длительного срока эксплуатации. Общая протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 656,77 км, из них подлежат замене 441,2 км. Общая протяженность сетей водоотведения составляет 574,573 км. Общий процент износа по сетям холодного водоснабжения – 88,61%, по сетям водоотведения – 92,7%. В аренде ООО «Водоканал-НТ» находится 656,894 км водопроводных сетей. Оборудование и сети водоснабжения имеют большой процент износа, в среднем 86,01%, протяженность сетей с износом 90-100% составляет 403,695 км, чем обусловлена высокая аварийность на сетях. По сведениям общества имеется снижение объемов проводимых работ о замене ветхих и аварийных сетей водоснабжения и водоотведения.

Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно - эпидемиологического благополучия населения в городе Нижний Тагил в 2022 году» Территориального отдел Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда (далее – Роспотребнадзор) за период с ДД.ММ.ГГГГ гг. состояние воды водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения по санитарно-химическим показателям ухудшилось. Приоритетными загрязнителями питьевой воды являются железо, марганец, Хлорорганические соединения, отмечаются превышения гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, хлороформа, четыреххлористого углерода.

На территории города Нижний Тагил разработаны и утверждены программы, направленные на улучшение водоснабжения населения. Вместе с тем, реализация указанных мероприятий не может являться достаточной для обеспечения населения качественной питьевой водой в городе, в связи с тем, что размер статьи затрат утвержденного тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение – капитальный ремонт, не покрывает объем денежных средств, необходимый на восстановление, реконструкцию и содержание сетей водоснабжения и водоотведения с учетам фактического износа, что в свою очередь также в последствии создаст проблемы при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» региональной составляющей которого является «Чистая вода». Наблюдается негативная тенденция в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения населения города качественным холодным водоснабжением за счет большого износа сетей холодного водоснабжения, снижения объемов работ по замене ветхих и авариный сетей, а также не соблюдения ООО «Водоканал-НТ» обязательных санитарно – эпидемиологических требований. В результате ненадлежащего контроля за ООО «Водоканал-НТ» и исполнения Администрацией города полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с тем, что не проводится надлежащим образом ремонт и модернизация коммунальной инфраструктуры, которые должны быть осуществлены в рамках концессионного соглашения, так как объекты, имеющие особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения, находящиеся в муниципальной собственности, требуют существенных затрат на их содержание.

По информации, представленной администрацией города, работы по инвентаризации и оценки объектов коммунальной инфраструктуры для целей заключения концессионного соглашения, не проведены. Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 планируется заключение концессионных соглашений, не утверждён. До настоящего времени Администрацией конкурс по передаче вышеуказанного имущества по концессионному соглашению в установленном законодательством о концессионных соглашениях порядке также не проведен, объекты переданы ООО «Водоканал-НТ» в рамках договора аренды, без условий о создании или реконструкции недвижимого имущества, что значительно увеличивает сроки по капитальному ремонту, необходимые затраты на восстановление, реконструкцию и содержание сетей водоснабжения и водоотведения. В результате ненадлежащего исполнения администрацией города полномочий по распоряжению муниципальным имуществом, нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что в свою очередь, влечет невозможность своевременного решения вопроса улучшения качества жизни населения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом позиции прокурора, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Свердловская область в лице Губернатора Свердловской области, Правительство Свердловской области, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Овсянникова Т.А., поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил – Буньков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суду пояснил, что исковые требования необоснованны, у Администрации города отсутствует обязанность и возможность по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключать такое соглашение Администрация города не планирует, отсутствует необходимость разрабатывать и утверждать перечень объектов водоснабжения и водоотведения в отношении которых необходимо заключение консессионного соглашения, такие объекты отсутствуют. Сведения прокурора об износе сетей носят информационный характер, представлены из формы Росстата, не отражают фактическое состояние сетей. Утверждения прокурора о том, что за счет муниципальных программ не может быть осуществлен ремонт сетей голословны, доказательств этому не представлено. Действует Программа до ДД.ММ.ГГГГ прокурором необоснован вывод о том, что необходимые мероприятия не могут быть осуществлены в ее рамках. Действует инвестиционная программа ООО «Водоканал-НТ» до ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоотведения и водоснабжения до ДД.ММ.ГГГГ. По программам предусмотрены и запланированы проведение необходимых мероприятий и работ, определены их источники финансирования. Прокурором не представлены расчеты о том, что невозможно осуществить ремонт сетей и замену сетей в рамках утвержденного тарифа. По консессионному соглашению также будет тарифная составляющая, объем денежных средств будет примерно одинаковым, но еще необходимо будет производить оплату концедента.

Администрацией города предпринимаются необходимые меры для исполнения своих полномочий в данной сфере, разработаны муниципальные программы, заключены муниципальные контракты в рамках которых производится ремонт сетей за счет средств бюджета, осуществляется строительство станции водоподготовки. Объекты водоснабжения находятся в долгосрочной аренде у ООО «Водоканал-НТ» до ДД.ММ.ГГГГ., сети присоединены к этим объектам, все объекты взаимосвязаны, составляют единое целое, поэтому договор аренды заключен без проведения торгов, что установлено решением Арбитражного суда Свердловской области. Поскольку объекты обременены правами третьего лица в отношении них в силу указания закона не может быть заключено консессионное соглашение. Прокурор не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, которые самостоятельно определяют наиболее эффективный способ реализации своих обязанностей. Законодательством не предусмотрено, что в настоящем случае обязательно заключение только консессионного соглашения. Необоснованна прокурором целесообразность заключения именно консессионного соглашения несмотря на действующий договор аренды и муниципальные программы. Доказательства того, что без заключения консессионного соглашения не будут достигнуты целевые показатели, отсутствуют. Прокурором не представлены доказательства о технической необходимости заключения именно консессионного соглашения, его экономической целесообразности.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал-НТ» Яшин М.А. в судебном заседании поддержал позицию ответчика. Суду пояснил, что указанные в исковом заявлении прокурором нарушения не связаны с отсутствием консессионного соглашения, все они связаны с износом сетей. Ответчиком и Водоканалом представлены доказательства принятия мер по модернизации и по ремонту сетей, Водоканал надлежащим образом осуществляет содержание системы. Прокурором не указано нормативно-правовых обоснования для заключения консессионного соглашения. Между ответчиком и Водоканалом заключен договор аренды, сроком с ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон № 416 предусматривает два способа – договор аренды или консессионное соглашение. Основания для расторжения договора аренды отсутствуют. Федеральный закон № 115 содержит запрет на заключение консессионного соглашения в отношении объектов, обремененных правами третьих лиц. Прокурором заявлены требования о составлении перечня объектов на ДД.ММ.ГГГГ, но сейчас ДД.ММ.ГГГГ прокурором требования не уточнялись.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал-НТ» - Зайцева Ю.С. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем Яшиным М.А., также поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковые требования. Суду пояснила, что по договору аренды ООО «Водоканал-НТ» не только устраняет аварийные ситуации, но и исполняет обязательства по проведению текущего и капитального ремонта. Разработана и действует программ капитальных ремонтов и инвестиционная программа. Порывы на сетях и аварийные ситуации есть везде, общество их устраняет. За состояние водоисточников общество ответственности не несет.

Представитель третьего лица – Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

Представитель третьего лица – Свердловской области в лице Губернатора Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, рассмотрение требований оставил на усмотрение суда, направил суду письменный отзыв. Согласно представленному отзыву решение о заключении концессионного соглашения принимает орган местного самоуправления, объекты должны быть свободны от прав третьих лиц. Свердловская область не уполномочена влиять на волеизъявление органа местного самоуправления, орган местного самоуправления должен обратиться к Губернатору области с инициативой, с предложением о заключении концессионного соглашения. Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых необходимо заключить концессионное соглашение составляется каждый год до 1 февраля текущего календарного года, но данный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения.

Представитель третьего лица – Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – РЭК Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил суду письменный отзыв, согласно которому расчет тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на ДД.ММ.ГГГГ для ООО «Водоканал-НТ» установлены постановлением РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования» на основании экспертизы представленных обосновывающих материалов.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч.ч.1-3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П указал, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

При этом частью 2 статьи 41.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч.3 ст. 41.1. указанного ФЗ).

В силу ч.ч.1-2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Согласно ч.ч.1,3 ст. 3 Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления (п.4 ст. 3 Закона).

На основании п.п.11.п.1 ст. 4 Закона объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу п. 5 ст. 4 Закона концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п.1.1 ст.5 указанного Закона в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1, 10, 11 и 17 - 20 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Статьей 10 Закона оправлены условия концессионного соглашения. Порядок заключения концессионного соглашения определен гл.3 приведенного выше закона.

По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) (ст. 39 указанного Закона).

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий. При этом муниципальное предприятие может быть создано, в том числе, в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена и только в форме унитарного предприятия, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (пункт 4 статьи 8 и пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения населения и водоотведения реализуется посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности по договорам аренды или по концессионным соглашениям, а также путем закрепления на соответствующем праве за муниципальными предприятиями.

Выполнение возложенных полномочий по организации водоснабжения населения и водоотведения, с учетом вышеназванных положений законов, реализовано Администрацией города Нижнего Тагила путем передачи сетей водоотведения, водопровода и объектов ВКХ, в аренду ООО «Водоканал-НТ» по договорам аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

ООО "Водоканал-НТ" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Указанная организация обязана, в частности, обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Расчет тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение на 2024-2029 для ООО «Водоканал-НТ» установлены постановлением РЭК Свердловской области от 06.12.2023г. № 216-ПК «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования».

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города и ООО «Водоканал-НТ» был заключен договор аренды комплекса муниципального имущества № , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в аренду переданы объекты капитального строительства (плотины, здания очистных сооружений, насосные водонапорные станции, канализационные насосные, системы водоочистных сооружений (т.1 л.д.99-119).

Системы ХВС и водоотведения города являются централизованными, состоят из комплекса зданий, сооружений, оборудования, сетей водоснабжения и водоотведения, имеющих взаимные точки присоединения и участвующих в едином технологическом процессе холодного водоснабжения и водоотведения, неразрывно связаны между собой.

Администрацией города в рамках реализации полномочий, предусмотренных вышеуказанными законами, с ООО «Водоканал-НТ» согласно положениям п.8 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» как с лицом, обладающим на основании договора аренды № 549 от 17.09.2007г. правом владения и пользования комплексом объектов водопроводно-канализационного хозяйства (зданий, сооружений, оборудования, сетей инженерно-технического обеспечения), заключены договоры аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и канализованию:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Указанные договоры аренды заключены без проведения торгов на основании заключений Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил о технологической связанности объектов в соответствии с п.8 ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», все имущество, переданное по указанным договорам, является технологически связанным комплексом объектов централизованных систем коммунального водоснабжения и водоотведения, что было установлено Арбитражным судом Свердловской области по делу № в решении от ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д. 72-82)

Указанные договоры являются действующими, основания для расторжения договора, предусмотренные ст. 41.4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отсутствуют, о чем указано в судебном заседании его сторонами.

Переданные по указанным договорам аренды объекты водоснабжения и водоотведения не свободны от прав третьих лиц, в данном случае арендатора, что исключает возможность включения их в перечень объектов для дальнейшей передачи путем заключения концессионного соглашения.

Согласно ст. 41.3 указанного Федерального закона № 416-ФЗ арендатор по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в том числе обязан:

- эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным системам, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам указанных систем;

- поддерживать системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание;

- разрешать представителям арендодателя проводить осмотр имущества в соответствии с условиями, установленными договором аренды.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно пункту 1.1.28 указанных Правил в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов. При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий. На основании данных наружного и технического осмотров сети составляют дефектные ведомости, разрабатывают сметно-техническую документацию и производят текущий и капитальный ремонты (п. 3.2.30 Правил).

Авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию (п. 3.2.43 Правил). Аварии подлежат внеочередному устранению. При возникновении аварии должны быть выполнены следующие срочные мероприятия: отведение поступающих сточных вод в обход поврежденного участка или сооружения, а при невозможности этого - отведение их через аварийный выпуск или водосточную канаву с уведомлением населения и местных органов Госсанэпиднадзора и управления использованием и охраной водного фонда; отключение поврежденного участка или сооружения; производство ремонтно-восстановительных работ с уведомлением диспетчерской службы. Работы по локализации и ликвидации аварийных ситуаций выполняются аварийными бригадами эксплуатирующей организации при необходимости с привлечением подрядных специализированных организаций.

Судом установлено, что прокуратурой района в рамках мониторинга исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере был проведен анализ аварийности на сетях водоснабжения и водоотведения.

Прокурором представлены сведения федеральных статистических наблюдений о работе водопровода за ДД.ММ.ГГГГ., согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ произошло аварийных ситуации, за ДД.ММ.ГГГГ год – аварийных ситуации. Общая протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 656,77 км, из них подлежат замене 441,2 км. Общая протяженность сетей водоотведения составляет 574,573 км. Общий процент износа по сетям холодного водоснабжения – 88,61%, по сетям водоотведения – 92,7%.

Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно - эпидемиологического благополучия населения в городе Нижний Тагил в ДД.ММ.ГГГГ» Территориального отдел Управления Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и городе Ревда (далее – Роспотребнадзор) за период с 2021 по 2022 гг. состояние воды водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения по санитарно-химическим показателям ухудшилось. Приоритетными загрязнителями питьевой воды являются железо, марганец, Хлорорганические соединения, отмечаются превышения гигиенических нормативов по содержанию железа, марганца, хлороформа, четыреххлористого углерода.

Суду истцом не представлены результаты технического обследования сетей с целью установления процента их износа, результаты теледиагностики, акты обследования, заключения специалистов о техническом состоянии сетей и сооружений, о неотложной необходимости осуществления их замены и капительного ремонта, не указаны конкретные объекты и участки сетей, которые находятся в ненадлежащем состоянии.

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы прокурора о бездействии ответчика, выраженном в непринятии надлежащих и достаточных мер к организации обеспечения населения качественной питьевой водой, принятия мер по капитальному ремонту сетей холодного водоснабжения с большим износом, осуществлению работ по замене ветхих и аварийных сетей.

Несогласие с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, само по себе о наличии признаков бездействия со стороны этих органов не свидетельствует.

Выполнение возложенных полномочий по организации водоснабжения населения и водоотведения, с учетом вышеназванных положений законов, реализовано Администрацией города Нижнего Тагила путем передачи сетей водоотведения и водоснабжения в аренду ООО «Водоканал-НТ».

Из представленных доказательств следует, что ООО "Водоканал-НТ", эксплуатирует переданное ему по вышеуказанным договорам аренды имущество, поддерживает объекты аренды в исправном состоянии, осуществляет его текущий ремонт, в том числе осуществляет его капитальный ремонт, согласовывая программу капитальных ремонтов с владельцем имущества, реализует производственную и инвестиционную программу.

Также ООО «Водоканал-НТ» в силу п.5 ст. 8 Федерального закона № 416 в случае выявления бесхозяйных объектов холодного водоснабжения и водоотведения, исполняет возложенную законом обязанность по эксплуатации бесхозяйных сетей, переданных Администрацией города на обслуживание по передаточному акту в установленном порядке.

Приказом начальника Управления муниципального имущества Администрации горда от 15.05.2023г. создана комиссия по контролю за выполненными ООО «Водоканал-НТ» капитальными ремонтами объектов водоснабжения и водоотведения в рамках договоров аренды.

Из представленных письменных пояснений Администрации города следует, что ООО «Водоканал-НТ» проводятся работы по текущему и капитальному ремонту, модернизации сетей в соответствии с утвержденными Программами, проводятся работы по устранению возникающих на сетях аварий и неисправностей. Ежегодно планируется объем работ в отношении ремонта сетей водоотведения, планируются работы по капитальному ремонту и реконструкции сетей водоотведения, о чем суду представлены соответствующие программы на ДД.ММ.ГГГГ

Разработана и реализуется инвестиционная программа «Развитие системы холодного водоснабжения ООО «Водоканал-НТ» города Нижний Тагил на ДД.ММ.ГГГГ, которой предусмотрена модернизация сетей водопровода и водопроводных насосных станций. Программа утверждена приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 29.11.2017г. № 450 с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ По данной программе произведены модернизации водопроводов в различных районах города, модернизации насосных станций

Также утверждена программа «Развитие систем водоотведения ООО «Водоканал-НТ» г. Нижний Тагил на ДД.ММ.ГГГГ.», которой предусмотрена модернизация канализационных коллекторов и канализационных насосных станций. Программа утверждена приказом Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области от 19.11.2019г. № 509. По данной программе произведены модернизации насосных станций, канализационных напорных коллекторов, канализационных самотечных коллекторов.

С ДД.ММ.ГГГГ. выполняется телеинспекционное обследование трубопроводов централизованной системы водоотведения с привлечением специализированных подрядных организаций. По итогам проведенных конкурсных процедур заключены договора на промывку (прочистку) и теледиагностику систем водоотведения в различных районах города (<...>

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 05.04.2016г. № 940-П «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Нижний Тагил до ДД.ММ.ГГГГ года» утверждена соответствующая Схема, разработан перечень мероприятий по реализации схемы водоснабжения, перечень мероприятий по реконструкции и модернизации сетей водоснабжения

Разработана и утверждена муниципальная программа «Реализация основных направлений строительного комплекса в г. Нижний Тагил до ДД.ММ.ГГГГ.» (Постановление Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. (в ред. от 15.12.2023г. «Об утверждении муниципальной программы «Реализация основных направлений строительного комплекса в г. Нижний Тагил до ДД.ММ.ГГГГ.), которой предусмотрено строительство и ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городе и обеспечения качества услуг по водоснабжению и водоотведению. Для реализации программы запланированы средства федерального, областного и местного бюджета.

Истцом не представлено доказательств в обоснование доводов о том, что указанные и запланированные в вышеуказанных программах мероприятия и источники их финансирования не смогут обеспечить необходимый уровень технического состояния объектов водоснабжения и водоотведения города, в также, что не будут достигнуты целевые показатели развития водоснабжения города

Из исследованных в судебном заседании доказательств также следует, что Администрация города Нижний Тагил проводит работы по строительству и ремонту системы водоснабжения и водоотведения города в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения муниципальных контрактов.

Согласно муниципальному контракту № 74 от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» и АО «УЭСК» проводятся работы по строительству станции водоподготовки «Южная» и магистрального водопровода, относящихся к особо значимым объектам водоснабжения города.

Выводы прокурора о наличии у ответчика обязанности по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Нижний Тагила, представленными суду доказательствами не подтверждены, нарушение прав неопределенного круга лиц не подтверждено, сведения о наличии жалоб, обращений, свидетельствующих о нарушении прав, суду не представлено. Прокурором не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований по возложению на ответчика указанных в просительной части искового заявления обязанностей.

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных суду доказательств, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Нижний Тагил.

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Нижний Тагил, отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагило возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключить концессионное соглашение, обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями закона, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности города Нижний Тагил, отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 13 февраля 2024г.

Председательствующий

Судья Гурина С.А.