ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2141/19 от 27.09.2019 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-2141/2019

УИД 26RS0035-01-2019-003114-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 сентября 2019 года г. Михайловск

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Гедыгушев М.И.,

при секретаре Кубрак М.С.,

с участием:

истца – старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н.,

ответчика Алексеева А.В.,

представителя третьего лица администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Газашвили А.М.,

представителей третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Биджиевой А.А., Коломийцевой Е.А.,

представителя третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Шпаковском районе Фурсовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску И.о. прокурора Шпаковского района Ставропольского края к Алексееву А.В. о признании незаконной деятельности по организации и использованию нежилых зданий, запрете осуществления предпринимательской деятельности до устранения выявленных нарушений, запрещении использования земельного участка не по целевому назначению до устранения выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Шпаковского района Ставропольского края Н.В. Рубанова обратилась с иском к Алексееву А.В. о признании незаконной деятельности по организации и использованию нежилых зданий, запрете осуществления предпринимательской деятельности до устранения выявленных нарушений, запрещении использования земельного участка не по целевому назначению до устранения выявленных нарушений по тем основаниям, что прокуратурой района с привлечением специалистов комитета имущественных и земельных отношений и управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес>, который на праве собственности принадлежит Алексееву Андрею Витальевичу, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что указанный земельный участок с уточненной площадью 10283 кв.м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под машино-тракторную мастерскую частично огорожен металлопрофелем по металлическим столбам, на котором расположены следующие объекты капитального строительства:

нежилое здание: машинно-тракторная мастерская (литер А), этажность 1, : кадастровым номером ,

нежилое здание: гараж (литер Б), этажность 1, с кадастровым номером ,

нежилое здание: объект незавершенного строительства (70 процентов технической готовности), этажность 2, размером 10,0x12,0 м., проектная и тазрешительная документация на строительство не представлена,

нежилое здание: здание проходной, этажность 2, размером 4,0x3,0 м., из легких металлических конструкций, проектная и разрешительная документация на строительство не представлена, в архиве градостроительной документации сведения о выдаче такой документации отсутствуют.

На дату осмотра, здания эксплуатируются для производства и складирования полиэтиленовых пакетов, упаковки, мешков ПВХ.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в отношении индивидуального предпринимателя Алексеева А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.8 Ко АП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (организация производства полиэтиленовой упаковочной продукции, вместо ремонтных автомастерских), которое для рассмотрения по существу направлено в Управление Росреестра по Ставропольскому краю.

Кроме того, прокуратурой района в отношении индивидуального предпринимателя Алексеева А.В. возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ - нарушение требований технических регламентов, проектной документации (проектная и разрешительная документация на производственное предприятие отсутствует) и по ч. 1 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ - строительство и эксплуатация зданий, без установленной законодательством разрешительной документации, которые для рассмотрения по существу направлены в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10283 м2, расположено оборудование: экструдер, пакетоделательная машина, флексомашина, дробилка, мойка, ванны флотации, агломератор и два пресса для осуществления деятельности по производству пластмассовых изделий для упаковывания товаров, а именно полиэтиленовых пакетов и мешков.

Процесс изготовления пакетов состоит из следующего технологического цикла. Полиэтиленовые гранулы подаются в экструдер, после чего получается полиэтиленовый чулок, который подается во флексомашину (автомат по окрашиванию, либо нанесению надписей на пакеты) и далее пакетоделательной машиной нарезается на готовые изделия - пакеты.

Образовавшийся в процессе производства брак возвращается в обратный производственный цикл, т.е. готовые и окрашенные пакеты подаются в дробилку и после измельчения в моющие ванны объем которых составляет 2 м3 каждая, где при помощи воды, каустической соды и уксусной эссенции 75% смывается пылевое загрязнение и краситель. Окрасочный материал состоит из пигмента, в зависимости от заказа и спиртового растворителя.

В связи с отсутствием подключения к системе центрального водоотведения воды после промывки пакетов выкачиваются из моющих ванн при помощи ассенизатора и, вывозятся в точку сброса, расположенную на <адрес>.

Во второй декаде июля 2019 при откачке воды из ванны после промывки пакетов красного цвета произошел разрыв шланга ассенизатора, в связи с чем, жидкость от промывки пакетов протекла как на территорию, так и за территорию предприятия, а именно на земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования для размещения индивидуальных гаражей.

С целью определения вреда, причиненного почвам, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой привлечены специалисты филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ставропольскому краю.

Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды проводился министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее по тексту - министерство) согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Размер вреда составил 17 550 (семнадцать тысяч пятьсот пятьдесят) рублей.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края установлен факт загрязнения ИП Алексеевым А.В. почв, отсутствия у последнего паспортов на образующиеся в процессе деятельности отходы, не предоставления отчетности по форме федерального статистического наблюдения -ТП (отходы), не проведения инвентаризации эксплуатируемых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также не исполнения обязанности по постановке на учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, в отношении указанного индивидуального предпринимателя возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.5, ч. 9 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ последний признан виновным в инкриминируемых административных правонарушениях. ДД.ММ.ГГГГ ИП Алексееву А.В. внесено представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений и ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в ходе проверки установлено, что допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, на указанном земельном участке в связи с чем по фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении ИП Алексеева А.В. составлен протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, специалистом территориального Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении Алексеева А.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения - ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени названные нарушения земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены.

Невыполнение указанных требований Закона может повлечь за собой опасные последствия, которые могут привести к массовой гибели людей, работников и людей, проживающих вблизи указанных объектов, а также других лиц, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить количество в силу стечения жизненных обстоятельств невозможно.

При направлении иска учтено, что на момент его предъявления не истекли сроки исполнения предписания, выданных органами государственного надзора, однако данный факт не препятствует прокурору обратиться в суд с исковыми требованиями об исполнении требований земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства постоянно.

Несмотря на то, что предписания органов государственного надзора являются обязательными к исполнению, они, в отличие от судебного акта, не могут быть исполнены в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Внесение предписания об устранении нарушений в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа защиты прав в порядке гражданского судопроизводства.

Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц не ставится в зависимость от наличия предписаний об устранении нарушений указанных прав и интересов, выданных иными лицами или государственными органами. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.

В целях недопущения таковых последствий, прокурор был вынужден обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в данном иске, предъявленном в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, так как действует в силу закона в их интересах.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит: признать незаконными деятельность индивидуального предпринимателя Алексеева Андрея Витальевича по организации и использованию нежилых зданий: машинно-тракторная мастерская (литер А), этажность 1, с кадастровым номером и гаража (литер Б), этажность 1, с кадастровым номером , расположенных на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> и запретить осуществление предпринимательской деятельности, связанной с производством полиэтиленовой продукции до водного устранения выявленных нарушений требований земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Запретить индивидуальному предпринимателю Алексееву Андрею Витальевичу использовать земельный участок с кадастровым номером по <адрес> не в соответствии с его целевым назначением до устранения нарушений.

В судебном заседании истец старший помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Писаренко Т.Н., поддержала заявленные требования, и просила суд их удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Алексеев А.В., исковые требования прокурора признал, однако просил не приостанавливать деятельность его производства, поскольку в противном случае он не сможет исполнить выданные ему предписания.

Представитель третьего лица администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Газашвили А.М., в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.

Представители третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Биджиева А.А., Коломийцева Е.А., в судебном заседании требования прокурора поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК в Шпаковском районе Фурсова С.В. прошу принять решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд с учетом мнения сторон в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Закона от 07.02.1992 № 300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>, принадлежит на праве собственности на основании договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Алексееву А.В., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ за .

В ходе проведенной проверки прокуратурой района с привлечением специалистов комитета имущественных и земельных отношений и управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района установлено, что на указанном земельном участке расположены следующие объекты капитального строительства:

- нежилое здание: машинно-тракторная мастерская (литер А), этажность 1, с кадастровым номером , по документам - общей площадью 345,3 кв.м, (собственность, запись регистрации в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ г.), на дату осмотра сконструирован, за счет строительства пристроек: размером 9,0x8,0 м. (ОКС, ленточный фундамент); размером 10,0x8,0 м., и 4,0x10,0 м. (из легких металлических конструкций), эксплуатируются.

нежилое здание: гараж (литер Б), этажность 1, с кадастровым номером , по документам - общей площадью 881,8 кв.м, (собственность, запись регистрации в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ), на дату осмотра реконструирован, за счет строительства пристроек: размером 22,0x8,5 м. (ОКС, ленточный фундамент); размером 4,0x33,0 м., и 6,0x57,0 м. (из легких металлических конструкций), эксплуатируются.

Проектной и разрешительной документации на реконструкцию данного здания не представлено, в архиве градостроительной документации сведения о выдаче такой документации отсутствуют.

нежилое здание: объект незавершенного строительства (70 процентов технической готовности), этажность 2, размером 10,0x12,0 м., проектная и разрешительная документация на строительство не представлена, в архиве градостроительной документации сведения о выдаче такой документации отсутствуют.

- нежилое здание: здание проходной, этажность 2, размером 4,0x3,0 м., из легких металлических конструкций, проектная и разрешительная документация на строительство не представлена, в архиве градостроительной документации сведения о выдаче такой документации отсутствуют.

Проектной и разрешительной документации на реконструкцию данного здания не представлено, в архиве градостроительной документации сведения о выдаче такой документации отсутствуют.

На дату осмотра, здания эксплуатируются для производства и складирования полиэтиленовых пакетов, упаковки, мешков ПВХ.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в отношении индивидуального предпринимателя Алексеева А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.8 Ко АП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (организация производства полиэтиленовой упаковочной продукции, вместо ремонтных автомастерских); ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ - нарушение требований технических регламентов, проектной документации (проектная и разрешительная документация на производственное предприятие отсутствует) и по ч. 1 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ - строительство и эксплуатация зданий, без установленной законодательством разрешительной документации.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10283 м2, расположено оборудование: экструдер, пакетоделательная машина, флексомашина, дробилка, мойка, ванны флотации, агломератор и два пресса для осуществления деятельности по производству пластмассовых изделий для упаковывания товаров, а именно полиэтиленовых пакетов и мешков.В рамках осуществления государственного регионального экологического надзора Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК были проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых установлено, что в районе размещения промышленных объектов по <адрес>, располагается торгово- производственная компания АлГо-пласт (ИП Алексеев А.В., ИНН ОГРНИП ) осуществляется производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки при визуальном осмотре зафиксирован сброс сточных вод и (или) отходов производства и потребления неизвестного происхождения ярко-розового ядовитого цвета, вытекающего из территории предприятия на земельный участок с кадастровым номером .

Было установлено, что состояние почвенного покрова на вышеуказанной территории (приблизительная площадь 4м2) значительно ухудшилось при попадании в нее вредных веществ, что повлекло за собой порчу земель.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Алексеев А.В. признан виновным по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В настоящее время административный штраф не оплачен, срок по определению об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания продлен до ДД.ММ.ГГГГ

По результатам контрольно-надзорных мероприятий инспекторским составом министерства вынесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому Алексеев А.В. обязан рекультивировать земельный участок с кадастровым номером с последующим недопущением сброса жидких отходов на почву.

По результатам внеплановая выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ставропольского края Центрального комплексного отдела министерства Коломийцевой Е.А. были обнаружены нарушения в области охраны окружающей среды, а именно:

не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по <адрес>.

отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе производства и потребления, такие как: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО ); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО ); отходы зачистки емкостей хранения щелоков в производстве гидроксида натрия (код ФККО ).

- не представлена статистическая отчетность «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме (отходы) за 2018 год».

- не представлена отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2018 год.

- не представлена заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам проведенной проверки вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении индивидуальным предпринимателем Алексеевым А.В. вышеуказанных нарушений природоохранных требований.

Во исполнение вышеуказанного предписания индивидуальным предпринимателем Алексеевым А.В. в министерство были представлены следующие документы:

свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ;

отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год;

отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

паспорта отходов I- IV классов опасности.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Алексеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Алексеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В порядке статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Алексеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В порядке статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Алексеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

С целью определения вреда, причиненного почве, был проведен соответствующий расчет согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Размер вреда составил 17 550 рублей. Причиненный вред был возвещен в добровольном порядке.

Кроме того, специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в ходе проверки установлено, что допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившиеся в том, что накопление и временное хранение промышленных отходов на производственной территории цеха по изготовлению пакетов из полиэтиленовой пленки ИП Алексеева А.В. осуществляется не по цеховому принципу, а именно: не предоставлены документы, подтверждающие утилизацию промышленных отходов производства (договор на вывоз промышленных отходов и акты выполненных работ) со специализированной организацией, что грозит возникновением угрозы жизни и здоровья и является нарушением п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.6, 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. По фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении ИП Алексеева А.В. составлен протокол №285 от 23.07.2019.

Кроме того, установлено, что индивидуальным предпринимателем на указанном земельном участке не соблюдается режим и отсутствует организация санитарно-защитной зоны предприятия цеха по изготовлению пакетов из полиэтиленовой пленки, так как, в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия ИП Алексеева А.В., размер которой в соответствии с п. 18 класс IV раздела 7.1.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные юны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» 100 м., расположена жилая застройка, что является нарушением требований п. 2.1, 2.2, 4.3, 4.5, 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и предусматривает административную ответственность, предусмотренную ст. 6.4 КоАП РФ.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении ИП Алексеева А.В. составлен протокол № 284 от 23.07.2019 по ст. 6.4 КоАП РФ, вынесено постановление от 30.07.2019 № 269 и ему назначен административный штраф в размере 1000 рублей.

Кроме того, специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в ходе проверки установлено, что отсутствует программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил СП 1.11058-01 и выполнением санитарнопротивоэпидемических и профилактических мероприятий, а также в рамках программы производственного контроля при изготовлении пакетов из полиэтиленовой пленки ИП Алексеев А.В. на границе санитарно-защитной зоны цеха индивидуальным предпринимателем не организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха (не предоставлены подтверждающие документы, результаты лабораторных измерений), что является нарушением п. 1.5 пп.б п. 2.4, п. 2.6 П ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и предусматривает административную ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении ИП Алексеева А.В. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ и ему назначен административный штраф в размере 500 рублей.

Кроме того, специалистом территориального Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в отношении Алексеева А.В. ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований со сроком исполнения - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Часть 2 ст. 1065 ГК РФ, указывает, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2).

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 приведенного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Невыполнение указанных требований Закона может повлечь за собой опасные последствия в, которые могут привести к массовой гибели людей, работников и людей, проживающих вблизи указанных объектов, а также других лиц, круг которых не определен, поскольку в каждом конкретном случае определить количество в силу стечения жизненных обстоятельств невозможно.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", 24. если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).

Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.

Судом также учитывается, что на момент вынесения решения не истекли сроки исполнения предписания, выданных органами государственного надзора, однако данный факт не препятствует прокурору обратиться в суд с исковыми требованиями об исполнении требований земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые являются обязательными к исполнению в силу требований федерального законодательства постоянно.

Доводы ответчика Алексеева А.В. о том, что в случае приостановления деятельности его предприятия он не сможет устранить имеющиеся у него нарушения не могут являются основаниями к отказу в иске.

Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности Алексеевым А.В. с нарушением природоохранных норм при обращении с отходами производства и потребления, вызывает необходимость ограничения права ответчика на осуществление предпринимательской деятельности, которая не обеспечивает надлежащим образом безопасность для жизни и здоровья граждан, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. прокурора Шпаковского района Ставропольского края к Алексееву Андрею Витальевичу о признании незаконной деятельности по организации и использованию нежилых зданий, запрете осуществления предпринимательской деятельности до устранения выявленных нарушений, запрещении использования земельного участка не по целевому назначению до устранения выявленных нарушений - удовлетворить.

Признать незаконными деятельность индивидуального предпринимателя Алексеева Андрея Витальевича по организации и использованию нежилых зданий: машинно-тракторная мастерская (литер А), этажность 1, с кадастровым номером и гаража (литер Б), этажность 1, с кадастровым номером , расположенных на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>

Прекратить осуществление предпринимательской деятельности Алексеевым Андреем Витальевичем, связанной с производством полиэтиленовой продукции до полного устранения выявленных нарушений требований земельного, градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Запретить индивидуальному предпринимателю Алексееву Андрею Витальевичу использовать земельный участок с кадастровым номером по <адрес> не в соответствии с его целевым назначением до устранения нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца.

Судья: подпись М.И. Гедыгушев