Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2014 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Солониной Е.А.,
при секретаре Чигринской Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2141/14 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», выдачи удостоверения установленного образца,
установил:
ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», выдачи удостоверения установленного образца. В обоснование иска указала, приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от ДД.ММ.ГГГГ № награждена медалью «За безупречную службу». Истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», приложив все необходимые документы, но в присвоении звания было отказано по причине отсутствия медали в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2006 № 103-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда». Считает данный отказ необоснованным и просит суд признать право на присвоение звания «Ветеран труда», возложить обязанность на ответчика по выдаче удостоверения установленного образца.
Истец ФИО1, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без своего участия.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, изучив доводы искового заявления, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 является р..
Приказом р. № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награждена медалью «За безупречную службу», что подтверждается удостоверением № к медали.
Ответчиком Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не оспаривается и не представлено опровергающих данный вывод суда доказательств, факт предоставления истцом для рассмотрения ее заявления о присвоении звания «Ветеран труда» всех требуемых установленным порядком документов в полном объеме. В основе принятого решения ответчиком указано единственное обоснование - отсутствие награды в соответствующем перечне субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 г. №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определен Департамент социального развития автономного округа.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-Исх№ ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как медаль «За безупречную службу» не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. № 103-п.
Принимая решение по делу, суд считает, что принятое ответчиком решение по заявлению и представленным документам ФИО1 не соответствует нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено право на трудовую пенсию по старости женщин, достигших возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа (в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в установленном порядке, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Как выше было указано, в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994. № 442. Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и Российской Федерации при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 3 ноября 2005 г. N 136 "Об учреждении ведомственной награды Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации" в целях совершенствования системы поощрений Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также в соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 84 учреждена медаль "За безупречную службу".
Указанным приказом установлено, что медаль «За безупречную службу» является ведомственной наградой, и ею награждаются работники системы Судебного департамента за образцовое исполнение служебных обязанностей, конкретный вклад в развитие судебной системы, инициативу при исполнении служебного долга.
С учетом того, что медаль «За безупречную службу» является ведомственной наградой и ФИО1 имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, является получателем пенсии по старости, то на момент принятия решения по заявлению истца о присвоении ей звания «Ветеран труда» полностью соответствовала критериям и категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Ссылка и обоснование своего решения ответчика тем, что постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установлен перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1 суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Представителем Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не было представлено иных доказательств суду о законности принятого ими решения, кроме как буквального толкования постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 г. №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» без взаимосвязи со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и учета юридической силы нормативных правовых актов.
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 в части признания за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 июня 2006 г. N 142-п утвержден Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 указанного Порядка присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Департаментом социального развития <адрес> - Югры, прием документов - казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат», оформление удостоверения «Ветеран труда» - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на Департамент обязанности по выдаче истцу удостоверения не имеется, поскольку в силу п. 4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента, в связи с чем, требования истца в части возложения обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда» не подлежат удовлетворению.
В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 сумма уплаченной ею при обращении в суд государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», выдачи удостоверения удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран труда» отказать.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 200 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 03 июня 2014 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: подпись Е.А. Солонина
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда: Е.А. Солонина