Дело № 2-2142/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Савельевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске
Дело по иску ФИО3 к Государственному образовательному автономному учреждению начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли» о взыскании денежных средств,
У с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась в суд с данным иском, указав, что с 2001 г. в связи со смертью родителей является сиротой.
С *** была зачислена для обучения в Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли».
В связи с отсутствием на момент поступления подлинных свидетельств о смерти родителей, справки о постановке в очередь на жилье, ответчиком ей (истцу) было отказано в зачислении на полное государственное обеспечение. Поэтому в период обучения, с *** г. по *** г. она (истец) получала стипендию учащегося, не имея возможности воспользоваться дополнительными гарантиями социальной поддержки в виде получения социальной стипендии, бесплатного проезда, питания, получения пособия на приобретение канцелярских товаров, обмундирования.
Истец требует взыскать с ответчика денежные средства, выплата которых предусмотренна в связи с получением полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования лиц из числа детей-сирот за период обучения с *** г. по *** г. - *** рубля (в том числе: по получению социальной стипендии - *** рублей, компенсации бесплатного проезда - *** рублей, питания - *** рублей, на приобретение канцелярских товаров - *** рублей, обмундирования - *** рубля).
В судебном заседании истец высказывала те же доводы.
Представитель ответчика иск признал частично, на сумму *** рубля. Указывал, что истец с *** была зачислена в Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ***», которое в последующем было реорганизовано в Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли» (ГОАУ НПО ПЛСТ).
Период обучения истец получала ежемесячную стипендию в размере 520 рублей, всего на общую сумму *** рублей. Следовательно, разница между суммой повышенной стипендии и суммой выплаченной стипендией составляет *** рублей.
Компенсация за проезд не выплачивалась и может быть выплачена в общей сумму *** рублей ( с учетом стоимости проездного билета в *** г. - 400 рублей, в *** г. - 450 рублей).
В соответствии с действующим законодательством нормы питания сирот составляли 193 рубля в день, для проживающих в общежитии - 100 рублей в день. За период обучения истцу были выданы сухие пайки на общую сумму *** рублей и компенсация за горячее питание на сумму *** рубля. Всего истец обеспечивалась питанием на общую сумму *** рубля. Ответчик не оспаривает право истца на получение компенсации за питание на сумму *** рублей ( 193 руб.- 100 руб)Х 300 дн. = *** руб.).
Также ответчик не оспаривает право истца на получение компенсации за канцелярские товары -в размере трех стипендий - 2 340 рублей, на обмундирование - *** рублей.
Представитель Министерства образования и науки Амурской области в письменном отзыве полагал заявленный иск обоснованным, размер заявленных исковых требований - подлежащим уменьшению на сумму фактического обеспечения истца питанием.
Истец, являясь лицом из числа детей-сирот, имеет право на получение полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке при получении профессионального образования. Наряду с полным государственным обеспечением указанной категории лиц выплачивается стипендия, размер которой увеличивается на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной законом области, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
Размер социальной стипендии в спорный период составлял *** рублей в месяц, стоимость проездного билета до *** г. - 400 рублей, с *** г. - 450 рублей, компенсация за питание в *** г. - *** г. - 193 рубля в день, размер ежегодного пособия на приобретение письменных принадлежностей - 2 340 рублей, компенсация за приобретение мягкого инвентаря и обмундирования в ***- г. *** г. - *** рубля 18 копеек в год.
Просил рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что отец истца - ФИО3 умер ***, мать - ФИО1- умерла *** На момент смерти родителей, истец не достигла совершеннолетия.
В период с *** по *** истец, в связи с тем, что осталась без попечения родителей, находилась под опекой ФИО2 до достижения ею совершеннолетия (Постановления Администрации Ивановского района Амурской области *** от ***, *** от ***).
Приказом директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ***» (правопреемник ГОАУ НПО ПЛСТ) *** - К от *** истец была зачислена в состав обучающихся лицея по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, получаемого на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.
Полный курс обучения ей (истцом) окончен ***, что подтверждается Приказом директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ***» (правопреемник ГОАУ НПО ПЛСТ) *** - К от ***
Согласно абз.2 ст.1, ст.6 Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Лица из числа детей-сирот имеют право на получение начального профессионального образования без взимания платы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, и зачисляются на полное государственное обеспечение. А также имеют право в период обучения по очной форме за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания ими данного образовательного учреждения.
Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - это предоставление лицам из числа детей-сирот, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от *** *** «Об образовании», в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав лиц из числа детей-сирот до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (абз.9 ст.1 Федерального закона от *** № 159-ФЗ).
К дополнительным гарантиям на образование отнесены, в том числе выплата стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, лицам из числа детей-сирот, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также, выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, - лица из числа детей-сирот, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Помимо изложенного, лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси).
Указанные дополнительные гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот также установлены Законом Амурской области от *** ***-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Амурской области от *** *** «О мерах по реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Наличие у истца права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования в силу статуса лица из числа детей-сирот ответчик не отрицает. Также не отрицает, что истец при поступлении на обучение, сообщала о наличии у нее такого статуса.
Суд не принимает ссылки ответчика на то, что истцом в период обучения не были представлены подлинные документы о смерти родителей. В силу общих начал и смысла законодательства об образовании, законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что учебное заведение при отсутствии у истца подлинных документов о смерти родителей было обязано оказать ей помощь в подтверждении факта смерти родителей. Из материалов дела следует, что истец ранее находилась под опекой, следовательно, достоверные данные о ее статусе могли быть получены ответчиком из органов опеки и попечительства.
Действующее законодательство не исключает предоставление детям-сиротам мер государственной поддержки при отсутствии у этих детей подлинных документов о смерти родителей.
В соответствии с ч.4. Закона Амурской области от *** ***-ОЗ лицам из числа детей-сирот, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, наряду с полным государственным обеспечением выплачивается стипендия, размер которой увеличивается на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной законом области.
В силу ч.2 Порядка увеличения стипендии, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от *** *** стипендия, выплачиваемая обучающимся, увеличивается на 50 процентов от размера стипендии, установленного Законом Амурской области от *** ***-ОЗ «Об установлении размера стипендии в Амурской области» (в редакции действовавшей до ***), который составлял до *** 400 рублей в месяц, и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате работников организаций по месту расположения образовательного учреждения.
Размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета установлен Законом Амурской области от *** ***-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» и для г.Благовещенска (который является местом нахождения ответчика) составляет 1,3.
Таким образом, сумма социальной стипендии, подлежащая начислению за период с *** г. по *** г. составляет *** рубля ((400 руб. х 1,5 х 1,3 (коэффициент)) х 10 мес. = *** руб.).
Из материалов дела следует, что истец на основании Приказов директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей ***» (правопреемник ГОАУ НПО ПЛСТ) *** от ***, *** от *** в 1-м и 2-м полугодии ***-*** учебного года получала стипендию (академическую).
Доказательств, выплаты истцу социальной стипендии ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании невыплаченной социальной стипендии обоснованны и подлежат удовлетворению.
Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей установлено ч.4. Закона Амурской области от *** *** и составляет размер трехмесячной стипендии. Расчет, составленный истцом в данной части правильный. Требования о взыскании данного пособия подлежат удовлетворению в заявленном размере - *** рублей
В силу ч.ч.3, 4 Порядка бесплатного проезда, утвержденного указанным Постановлением Правительства Амурской области от *** *** для реализации обучающимися права бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) государственные учреждения приобретают проездные документы у транспортных организаций, имеющих лицензию на право перевозки пассажиров.
Стоимость приобретаемого проездного билета не должна превышать предельную (максимальную) стоимость проездного билета для проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, установленную в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно ч.2 Постановления Администрации города Благовещенска от *** *** «О внесении изменений в постановление мэра города Благовещенска от *** *** «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском пассажирском транспорте, предоставляемые муниципальными предприятиями города Благовещенска «Автоколонна-1275» и «Троллейбусное управление» предельную (максимальную) стоимость проездного билета в городском муниципальном пассажирском транспорте для школьников с *** установлена в размере 400 рублей, Постановлением Администрации города Благовещенска от *** *** с *** - в размере 450 рублей.
Таким образом, за период с *** (со дня, следующего за днем зачисления истца на обучение согласно вышеназванному Приказу) по *** (до момента вступления в законную силу Постановления Администрации города Благовещенска от *** ***) расчетная сумма компенсации за проезд составила *** рублей 13 копеек ((400 руб. х 3 мес.) + (400 руб. : 31 день (количество дней в *** г.) х 9 дней = *** руб.). За период с *** (с момента вступления в силу Постановления Администрации города Благовещенска от *** ***) по *** (до момента окончания обучения в соответствии с вышеназванным Приказом) расчетная сумма компенсации за проезд составила *** рублей ((450 руб. х 6 мес.) + (450 руб. : 30 день (количество дней в *** г.) х 21 день = 3 015 руб.).
Следовательно, общая сумма компенсации за проезд, подлежащая взысканию с ответчика, за период, указанный в иске составляет 4 331 рубль 13 копеек.
Нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, установлены Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** «Об утверждении норм питания и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Компенсация за питание, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования рассчитывается Министерством образования и науки Амурской области согласно нормам, установленным указанным Постановлением.
Компенсация за приобретение мягкого инвентаря и обмундирования в *** г. - *** г. для лиц из числа детей-сирот составляла *** рубля *** копеек один раз в год.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает спор в пределах заявленных требований.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании денежных средств в счет компенсации за приобретение мягкого инвентаря и обмундирования обоснованны и подлежат удовлетворению в сумме *** рубля.
В соответствии с ч.6 Норм обеспечения питанием, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***, ч.4 Постановления Губернатора Амурской области от *** *** при отсутствии горячего питания или наличии одноразового горячего питания в государственных образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, выдается компенсация полностью или частично в количестве некомпенсированного одноразового питания наличными деньгами.
Компенсация за питание в *** г. - *** г. для лиц из числа детей-сирот составляла 193 рубля в сутки.
Таким образом, расчетная сумма компенсации за питание за период с *** по *** включительно составляет *** рублей (193 руб. х 300 дней = *** руб.).
В силу п.4 Норм обеспечения питанием, установленных Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** при отсутствии горячего питания или наличии одноразового горячего питания в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования лицам из числа детей-сирот выдается компенсация полностью или частично в количестве некомпенсированного одноразового питания наличными деньгами.
Из документов представленных ответчиком, в том числе Приказов директора образовательного учреждения, заборных листов, следует, за период обучения истцу были выданы сухие пайки на общую сумму *** рублей, а также произведена компенсация за горячее питание в размере *** рублей. Таким образом, общая сумма фактического обеспечения питанием составила *** рубля (*** руб. + *** руб. = *** руб.).
С учетом изложенного, требования о компенсации за питание подлежат удовлетворению частично, в размере *** рублей (*** руб. - *** руб. = *** руб.).
В силу ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 2 957 рублей 30 копеек, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли» в пользу ФИО3 компенсационные выплаты за период с *** по ***: стипендию - *** рублей: компенсацию стоимости проезда - *** рубль 13 копеек, компенсацию за питание - *** рублей, компенсацию на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей - *** рублей, компенсацию на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования - *** рубля, а всего - *** рублей 13 копеек.
Взыскать с Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли» в доход местного бюджета государственную пошлину - *** рублей 30 копеек.
В остальной части ФИО3 в иске к Государственному образовательному автономному учреждению начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный лицей сервиса и торговли» о взыскании денежных средств отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя срок с ***
Судья