ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2142/2023 от 24.08.2023 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-2142/2023

УИД 36RS0006-01-2023-001332-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 суд Центрального района г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,

при секретаре: Чемисовой А.С.,

с участием прокурора Бескороваевой М.В.,

представителя истца Чеботаревой Людмилы Ивановны по доверенности Сухининой А.Е.,

представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Ведерниковой Н.А.,

представителя 3-его лица УСЗН Советского района Куликовой О.А.,

в отсутствие истца – Чеботаревой Л.И., представителя ответчика ОСФР по Воронежской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чеботаревой Людмилы Ивановны к ОСФР по Воронежской области, Департаменту социальной защиты населения Воронежской области о взыскании сумм возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС, взыскании расходов на оплату услуг представителя,

УСТАНОВИЛ:

Чеботарева Л.И. обратилась с суд с иском к ОСФР по Воронежской области, Департаменту социальной защиты населения Воронежской области в котором просит с учетом уточнений взыскать с Департамента социальной защиты населения Воронежской области за счет средств федерального бюджета, выделенного на эти цели, сумму задолженности возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС в размере 88965 руб. 19 коп

Взыскать с Департамента социальной защиты населения Воронежской области расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, с которым она, Чеботарева Людмила Ивановна, состояла в законном браке с ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО1 была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, степень утраты трудоспособности 80% по причине увечья в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Также ему установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью.

Кроме того, ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по старости, которая по состоянию на 01.07.2020г. составляла - 14 015, 38 руб., ему производилась ежемесячная денежная выплата в размере 1000 руб., 1627,61 руб., 2782,67 руб. - всего 5 410,28 руб.

30.07.2020 г. после смерти супруга истец обратилась с заявлением о назначении и выплате ей сумм ВВЗ как лицу, находящемуся на иждивении своего мужа.

Письмом от 05.08.2020 г. № 82/338-10307 ей было отказано из-за отсутствия документов, подтверждающих, что заявитель находился на иждивении умершего ФИО1.

Предложено обратиться в суд за признанием в судебном порядке лицом, находящимся на иждивении.

Письмом от 22.12.2020г. ей вновь было отказано в назначении выплаты.

Решением суда от 08.09.2021г. был установлен юридический факт нахождения Чеботаревой Людмилы Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, на иждивении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что исходя из того, что выплаты сумм возмещения вреда иждивенцам имеет заявительный принцип, то право на получение сумм возмещения вреда как иждивенца у Чеботаревой Л.И. наступило 30.07.2020г. с момента первоначального обращения.

При обращении в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Воронежской области истцу вновь было предложено написать заявление о выплатах, однако ее заявление до настоящего времени не рассмотрено.

Полагает, что период задолженности должен составлять с 01.08.2020 г. по 01.01.2022 г. сумма задолженности 88 965,19 руб., согласно представленного расчета.

В судебном заседании представитель истца Чеботаревой Л.И. по доверенности Сухинина А.Е. поддержала заявление, просила суд его удовлетворить.

Истец - Чеботарева Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Ведерникова Н.А., в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела, согласно которых считает себя ненадлежащим ответчиком.

Ответчик - ОСФР по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Представитель 3-его лица УСЗН Советского района Куликова О.А. в судебном заседании считала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель 3-е лица КУВО Советского района по Воронежской области не явился, извещено надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, с которым Чеботарева Людмила Ивановна состояла в законном браке с ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО1 была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, степень утраты трудоспособности 80% по причине увечья в связи с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Также ему установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью.

Кроме того, ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по старости, которая по состоянию на 01.07.2020г. составляла - 14 015, 38 руб., ему производилась ежемесячная денежная выплата в размере 1000 руб., 1627,61 руб., 2782,67 руб. - всего 5 410,28 руб.

30.07.2020 г. истец обратилась с заявлением в КУВО УСЦЗН о назначении и выплате ей сумм возмещения вреда здоровью как лицу, находящемуся на иждивении своего мужа.

Письмом от 05.08.2020 г. № 82/338-10307 истцу было отказано из-за отсутствия документов, подтверждающих, что заявитель находился на иждивении умершего ФИО1.

Предложено обратиться в суд за признанием в судебном порядке лицом, находящимся на иждивении.

Письмом от 22.12.2020г. истцу вновь было отказано в назначении выплаты.

Решением суд от 08.09.2021г. был установлен юридический факт нахождения Чеботаревой Людмилы ИвановныДД.ММ.ГГГГ. рождения, на иждивении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу 09.11.2021г.

24.01.2022г. Чеботарева Людмила Ивановна обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной п.15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

28.01.2022 с учетом предоставленных документов по заявлению Отделением было вынесено решение о назначении компенсации с 01.01.2022 г. в размере 10641,94 руб. 08.02.2022 произведена индексация установленного размера, установлен размер выплаты - 11535,86 руб. 27.06.2022г. в связи с выявлением ошибки в ранее загруженном файле назначения размер компенсационной выплаты изменен на 5767,93 руб., с 01.02.2022г. бессрочно. Ранее компенсация была назначена ошибочно, как инвалиду 2 группы, а не как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении умершего инвалида.

02.02.2023 произведена индексация установленного размера, установлен размер выплаты - 6454,31 руб. с 01.02.2023 г. бессрочно.

Согласно п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607) денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

При пересмотре дела МСЗ(П) 09.03.2023г. было вынесено решение о назначении ежемесячной компенсации в размере 5320,97 руб. с 24.01.2022г. (с даты обращения) со сроком бессрочно во изменение ранее вынесенному.

Указанные обстоятельства установлены судом на основании представленных суду документов, включая пенсионного выплатного дела, представленного суду, сторонами данные обстоятельства не оспорены.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного Чернобыльской катастрофой, является принятый 15 мая 1991 года Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).

В силу пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.

Согласно части 1 статьи 41 указанного выше Федерального закона право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 607 утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607, определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.

Согласно п. 6 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. N 607, для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие). При этом денежная компенсация может выплачиваться каждому нетрудоспособному иждивенцу индивидуально.

В соответствии с п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Согласно п.8 решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения.

Как установлено выше, первоначально Чеботарева Людмила Ивановна обратилась с заявлением в КУВО УСЦЗН 30.07.2020г. о назначении и выплате ей сумм возмещения вреда здоровью как лицу, находящемуся на иждивении своего мужа, представив все имеющиеся документы.

Решением суда от 08.09.2021г. был установлен юридический факт нахождения Чеботаревой Людмилы Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, на иждивении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу.

Таким образом, следует признать, что на 30.07.2020г. истец фактически находилась на иждивении ФИО1, при этом свое право на назначение выплат сумм возмещения вреда здоровью как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС она реализовала, подав соответствующее заявление в КУВО УСЦЗН 30.07.2020г. Более того, на момент первоначального обращения она имела группу инвалидности, что также являлось основанием для удовлетворения ее заявления.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании суммы задолженности возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС с 30.07.2020г. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы ответчиков относительно того, что данное право подлежит реализации с момента обращения с заявлением, только при предоставлении соответствующих документов, указанных в перечне, суд находит безосновательными, противоречащими установленным судом обстоятельствам, поскольку несмотря на официального признания факта нахождения истца на иждивении умершего только на основании решения суда от 08.09.2021, обстоятельства и основания по которым назначается выплата как вдове умершего, существовали на момент ее первоначального обращение с заявлением о назначении выплаты.

При этом следует отметить, что льгота, связанная с выплатой указанной денежной компенсации связана исключительно с фактом нахождения на иждивении умершего участника ликвидации аварии на ЧАЭС, и реализации воли лица имеющего право на льготу путем подачи соответствующего заявления не должна зависеть от даты предоставления всех необходимых документов.

Данный вывод суда основан, в том числе, на судебной практике в частности Определении первого Кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу № 88-16057/2021.

Определяя орган, который должен выплачивать данную денежную выплату, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 декабря 2021г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений ст. 4 Федерального закона « О прожиточном минимуме в Российской Федерации» компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 года, предоставляются и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений, переданных указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

До 01.01.2022г. полномочия по назначению и выплате вышеуказанной денежной компенсации относились к полномочиям Департамента социальной защиты Воронежской области.

С 01 января 2022 года органы социальной защиты передали в ведение Пенсионного фонда России ряд мер социальной поддержки, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров ликвидаторам и инвалидам ЧАЭС. Выплатные дела получателей мер социальной поддержки также были переданы в ПФР.

Гражданину, у которого право на компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, впервые возникло после 01 января 2022 года, предоставление компенсаций и других выплат осуществляется на основании заявления, поданного этим гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

Средства на осуществление полномочий по предоставлению компенсаций и других выплат, предусмотренных частью первой настоящей статьи, предоставляются из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Общий объем средств, указанных в федеральном бюджете в виде межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление полномочий по предоставлению компенсаций и других выплат, предусмотренных частью первой настоящей статьи, определяется исходя из численности лиц, имеющих на них право, размеров компенсаций и других выплат, исчисленных в соответствии с настоящим Законом, а также величины расходов на оплату услуг по их доставке.

В письме ПФР от 24.01.2022г. о выплате ежемесячных мер социальной поддержки за периоды до 1 января 2022г. указано, что отдельных положений, регламентирующих вопросы осуществления выплат гражданам за прошлое время Федеральный закон от 06 декабря 2021г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений ст. 4 Федерального закона « О прожиточном минимуме в Российской Федерации», не содержит.

При этом указано, что в рамках передачи полномочий Пенсионному фонду Российской Федерации территориальным органом ПФР не определяется право на ежемесячные меры социальной поддержки за периоды до принятия полномочий по их осуществлению или размер данных мер. Выплату в этом случае следует осуществлять на основании списков органов социальной защиты населения на основании полученных списков посредством программно-технического комплекса, содержащих информацию о виде установленной выплаты, о сумме доплаты и т.д.

23.11.2021г. Отделением было подписано Соглашение об информационном взаимодействии между органом исполнительной власти субъекта РФ и территориальным органом Пенсионного фонда РФ при передаче Пенсионному фонду РФ сведений о получателях мер социальной поддержки, о суммах соответствующих выплат, а также первичных документов, подтверждающих обоснованность предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

Согласно имеющихся в материалах дела документов, ОПФ по Воронежской области истцу произведены выплаты с января по сентябрь 2022г. в размере 1915, 98 руб. ежемесячно, что соответствует решению суда.

Следует отметить, что органами социальной защиты за период с 2007 до 2022 г.г. производилось исполнение судебного решения. Обращение истца в суд с иском мотивировано тем, что истец не согласен с порядком исполнения решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.04.2007г., полагает, что за период с 2007г. по дату обращения в суд, ответчиком по делу (Отделением) не производилась индексация присужденных сумм. Однако, ОПФР по Воронежской по вышеуказанному делу ответчиком не являлось.

ФИО1, КУ ВО «УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа, КУ ВО «УСЗН Центрального района г. Воронежа» в разные периоды была назначена и выплачена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров по решению Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.04.2007 , о чем свидетельствуют представленные суду документы, включая справка от 14.11.2022, указанное обстоятельство стороной истца не оспаривалось, также истцу в установленных суммах выплачивалась ежегодная компенсация.

Требование об индексации присужденных судом денежных сумм, включая денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в рамках решения суда от 04 апреля 2007 года не рассматривалось и в резолютивной части решения суда не прописано.

Истцом заявлено требование о взыскании солидарно с ответчиков задолженности ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2008 года по 31 октября 2022 года обязании Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, начиная с 01 ноября 2022 года ежемесячно включать истцу в установленном порядке в список граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в сумме 4964 рубля 73 копейки, с последующей ежегодной индексацией, устанавливаемой Постановлением Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год до изменения законодательства, в рамках решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.04.2007.

В связи с установленными судом обстоятельствами правовых оснований для солидарного взыскания с указанных истцом ответчиков задолженность ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2008 года по 31 октября 2022 года и обязании Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, начиная с 01 ноября 2022 года ежемесячно включать истцу в установленном порядке в список граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в сумме 4964 рубля 73 копейки, с последующей ежегодной индексацией, устанавливаемой Постановлением Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год до изменения законодательства в рамках решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.04.2007, не имеется.

Кроме того, следует отметить, что ОПФР по Воронежской области не является правопреемником Областного государственного учреждения «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области».

Как указано выше в письме ПФР от 24.01.2022г. о выплате ежемесячных мер социальной поддержки за периоды до 01 января 2022г. отдельных положений, регламентирующих вопросы осуществления выплат гражданам за прошлое время Федеральный закон от 06 декабря 2021г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» не содержит.

Вместе с тем отмечено, что в рамках передачи полномочий Пенсионному фонду Российской Федерации территориальным органом ПФР не определяется право на ежемесячные меры социальной поддержки за периоды до принятия полномочий по их осуществлению или размер данных мер.

Таким образом, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7(1) Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 ( далее - Порядок), денежная компенсация, предоставляемая в соответствии с пунктом 4(1) настоящего Порядка, выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 4(1) Порядка денежная компенсация инвалидам и нетрудоспособным иждивенцам (их законным представителям), у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (за исключением граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежная компенсация которым осуществляется государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату денежной компенсации).

В письме ПФР от 24.01.2022г. о выплате ежемесячных мер социальной поддержки за периоды до 1 января 2022г. указано, что отдельных положений, регламентирующих вопросы осуществления выплат гражданам за прошлое время Федеральный закон от 06 декабря 2021г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», не содержит.

Вместе с тем отмечено, что в рамках передачи полномочий Пенсионному фонду Российской Федерации территориальным органом ПФР не определяется право на ежемесячные меры социальной поддержки за периоды до принятия полномочий по их осуществлению или размер данных мер.

Выплату в этом случае следует осуществлять на основании списков органов социальной защиты населения на основании полученных списков посредством программно-технического комплекса, содержащих информацию о виде установленной выплаты, о сумме доплаты и т.д.

23.11.2021г. Отделением было подписано Соглашение об информационном взаимодействии между органом исполнительной власти субъекта РФ и территориальным органом Пенсионного фонда РФ при передаче Пенсионному фонду РФ сведений о получателях мер социальной поддержки, о суммах соответствующих выплат, а также первичных документов, подтверждающих обоснованность предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

Таким образом, только с 01.01.2022г. полномочия по назначению и выплате указанной выплаты переданы от органов социальной защиты населения территориальным органам Пенсионного фонда РФ.

В данном случае, истец просит выплатить задолженность с 01.08.2020г. по 01.01.2022г. Назначение указанной выплаты с 01.08.2020г. по 31.12.2021г. входило в полномочия органов социальной защиты населения.

Учитывая изложенное, следует признать, что требования к ОСФР по Воронежской области являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

В свою очередь с учетом выше указанных положений обязанность по выплате сумм возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС в данном случае возлагается на орган социальной защиты населения, коем в Воронежской области является Департамент социальной защиты населения Воронежской области.

Определяя сумму, подлежащую взысканию, суд учитывает следующие обстоятельства.

До 1 февраля 2016 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определялся Постановлением Правительства РФ и для инвалидов II группы составлял 8169,13 руб. (Постановление Правительств РФ от 18.12.2014 N 1411). После 1 февраля 2016 г. Правительство РФ определяет только коэффициент индексации: с 1 февраля 2016 года - 1,07, с 1 февраля 2017 года - 1,054, с 1 февраля 2018 года - 1,025, с 1 февраля 2019 года - 1,043, с 1 февраля 2020 года - 1,03,с 1 февраля 2021 года - 1,049, с 1 февраля 2022 года - 1,083, с 1 февраля 2023 года - 1,119.

Учитывая указанные коэффициенты индексации, за спорный период с 01.08.2020г. по 01.01.2022г. сумма возмещения вреда здоровью Чеботаревой Л.И. составит: с 01.08.2020 г. по 31.01.2021 г. - (10144,84/2)*6=30434,52 руб.,с 01.02.2021 г. по 31.12.2021 г.-(10641,94/2)* 11=58530,67 руб.

Итого общая сумма составит 88965,19 руб. (30434,52 + 58530,67= 88965,19).

Истцом также заявлено требование о взыскании расходов на представителя в размере 20000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

На основании ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования ст. 17 ч.3 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу требований Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных, доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон.

Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

При этом, основным принципом, подлежащим обеспечению судом при взыскании судебных расходов и установленным законодателем, является критерий разумного характера таких расходов, соблюдение которого проверяется судом на основе следующего: фактического характера расходов; пропорционального и соразмерного характера расходов; исключения по инициативе суда нарушения публичного порядка в виде взыскания явно несоразмерных судебных расходов; экономного характера расходов; их соответствия существующему уровню цен; возмещения расходов за фактически оказанные услуги; возмещения расходов за качественно оказанные услуги; возмещения расходов исходя из продолжительности разбирательства, с учетом сложности дела, при состязательной процедуре.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о разумности судебных расходов суд, кроме проверки фактического оказания юридических услуг представителем, также вправе оценить качество оказанных услуг, в том числе знания и навыки, которые демонстрировал представитель, основываясь, в частности, на таких критериях, как знание законодательства и судебной практики, владение научными доктринами, знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системах иностранных государств, международно-правовые тенденции по спорному вопросу, что способствует повышению качества профессионального представительства в судах и эффективности защиты нарушенных прав, а также обеспечивает равные возможности для лиц, занимающихся профессиональным юридическим представительством, на получение при соблюдении указанных условий выплат премиального характера при высокопрофессиональном осуществлении ими своих функций на равных условиях с лицами, работающими по трудовому договору или контракту государственного служащего и имеющих потенциальную возможность премирования за успешное выполнение заданий.

При взыскании расходов суд исходит из следующего.

Факт несения расходов за участие представителя при рассмотрении дела на сумму 20000 руб. за составление искового заявления и участие в представителя судебных заседаниях 01.08.2023 и 24.08.2023 подтверждается материалами дела, включая договором об оказании юридических услуг, с распиской в договоре о получении денежных средств.

Участие представителя в судебных заседаниях подтверждается протоколами судебных заседаний.

С учетом разумности судебных расходов, фактически оказанных юридических услуг представителем, суд находит данную сумму судебных расходов разумной и подлежащей взысканию с Департамента социальной защиты населения Воронежской области.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Чеботаревой Людмилы Ивановны к Департаменту социальной защиты населения Воронежской области о взыскании сумм возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС, взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить.

Взыскать с Департамента социальной защиты населения Воронежской области в пользу Чеботаревой Людмилы Ивановны за счет средств федерального бюджета выделенного на эти цели сумму задолженности возмещения вреда как вдове участника ликвидации аварии на ЧАЭС в размере 88965 руб. 19 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

В удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Воронежской области отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Шевелева Е.В.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 29.08.2023