ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2143/13 от 16.04.2013 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2143/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2013 г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Дубовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, /дата/ рождения, обратилась в суд с иском к ГУ Главному Управлению ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обосновывая это тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам от /дата/ (протокол №) о назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа.

Как пояснила Истица, ее работа была связана с педагогической деятельностью, специальный стаж которой составил 25 лет. Ответчик необоснованно не включил в ее специальный стаж период работы с /дата/ по /дата/ (общей продолжительностью 03 года 11 месяцев 08 дней) в должности учителя информатики в Государственном образовательном учреждении <адрес> «Центр образования № и просила суд обязать Ответчика – ГУ-ГУ ПФР № 5 зачесть вышеуказанный период в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в ГУ-ГУ ПФР №5 по г. Москве и Московской области с /дата/

В судебном заседании Истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО2, не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении Истцу досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 указанной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.1-13 пункта 1 данной статьи и Правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанных пенсий.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Исходя из записей, представленной трудовой книжки ФИО1, с /дата/ Истец работает в должности учителя математики в школе №, /дата/ была переведена на должность учителя информатики, /дата/ учреждение было переименовано в Государственное образовательное учреждение <адрес> «Центр образования № 1296», работает по настоящее время.

Исключая из специального стажа работы Истца период ее работы с /дата/ по /дата/ (общей продолжительностью 03 года 11 месяцев 08 дней) в должности учителя информатики в Государственном образовательном учреждении <адрес> «Центр образования №», Ответчик исходил из того, что по представленным документам невозможно установить тип учреждения.

Данный довод Ответчика нельзя признать обоснованным.

Как пояснила в судебном заседании ФИО1, работая в должности учителя информатики в ГОУ <адрес> «Центр образования №», её работа связана с педагогической деятельностью.

В подтверждение данных доводов Истцом были представлены следующие доказательства:

- устав ГОУ <адрес> «Центр образования №», утвержденный руководителем Департамента образования <адрес> /дата/ г., согласно которому Центр осуществляет образовательный процесс. В процессе своей деятельности Центр оказывает педагогическую, психологическую, социальную, логопедическую помощь обучающимся и др.;

- приказ Департамента образования <адрес> № от /дата/ об аттестации ГОУ средней общеобразовательной школы № с углубленным изучением иностранных языков;

- приказ Департамента образования <адрес> № от /дата/ о государственной аккредитации ГОУ средней общеобразовательной школы № с углубленным изучением иностранных языков;

- лицензия № от /дата/ г., согласно которой ГОУ <адрес> «Центр образования №» имеет право осуществления педагогической деятельности по образовательным программам;

- штатные расписания ГОУ <адрес> «Центр образования №»;

- должностная инструкция учителя информатики, согласно которой учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ и др.;

- личная карточка формы Т-2 на имя ФИО1

Как следует из заявления ФИО1, Истица обратилась /дата/ в ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемый период трудовая деятельность ФИО1 с /дата/ по /дата/ (общей продолжительностью 03 года 11 месяцев 08 дней) в должности учителя информатики в Государственном образовательном учреждении <адрес> «Центр образования №» была непосредственно связана с осуществлением педагогической деятельности.

В своем Постановлении № 11-П от 03.06.2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.

В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: «При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в   учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей  , на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.,   поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как ФИО1 работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от /дата/ №, предусматривающего в разделе «Наименование должностей» - должность «учитель».

  При таких данных, период работы ФИО1 с /дата/ по /дата/ (общей продолжительностью 03 года 11 месяцев 08 дней) в должности учителя информатики в Государственном образовательном учреждении <адрес> «Центр образования №» подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что на /дата/ года, ГУ - ГУ ПФР № 5 в специальный стаж работы ФИО1 засчитан период работы продолжительностью 21 год 00 месяцев 28 дней, а вышеуказанный периоды её работы подлежит зачету в специальный стаж Истицы и будут составлять 25 лет 00 месяцев 06 дней, суд, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1, /дата/ рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/ г.,   засчитав в специальный трудовой стаж период работы с /дата/ по /дата/ (общей продолжительностью 03 года 11 месяцев 08 дней) в должности учителя информатики в Государственном образовательном учреждении <адрес> «Центр образования №».

Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента вынесения, в Московский областной суд через Химкинский городской суд.

Судья: Н.Н. Тягай