ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2143/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 13 декабря 2018 года

Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Дадакова С.С.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джабраилова Абдул-АзимаЭльбековича к Комитету <адрес> по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Департаменту городского имущества <адрес> о включении в реестр пострадавших граждан и обязании выделить жилое помещение участнику долевого строительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8-А.Э. обратился в суд с иском к Комитету <адрес> по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Департаменту городского имущества <адрес> о включении в реестр пострадавших граждан и обязании выделить жилое помещение участнику долевого строительства, в обоснование которого указал,что в конце 2005 года в целях улучшения жилищных условий он, совместно с братом Магомедом Эльбековичем и племянником Муслимом Магомедовичем, изучал предложения различных строительных компаний. Свой выбор они остановили на ЗАО «Энергостройкомплект-М».ДД.ММ.ГГГГ им заключен предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПД/4-86-3 на покупку квартиры, однако впоследствии в связи с изменением проектной документации было заключено дополнительное соглашение, существенно изменившее условия предварительного договора. В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по окончанию строительства ЗАО «Энергостройкомплект-М» обязалось предоставить ему две двух-и-трех комнатные квартиры по адресу: <адрес>, влад. 33, <адрес>, секция 2, этаж 10 с условными номерами 201 и 202 с площадью 44,60 кв.м. и 64,80 кв.м., соответственно.Оплата по договору производилась им в 3 этапа.ДД.ММ.ГГГГ он оплатил 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей,ДД.ММ.ГГГГ- 2 848 890 (два миллиона восемьсот сорок восемь тысяч восемьсот девяносто) рублей,ДД.ММ.ГГГГ- 1 411 020 (один миллион четыреста одиннадцать тысяч двадцать) рублей, что подтверждается соответствующими квитанциями, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ и актом о выполнении обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ им заключен предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПД/4-87-2 на покупку квартиры, однако впоследствии в связи с изменением проектной документации было заключено дополнительное соглашение, существенно изменившее условия предварительного договора.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ по окончанию строительства ЗАО «Энергостройкомплект-М» обязалось предоставить ему одну квартиру по адресу: <адрес>, влад. 33, <адрес>, секция 2, этаж 10, площадью 64,10 кв.м., с условным номером 203.

Оплата по договору производилась им в 3 этапа.01.08.2006 он оплатил 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, ДД.ММ.ГГГГ - 141 470 (сто сорок одна тысяча четыреста семьдесят) рублей,19.07.2007 - 2733395 (два миллиона семьсот тридцать три тысячи триста девяносто пять) рублей,что подтверждается соответствующими квитанциями, а также актом о выполнении обязательств по договору от 19.07.2007г.

ДД.ММ.ГГГГ им заключен предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПДм/4- 185-2 на покупку машиноместа по адресу: <адрес> ополчения, влад. 33, корпус 4, уровень 1, блок 65, условный (приложение 14).

Оплата по договору произведена им в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ в размере 585 000 (пятьсот восемьдесят пять тысяч) рублей, что подтверждается квитанцией, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ и актом о выполнении обязательств по договору от 13.08.2007г. (приложение 15,16,17,18).

Однако свои обязательства по данному договору ЗАО «Энергостройкомплект-М» выполнены не были, до сегодняшнего дня жилье он не получил.

В отношении ЗАО «Энергостройкомплект-М» в 2007 году была начата процедура банкротства, которая закончилась полной ликвидацией указанного акционерного общества. В рамках дела о банкротстве получить свое жилье ему не представилось возможным.

В соответствии с ответом за подписью первого заместителя Префекта Северо-Западного административного округа <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГФИО7, ФИО8 и ФИО9 занесены в реестр, лиц, пострадавших от недобросовестных действий компании-застройщика дома, расположенного по адресу: <адрес> ополчения, влад. 33, <адрес>. При этом, как следует из этого же ответа, ГУП «УРиРУО» взяло на себя обязательства по исполнению условий договора с ЗАО «Энергостройкомплект-М» и осуществляет прием граждан-соинвесторов, подавших заявления в префектуру СЗАО с целью сбора документации, необходимой для перезаключения договоров в соответствии с 214-ФЗ.

В мае 2012 года полный пакет документов был представленв ФИО1 унитарное предприятие «ФИО2 пореконструкции и развитию уникальных объектов» (ГУП «УРиРУО») для включения ДжабраиловаМ.Э., ФИО8 и ФИО9 в соответствующие реестры ГУП «УРиРУО», однако должностные лица указанной организации в приёме документов отказали, сославшись на то, что до тех пор, пока ФИО7, ФИО8 и ФИО9 не будут признаны потерпевшими по уголовному делу, возбужденному в отношении Генерального директора ЗАО «Энергостройкомплект-М» ФИО10, они не смогут получить квартиры в построенном ГУП «УРиРУО» жилом доме.

ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу , возбужденному отношении генерального директора ЗАО «Энергостройкомплект-М» ФИО11, он признан потерпевшим.

В ходе движении по делу он неоднократно обращался в официальные органы власти с заявлениями и ходатайствами о выделении ему равнозначных квартир в порядке, предусмотренном Законом.

Так, согласно полученному ответу заместителя Мэра <адрес> в Правительстве ФИО12Хуснуллина в адрес ФИО1 Государственной Думы Российской Федерации ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по информации ГУП <адрес> «ФИО2 по реконструкции, и развитию уникальных объектов», комплекты копий документов граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9 к ним не поступали», в то время как из письма начальника ФИО2 ГУП <адрес> УР и РУО ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ следует, чтокопии документов ФИО9, ФИО7 и ФИО8 на приобретенные у ЗАО «Энергостройкомплект-М» квартиры и машино-места в доме по адресу: <адрес>, вл. 33, <адрес>, поступили в ГУП «УРиРУО» в феврале 2013г. и были направлены в Комитет <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства для включения указанных лиц в реестр обманутых дольщиков. В связи с запросом ФИО1 Федерального Собрания Российской Федерации MX. Вахаева документы ФИО9, ФИО7 и ФИО8 направлены в Комитет <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства повторно. Далее на неоднократные обращения в адрес Правительства <адрес>, был получен ответ от начальника ФИО2 реализации жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.ФИО14Серика от19.12.2013 годаза№ДЖП-05-69776/3, о том, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда <адрес>» (в ред. постановлений Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ- ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, от ДД.ММ.ГГГГ-ПП) Департамент жилищной политики и жилищного фонда <адрес> рассматривает вопросы предоставления жилых помещений исключительно из имущественной казны <адрес> путем вынесения данного вопроса на Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы с последующим выпуском распорядительного документа Правительства Москвы.

Главным Следственным ФИО2 Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве (ГСУ СК России по <адрес>) расследуется уголовное дело (по ч. 4 ст. 159 УК РФ), возбужденное в отношении должностных лиц правоохранительных органов, расследовавших уголовное дело в отношении руководства ЗАО «Энергостройкомплект- М». В связи с чем, ФИО2 ФСБ по городу Москве органам исполнительной власти <адрес> поручено усилить контроль за процедурой предоставления квартир «обманутым дольщикам» и провести дополнительную проверку достоверности предоставленных гражданами документов.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация о результатах повторной проверки документов граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9 из следственных органов <адрес> в Москомстройинвест не поступала.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы (далее - Комиссия) возобновила рассмотрение документов граждан-соинвесторов, пострадавших от неправомерных действий ЗАО «Энергостройкомплект-М».

После получения Москомстройинвестом подтверждения статуса потерпевших в рамках уголовного дела и при отсутствии замечаний со стороны органов исполнительной власти, документы граждан будут незамедлительно направляться на Комиссию.

На официальном сайте Москомстройинвеста (www.invest.mos.ru) в разделе «Долевое строительство» оперативно размещается информация о решении вопроса обеспечения жилыми помещениями пострадавших граждан-соинвесторов» (приложение ).

Однако после данного ответа еще около полутора лет продолжалась переписка между нанятыми им адвокатами и Правительством Москвы и Комитетом (Москомстройинвест), и ДД.ММ.ГГГГ за в адрес адвоката ФИО15 поступил ответ от того же заместителя Комитета ФИО4 А.А. о том, что в соответствии с поручением Аппарата Мэра и Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства рассмотрено обращение по вопросу предоставления жилых помещений гражданам: ФИО8, ФИО7, ФИО9, как пострадавшим от неправомерных действий ЗАО «Энергостройкомплект-М».

В октябре 2011 года Правительством Москвы принято решение об оказании мер адресной помощи гражданам-соинвесторам, пострадавшим от неправомерных действий ЗАО «Энергостройкомплект-М».

В рамках выполнения указанного решения в Правительстве Москвы осуществляются необходимые мероприятия по работе с пострадавшими гражданами.

Для граждан, пострадавших от неправомерных действий ЗАО «Энергостройкомплект-М», построены дома по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>;<адрес>, строится жилой дом по адресу: <адрес>, 1- ый <адрес>, владение 19.

Порядок предоставления жилых помещений гражданам определен Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения».

Предоставление квартир осуществляется по мере поступления документов из следственных органов с подтверждением их статуса потерпевших в рамках возбужденного уголовного дела в отношении ЗАО «Энергостройкомплект-М» и при отсутствии замечаний.

Все условия, предъявляемые для получения жилых помещений,им соблюдены и представлены документы в полном объеме, однако прошло около трех месяцев и никаких сдвигов в решении его вопроса не наступило.

С ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2018 года он с братьями несколько раз обращался лично в адрес Мэра <адрес>ФИО16 по вопросу соблюдения их законных прав при распределении квартир в доме по адресу: <адрес>, вл. 33.

Однако в очередной раз им ответил заместитель Комитета ФИО4 А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно текста которого следует, что в соответствии с поручением Аппарата Мэра и Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства рассмотрено обращение, направленное на имя Мэра Москвы ФИО16, по вопросу предоставления ФИО7, ФИО8-А.Э., ФИО9 жилых помещений имашиномест, как пострадавшим от неправомерных действий ЗАО «Знергостройкомплект-М».Действующими в настоящее время и действовавшими с момента заключения ФИО73., ФИО8-А.Э., ФИО9 договоров с ЗАО «Энергостройкомплект-М» законами и подзаконными актами не закреплено обязанности предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в обязательном порядке.Решением Арбитражного суда <адрес> «25» ноября 2011 введена процедура конкурсного производства (ЗАО "Энергостропкемгтект - М", дело № А40-27589/08-74-86).С даты введения процедуры банкротства вопросы о реализации прав собственности и иные способы защиты прав граждан - участников строительства могут быть осуществлены только в рамках процедуры банкротства.В соответствии с п. 3 ст. 308 и п. 3 ст. 420 Гражданского Кодекса РФ обязательства, возникшие из договора, не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В заключенных договорах с ЗАО «Энергостройкомплект-М» о приобретении нежилых (машиномест) помещений Правительство Москвы стороной не являлось.Действующим законодательством Российской Федерации оснований для безвозмездного предоставления нежилых помещений гражданам не предусмотрено.В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 25.02.1999г. -Ф3 споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть ему сообщили, что от Правительства Москвы ничего не положено, его отослали назад в 2011 год к обанкротившемуся застройщику, в то время как вплоть до 2018 года его право на получение жилья уполномоченными органами Правительства Москвы не оспаривалось.

Отсюда, действияМоскомстройинвеста рассматривает как отказ во включении его в реестр обманутых дольщиков и пострадавших от недобросовестных застройщиков.

При этом согласно п. 10 вышеприведённых Правил, что для решения вопроса о включении Заявителя в указанный реестр не связано с введением процедуры банкротства, признании банкротом или ликвидацией недобросовестного застройщика, т.е. не является обязательным условием для заявителя (истца).

Вышеприведённый ответ от Правительства Москвы в лице заместителя ФИО2 А.А. не оставляет другого способа защиты нарушенных прав, кроме как обращения в судебные органы.

Доводы заместителя ФИО2 А.А. о том, что Правительство Москвы не являлось стороной договора с ЗАО «Энергостройкопплект-М» и ему не положено жилое помещение, не основано на Законе по следующим основаниям:

В соответствии со ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 названного Закона контролирующий орган вправе, в том числе, принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства, осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «Об утверждении Положения о Комитете <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов строительства и контролю в области долевого строительства» предусмотрено, что данным органом является Комитет, куда заявитель вправе обратиться.

Согласно ответу заместителя префекта СЗАО <адрес>ФИО6ФИО7, ФИО8 и ФИО9 внесены в реестр лиц, пострадавших от недобросовестных действий ЗАО Энергостройкомплект-М».

Строительство жилого объекта по адресу: <адрес>, вл. 33 предусмотрено постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О мерах по совершенствованию надстроя с одновременной реконструкцией отдельно стоящих объектов гражданской обороны на период 2001-2005 г.г.», постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации строительства в Москве многоэтажных гаражей - стоянок» и экспериментальных жилых домов над отдельно стоящими объектами гражданской обороны», постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного обоснования размещения комплекса зданий по адресу: <адрес>, вл. 33».

На основании вышеуказанных постановлений между Правительством Москвы, ГУП «СПНУ» и ЗАО «Энергостройкомплект-М» заключен инвестиционный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, представленной Департаментом земельных ресурсов <адрес>, на основании распоряжения префекта СЗАО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГрп с ЗАО «Энергостройкомплект-М» заключен договор аренды земельного участка площадью 0,5477 кв.м, от ДД.ММ.ГГГГ № М-08-605590, сроком до ДД.ММ.ГГГГ для завершения капитального ремонта сооружений ГО и ЧС.

В соответствии со ст. 610 ГК РФ действие данного договора продлено на неопределенный срок.

Контрольным комитетом <адрес> в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГШ, рассматривался вопрос о продлении срока строительства объекта, но выпуск распорядительного документа Правительства Москвы, предусматривающий продление срокареализации инвестиционного проекта, был приостановлен в связи с наличием постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на принадлежащее ЗАО «Энергостройкомплект-М» право на реализацию инвестиционного проекта строительства указанного жилого дома.

В связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ ареста Правительством Москвы выпущено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О дальнейшей реализации инвестиционного проекта по адресу: <адрес>, вл. 33, <адрес>».

Распоряжением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-РП «О мерах по реализации инвестиционного проекта строительства жилищно-гаражного комплекса с размещением ФИО2 по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по адресу: <адрес>, вл. 33, <адрес>» срок реализации инвестиционного проекта указанного строительства продлен до ДД.ММ.ГГГГ с уступкой прав и обязанностей от ЗАО «Энергостройкомплект-М» к ГУП «ФИО2 по реконструкции и развитию уникальных объектов».

Таким образом, фактически Правительство <адрес> взяло на себя обязательства по обеспечению граждан-участников долевого строительства жилыми помещениями по ранее заключенным договорам с ЗАО «Энергостройкомплект-М».

Согласно Приказу Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан», одним из оснований для включения в общефедеральный реестр участников строительства, чьи денежныесредства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является произведение ликвидации застройщика либо в отношении него начата процедура банкротства или ликвидации.

В отношении генерального директора ЗАО «Энергостройкомплект-М» Кручилина было возбуждено уголовное дело, в рамках которого последний признан виновным и осуждён.

В рамках уголовного дела , которое расследовалось ГСУ ГУВД <адрес>, им предъявлены все подлинные документы о приобретении жилья и машиномест (включая договоры, чеки, квитанции и акты об исполнении обязательств с нашей стороны), и он в установленном законом порядке признан потерпевшим.

В марте 2013 года весь необходимый пакет документов (включая постановление о признании его потерпевшим) был предоставлен в ГУП «УРиРУО» (начальник ФИО2ФИО17- <адрес>, 109 544) для решения вопроса о выделении нам квартир и машиномест с учетом оплаченной площади по адресу: <адрес>, вл. 33, <адрес>». В данный момент по указанному адресу строительство завершено с вводом дома в эксплуатацию.

Многим дольщикам многоквартирного дома, расположенного в <адрес> ополчения, <адрес>, Муниципалитетом <адрес> равнозначные квартиры предоставлены.

На их неоднократные обращения в различные органы за защитой своего права на протяжении десяти лет он получает ответы о том, что вопрос представления ему жилья находится в стадии разрешения.

За весь период, по меньшей мере 6 (шесть) раз истец обращался с письменными заявлениями (обращениями) с приложением всех необходимых документов в различные органы, в том числе и непосредственно в Москомстройинвест, с просьбой о включении его в реестр пострадавших лиц от недобросовестных застройщиков, и, согласно ответов, истец ФИО8-А.Э. был включён в указанный реестр лиц еще в 2012 году, что усматривается из ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. (Приложение 26), из текста которого прямо указывается, что согласно ответа первого заместителя префекта СЗАО <адрес>ФИО6ФИО7, ФИО8 и ФИО9 включены в реестр лиц, пострадавших от недобросовестных действий ЗАО Энергостройкомплек-М».

Об этом имеются письма с прокуратуры <адрес>, комитета <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, а также от ФИО1.

Однако по сегодняшний день он жилье не получил, а, напротив, ДД.ММ.ГГГГ.получил письмо из комитета <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, где в нарушении всех требований приведенных выше норм закона, то есть право на альтернативный способ восстановления его прав за счет Федерального бюджета, отказывают ему во включении в реестр обманутых дольщиков и пострадавших от недобросовестных застройщиков, тем самым создавая условия для отказа в выделении ему жилья. Отсюда ему непонятно, если он ранее был включён в список обманутых дольщиков, то каким образом его исключили из этого списка и почему об этом не уведомили.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от20.02.2013 года -ПП (Положения о Департаменте городского имущества <адрес>), функции по разработке и реализации ФИО1 политики в сфере ФИО2 и распоряжения движимым и недвижимым имуществом <адрес>, в том числе и жилыми помещениями, земельными участками находящимися на территории <адрес>, ФИО1 собственность на которые разграничена, приватизации имущества <адрес>, и выполнения иных прав собственника возложены на Департаменте городского имущества <адрес>, отсюда правом выделения жилых помещений наделен Департамент городского имущества <адрес>. Просит признать незаконным отказ Комитета <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства во включении в реестр пострадавших граждан ФИО8-А.Э., чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с приказом ФИО3 развития от ДД.ММ.ГГГГ.Обязать Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) включить ФИО8-А.Э. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены. Обязать Департамент городского имущества <адрес> выделить ФИО8-А.Э. равнозначную квартиру (квартиры) с учетом оплаченной им общей площадью равной 173,5 кв. м., а также выделить одно машиноместо.

Истец ФИО8-А.Э. с представителем по доверенности ФИО18 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

ПредставителиМоскомстройинвеста и Департамента городского имущества <адрес> судебное заседание не явились, несмотря на то, что суд своевременно и надлежащим образом уведомил о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения истца ФИО8-А.Э. и его представителя АбубакароваЖ.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Энергостройкомплект-М» и ФИО8-А.Э. был заключен предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПД/4-86-3 и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Продавец передает Покупателю в собственность две двух-и-трех комнатные квартиры по адресу: <адрес>, влад. 33, <адрес>, секция 2, этаж 10 с условными номерами 201 и 202 с общей площадью 44,60 и 64,80 кв.м.

Согласно п.2.1. предварительного договора основной договор должен быть заключен не позднее чем через 45 рабочих дней после даты регистрации Продавцом своего права собственности на квартиру в органе, осуществляющем ФИО1 регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3.2 предварительного договора, в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключению основного договора покупатель перечисляет на расчетный счет ЗАО «Энергостройкомплект-М». Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, перечислил ЗАО «Энергостройкомплект-М» денежные средства в размере 5 759910 (пять миллионов семьсот пятьдесят девять девятьсот десять) рублей.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Энергостройкомплект-М» и ФИО8-А.Э. был заключен второй предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПД/4-87-2 на покупку однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> ополчения, влад. 33, корпус 4, секция 2, этаж 9, условный , ориентировочной общей площадью по данным проектной организации 50,6 кв.м.

Согласно п.2.1. предварительного договора основной договор должен быть заключен не позднее чем через 45 рабочих дней после даты регистрации Продавцом своего права собственности на квартиру в органе, осуществляющем ФИО1 регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3.2 предварительного договора, в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключению основного договора покупатель перечисляет на расчетный счет Продавца ЗАО «Энергостройкомплект-М». Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, перечислил ЗАО «Энергостройкомплект-М» денежные средства в размере 3 374865 (три миллиона триста семьдесят четыре восемьсот шестьдесят пять) рублей.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Энергостройкомплект-М» и ФИО8-А.Э. был заключен предварительный договор № НО-ЭСКМ-ПДм/4-185-2 на покупкумашиноместа, расположенного по адресу: <адрес> ополчения, влад. 33, <адрес>, уровень 1, блок 65, условный .

Согласно п.2.1. предварительного договора основной договор должен быть заключен не позднее чем через 45 рабочих дней после даты регистрации Продавцом своего права собственности на квартиру в органе, осуществляющем ФИО1 регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3.2 предварительного договора, в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключению основного договора покупатель перечисляет на расчетный счет Продавца ЗАО «Энергостройкомплект-М». Истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, перечислил ЗАО «Энергостройкомплект-М» денежные средства в размере 585 000 (пятьсот восемьдесят пять тысяч) рублей.

Однако в августе 2012 года Главное следственное ФИО2 (ГСУ) ГУВД <адрес> возбудило против генерального директора ЗАО «Энергостройкомплект-М»ФИО19 уголовное дело по статье «Мошенничество», по которому ФИО8-А.Э. признан потерпевшим, о чем было выдано Постановление о признании потерпевшим б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 РФ по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве, был дан ряд поручений Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, правоохранительным органам РФ.

На основании поручений ФИО3 развития РФ был разработан и утвержден Приказ от «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Истец ФИО8-А.Э., являющийся гражданином России, пострадавшим от недобросовестных действий ЗАО «Энергостройкомплект-М», неоднократно обращался в Москомстройинвест с заявлениям о включении в Реестр обманутых дольщиков, приложив к заявлениям документы, подтверждающие наличие договорных отношений с ЗАО «Энергостройкомплект-М», копии документов, подтверждающих внесение заявителями денежных средств для строительства многоквартирного дома, а также копии документов о признании потерпевшими в рамках уголовного дела.

По результатам рассмотрения данного заявления Москомстройинвестомв 2018 году отказано во включении ФИО8-А.Э. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, о чем сообщено заместителем Комитета ФИО4 А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с п.1 раздела I Положения о Комитете по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Москомстройинвест), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011г. -ПП (далее - Положение) является функциональным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий, ФИО1 контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно п.2 Положения Москомстройивест осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами, распоряжениями ФИО3 РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом <адрес>, законами <адрес>, иными правовыми актами <адрес> и Положением.

Согласно приказу ФИО3 развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение ), и правила ведения реестра таких граждан (приложение ).

В соответствии с п.3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с данными Правилами.

В соответствии с п.4 Приложения к Приказу Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному приказу.

Пунктом 2 Приложения к приказу ФИО3 развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп.6 Приложения).

Истец ФИО7признан потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела, что подтверждается постановлением следователя о признании его потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления.

Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: копия документа, удостоверяющего личность;

копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;

вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);

копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);

вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).

Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлиннике в документов должностному лицу контролирующего органа.

Таким образом, предусмотренные в обязательном порядке Приказом Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ и п. 10 раздела III Приложения к данному Приказу документы истцом ФИО8-А.Э. предоставлены, при этом из системного толкования положений данного Приказа усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 Приложения к указанному Приказу.

Пунктом 14 раздела IV Приложения к Приказу Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ (Основания для отказа во включении заявителя в Реестр), основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу страдавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

Так как истец ФИО8-А.Э. в полной мере соответствует всем критериям и им предоставлены все необходимые документы согласно п.10 Правил, то отказ «Москомстройинвеста» во включении ФИО8-А.Э. в реестр незаконен, а предоставление заявителем документа, предусмотренного п.п. 6 п.10 раздела III Приказа Минрегиона России от 20.09.2013г., а именно вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признании банкротом или ликвидацией такого лица, не является обязательным для заявителя. В данном пункте указывается, что к заявлению прилагается указанный документ при его наличии.

В связи с этим суд считает решение «Москомстройинвеста» по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства об отказе во включении ФИО8-А.Э. в Реестр пострадавших граждан незаконным.

Таким образом, суд считает возможным обязать «Москомстройинвест» по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить ФИО8-А.Э. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных дом и чьи права нарушены.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП (Положения о Департаменте городского имущества <адрес>), функции по разработке и реализации ФИО1 политики в сфере ФИО2 и распоряжения движимым и недвижимым имуществом <адрес>, в том числе и жилыми помещениями, земельными участками находящимися на территории <адрес>, ФИО1 собственность на которые разграничена, приватизации имущества <адрес>, и выполнения иных прав собственника возложены на Департаменте городского имущества <адрес>, отсюда правом выделения жилых помещений наделен Департамент городского имущества <адрес>, которого суд считает возможным обязать выделить ФИО8-А.Э. равнозначную квартиру с учетом оплаченной им общей площади равной 173,5 кв.м..

Согласно статье 56 ГК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств в опровержение доводов истца ответчиком суду не представлено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования ФИО8-А.Э. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Джабраилова Абдул-АзимаЭльбековича к Комитету <адрес> по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, Департаменту городского имущества <адрес> о включении в реестр пострадавших граждан и обязании выделить жилое помещение участнику долевого строительства удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета <адрес> по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства во включении в реестр пострадавших граждан ФИО8-А.Э., чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с приказом ФИО3 развития от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) включить ФИО8-А.Э. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены.

Обязать Департамент городского имущества <адрес> выделить ФИО8-А.Э. равнозначную квартиру (квартиры) с учетом оплаченной им общей площадью равной 173,5 кв. м., а также выделить одно машиноместо.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий (подпись) С.С. Дадаков

Копия верна:

Судья: