ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2144/17 от 27.10.2017 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

дело №2-2144 / 2017

Решение

Именем Российской Федерации

27 октября 2017 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,

При секретаре Подберезной О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа», ФИО1 к ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «Горводоканал», ООО ТЦ «Аргус» об исключении задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа» обратилось в суд с иском к ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ» об исключении задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на полном государственном обеспечении в СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа», так как его мать умерла, а отец лишен родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на полном государственном обеспечении в СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа». С целью дальнейшего продолжения обучения в ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования» ДД.ММ.ГГГГ приказом директора учреждения - Л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из списочного состава воспитанников детского дома - школы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислен из числа студентов ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования» и в связи с не достижением совершеннолетнего возраста, и невозможностью передачи на воспитание в семьи родственников, направлен на полное государственное обеспечение в СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школу». ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрирован только ФИО1, при этом фактически никто не проживает. Согласно сведениям СМУП «ВЦ ЖКХ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету , оформленному на имя ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по оплате коммунальных платежей в размере 68 206 руб. 67 коп., по поставляемым в жилое помещение услугам: содержание жилья - 15 279 руб. 26 коп., отопление - 28 694 руб. 39 коп., горячее водоснабжение - 15 395 руб. 44 коп., холодное водоснабжение - 6 732 руб. 93 коп., электроснабжение - 314 руб. 65 коп., домофон - 1 250 руб. Бюджетным ассигнованием в соответствии с российским бюджетным законодательством выделяемым для содержания воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрена возможность оплаты коммунальных услуг в жилых помещения закрепленных за воспитанниками данных учреждений. Просьба администрации СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа» о списании (перерасчете) образовавшейся задолженности по оплате коммунальных услуг поставляемых в жилое помещение принадлежащее ФИО1 ОАО «Жилищник» отклонена.

С учетом того, что возраст несовершеннолетнего ФИО1 и временное отсутствие, не позволяет воспитаннику нести обязанности по содержанию жилого помещения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, просит суд обязать ОАО «Жилищник» и СМУП «ВЦ ЖКХ» списать задолженность в размере 68 206 руб. 67 коп. по оплате коммунальных услуг поставляемых в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности несовершеннолетнему воспитаннику СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Истец СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав исковые требования в полном объеме.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Представитель ответчика ОАО «Жилищник» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. При этом, федеральным жилищным законодательством не предусмотрено освобождение детей-сирот от внесения платы за жилое помещение, в с вязи с чем законных оснований для исключения задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги не имеется. Просил в иске отказать.

Ответчик СМУП «ВЦ ЖКХ» в поступивших возражениях на иск просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что СМУП «ВЦ ЖКХ» осуществляет свою деятельность на основании заключенных агентских договоров и не вправе самостоятельно решать вопрос о списании задолженности.

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков МУП «Смоленсктеплосеть», ООО ТЦ «Аргус» в поступивших заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков СМУП «Горводоканал», администрация г.Смоленска в судебное заседание явку представителей не обеспечили по не известной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации г.Смоленска ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Частью 1 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и т.д. и плату за коммунальные услуги.

В силу ст. 158 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, его право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

В указанной квартире ФИО1 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.

Для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги ФИО1 открыт лицевой счет (л.д.8).

Согласно расчету СМУП «ВЦ ЖКХ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном лицевом счете имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг: «содержание и ремонт жилья» в сумме 16 837 руб., «отопление» – 12 118 руб. 81 коп, «холодное водоснабжение» - 7 395 руб. 40 коп, «горячее водоснабжение» - 17 478 руб. 88 коп, «электроснабжение» - 314 руб. 65 коп., «домофон» - 1 370 руб., а всего в сумме 55 514 руб. 74 коп. (л.д. 21).

Как указывает в своем исковом заявлении истец, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находится на полном государственном обеспечении в СОГБОУ «Сафоновский детский дом - школа», в связи с чем его возраст и временное отсутствие не позволяют нести обязанности по содержанию жилого помещения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме что является основанием для исключения задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО1, родителями которого являются ФИО6 и ФИО7 (л.д. 7).

Постановлением главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в государственной защите и определен на полное государственное обеспечение с сохранением за ним права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления опеки и попечительства администрации г.Смоленска проводились проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетним ФИО1 по адресу: <адрес>, о чем составлены соответствующие акты (л.д. 57-62).

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГФИО7 и ФИО6 лишены родительских прав в отношении сна ФИО1 (л.д. 14).

Постановлением главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГФИО7 умерла (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ составлены акты проверки сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетним ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д. 63-69), которыми установлено, что в квартире зарегистрирован один ФИО1, при этом фактически проживает семья из двух человек на основании договора доверительного управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ.

Актами проверки закрепленного жилья за несовершеннолетним ФИО1 по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в квартире фактически никто не проживает (л.д. 72-74).

Из сообщения ОАО «Жилищник» на имя и.о. директора СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в произведении перерасчета за период временного отсутствия ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на п. 92 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов» (не представлен акт обследования на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета) (л.д. 13).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится на полном государственном обеспечении в СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 6).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является студентом Сафоновского филиала областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования», обучается по специальности Технология машиностроения в группе ТМ-01-17, ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлено общежитие по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусмотрена возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот. Нахождение детей-сирот у опекунов, в указанных учреждениях следует расценивать как временное отсутствие в "закрепленных" за ними жилых помещениях, в связи с чем плата за коммунальные услуги взимается в соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании заявления законных представителей детей-сирот (опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот). Следует отметить, что федеральным жилищным законодательством не предусмотрено освобождение детей-сирот от внесения платы за жилое помещение.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

Согласно ч. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, законные представители обязаны принимать меры к сохранности принадлежащего подопечному имущества, в том числе, в части несения расходов по его содержанию, и следовательно, производить оплату коммунальных услуг за принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение.

В силу п. 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Согласно п.1 ст.2. Закона Смоленской области от 31.01.2008 N 7-з (ред. от 21.04.2016) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству обязаны осуществлять государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.

Законом Смоленской области от 31.01.2008 N 7-з (ред. от 21.04.2016) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено, что субвенция, предоставляемая бюджетам муниципальных районов и городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - субвенция), направляется органами местного самоуправления на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и включает в себя расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, на начисления на оплату труда указанных работников и на материальные затраты, связанные с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Для определения общего объема субвенции применяется, в том числе, норматив объема материальных затрат, связанных с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Норматив объема материальных затрат, связанных с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, составляет не менее 1 процента и не более 10 процентов от суммы норматива годового фонда оплаты труда работников органов местного самоуправления, обеспечивающих осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, и норматива начислений на оплату труда указанных работников и ежегодно утверждается правовым актом Администрации Смоленской области.

Пунктом 2 распоряжения Администрации Смоленской области от 30.12.2016 N 2095-р/адм "Об утверждении на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов нормативов объема материальных затрат, связанных с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" установлено, что к материальным затратам, связанным с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, относятся расходы: на работы, услуги по содержанию имущества; на приобретение коммунальных услуг.

Таким образом, законодательством обязанность по содержанию и оплате жилого помещения, закрепленного за подопечным, возложена на органы местного самоуправления.

Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

С учетом всех обстоятельств дела, на основании вышеприведенных правовых норм, а также объяснений сторон по делу, в совокупности с представленными письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, поставленные в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и исключение из образовавшейся задолженности суммы оплаты за период отсутствия находящегося на полном государственном обеспечении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и на будущее время вплоть до прекращения нахождения ФИО1 на полном государственном обеспечении, подлежит плата за: горячее водоснабжение, за исключением сумм, начисленных по данному виду коммунальных услуг на общедомовые нужды; холодное водоснабжение, за исключением сумм, начисленных по данному виду коммунальных услуг на общедомовые нужды; электроснабжение, за исключением сумм, начисленных по данным видам коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также за домофон.

Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования СОГБОУ «Сафоновский детский дом – школа», Агеева Романа Андреева удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Жилищник», СМУП «ВЦ ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть», СМУП «Горводоканал», ООО ТЦ «Аргус» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги поставленные в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> исключить из образовавшейся задолженности суммы оплаты за период отсутствия находящегося на полном государственном обеспечении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и на будущее время вплоть до прекращения нахождения ФИО1 на полном государственном обеспечении, плату за:

- горячее водоснабжение, за исключением сумм, начисленных по данному виду коммунальных услуг на общедомовые нужды;

- холодное водоснабжение, за исключением сумм, начисленных по данному виду коммунальных услуг на общедомовые нужды;

- электроснабжение, за исключением сумм, начисленных по данным видам коммунальных услуг на общедомовые нужды,

- домофон.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Н.А.Ландаренкова