Дело № 2- 2144/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Ола 15 декабря 2016 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Губренко Е.С.,
при секретаре Дорджиевой М.В.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 26.01.2016,
представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 10.11.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Ольский городской округ» к обществу с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» об обязании обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, расположенных в подвалах многоквартирных домов и обеспечить регулярное (ежемесячное) снятие показаний с установленных в подвалах многоквартирных домов коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, занесение полученных показаний в специальный журнал учета и передачу показаний соответствующим ресурсоснабжающим организациям,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Ольский городской округ» (далее – Администрация МО «Ольский городской округ») обратилась в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» (далее ООО – «Ремстройдом») первоначально с требованиями об обязании исполнить предписание органа муниципального жилищного контроля № 10/28 от 04.04.2016, указав, что по результатам проверки, проведенной на основании информации, поступившей от Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования «Ольский городской округ» «Ола-Электротеплосеть», установлены нарушения ответчиком при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами порядка содержания коллективных приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, выразившиеся в не обеспечении ввода в эксплуатацию расположенных в подвалах многоквартирных домов коллективных (общедомовых) приборов учета, а в многоквартирных домах, где приборы учета введены в эксплуатацию – в не обеспечении регулярного (ежемесячного) снятия показаний таких приборов, занесения полученных показаний в специальный журнал учета и передачи показаний соответствующим ресурсоснабжающим организациям. В результате чего количество поданных в многоквартирные дома коммунальных ресурсов определяется ресурсоснабжающими организациями расчетным способом, а плата за коммунальную услугу по отоплению вносится жильцами многоквартирных домов исходя из расчетного объема тепловой энергии.
В связи с выявленными нарушениями ответчику было выдано предписание, обязывающее ответчика в срок до 04.05.2016:
- обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, расположенных в подвалах многоквартирных домов по: ул.Каширина, д.12/51, ул.Кирова, дома №№ 3а, 3б, ул.Кооперативная, д.6, ул.Ленина, дома №№ 45,69,71,73а, ул.Лесная, д.7а, ул.Мелиораторов, дома №№ 2,4, ул.Мичурина, д.10, ул.Октябрьская, дома №№ 3,5а,7,7а, ул.Советская, дома №№ 29б, 34, 47, 53;
- обеспечить регулярное (ежемесячное) снятие показаний с коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в подвалах многоквартирных домов по ул. Мелиораторов, д.2а, ул. Октябрьская, дома №№ 1,10, занесение полученных показаний в специальный журнал учета и передачу показаний соответствующим ресурсоснабжающим организациям.
С целью контроля названного предписания в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 14.07.2016 установлено неисполнение ответчиком выданного предписания, в связи, с чем истец просил об обязании ответчика исполнить названное предписание.
В судебном заседании представитель истца заявила об уточнении исковых требований, просила суд обязать ответчика:
- в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, расположенных в подвалах многоквартирных домов по: ул.Каширина, д.12/51, ул.Кирова, дома №№ 3а, 3б, ул.Кооперативная, д.6, ул.Ленина, дома №№ 45,69,71,73а, ул.Лесная, д.7а, ул.Мелиораторов, дома №№ 2,4, ул.Мичурина, д.10, ул.Октябрьская, дома №№ 3,5а,7,7а, ул.Советская, дома №№ 29б, 34, 47, 53;
- обеспечить регулярное (ежемесячное) снятие показаний с коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в подвалах многоквартирных домов по ул.Мелиораторов, д.2а, ул.Октябрьская, дома №№ 1,10, занесение полученных показаний в специальный журнал учета и передачу показаний соответствующим ресурсоснабжающим организациям.
Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что в соответствии с действующим законодательством общедомовые приборы учета входят в состав внутридомовых инженерных систем, место установки общедомового прибора учета является границей эксплутационной ответственности между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, а установка общедомовых приборов учета является увеличением структуры общего имущества многоквартирного дома и относится к работам по капитальному ремонту.
Вместе с тем, указанные истцом многоквартирные дома ответчик принимал к обслуживанию с общим имуществом, в состав которого не входили общедомовые приборы учета, поскольку документы на них не передавались и акты не составлялись. В договоры управления с перечисленными истцом домами не входит обслуживание общедомовых приборов учета, поскольку они не включены в состав общего имущества многоквартирных домов.
Обращает внимание, что принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а голосовать за установку общедомовых приборов учета должно не менее 2/3 голосов от общего числа собственников.
Указывает, что на основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 261-ФЗ) установкой и эксплуатацией общедомовых приборов учета должны заниматься ресурсоснабжающие организации. Полагает, что, установив в многоквартирном доме общедомовой прибор учета, ресурсоснабжающая организация должна направить в адрес управляющей компании подписанный акт приемки-сдачи работ, а управляющая компания обязана данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ.
На практике установку общедомовых приборов учета обеспечила администрация МО «поселок Ола», поэтому именно она должна была стать собственником общедомовых приборов учета. Однако администрация не передавала общедомовые приборы учета управляющей компании.
Ссылаясь на ст. 13 Закона № 261-ФЗ, согласно которой срок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой их установки, а применение при осуществлении расчетов должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, полагает, что администрация одновременно с датой подписания акта приемки-передачи должна была ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета, а впоследствии передать их управляющей компании, чего сделано не было. Указывает, что, не смотря на то, что ни собственниками, ни администрацией поселка, ответчику не передавались общедомовые приборы учета, так как отсутствуют акты передачи, ответственность за эксплуатацию этих приборов перекладывается на управляющую компанию.
Указывает, что порядок ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета установлен несколькими нормативными актами, в том числе в отношении приборов учета горячего водоснабжения и тепловой энергии Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034. На основании данных нормативных актов делает вывод о том, что одним из условий ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию является постановка их на коммерческий учет.
Поскольку собственники многоквартирных домов пос.Ола приняли решение оплачивать услуги за поставляемые ресурсы непосредственно в ресурсоснабжающие организации, считает, что правоотношения складываются между потребителями и данными организациями напрямую, а не через управляющую компанию.
Указывает, что собственники многоквартирных домов не собирали общее собрание и не принимали решение об эксплуатации общедомовых приборов учета, о выборе лица, ответственного за снятие показаний с приборов учета, не обращались к управляющей компании по вопросу снятия показаний с приборов учета.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила № 491).
В силу требований подпунктов «и» и «к» пункта 11 названных Правил (в ред. от 06.05.2011 № 354) содержание общего имущества включает в себя:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
С учетом приведенных требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона № 261-ФЗ, проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом, на основании которого управляющая организация обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию, с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку в судебном заседании установлено, что управление в отношении заявленных истцом многоквартирных домов осуществляет ответчик, суд на основании приведенных норм действующего законодательства приходит к выводу о том, что ввод в эксплуатацию установленных в домах общедомовых приборов учета, а также их надлежащая эксплуатация является обязанностью ответчика.
Доводы представителя ответчика об отсутствии волеизъявления собственников многоквартирных домов на эксплуатацию общедомовых приборов учета не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу требований Закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Работы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета и их надлежащей эксплуатации отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи, с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников в доме о проведении этих работ.
В силу пунктов 5, 6 Правил № 451 коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды, тепловой энергии входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно представленной сторонами информации (письма ответчика от 18.06.2015, писем истца от 24.06.2015 и от 20.08.2015) документация на общедомовые (коллективные) приборы учета, установленные в заявленных истцом многоквартирных домах, передавалась управляющей компании, однако последняя от подписания актов приема- передачи отказалась.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что общедомовые приборы учета не включены в состав общего имущества, поскольку не переданы на баланс управляющей компании, являются не состоятельными.
Решение собственников об оплате коммунальных ресурсов непосредственно в ресурсоснабжающие организации не освобождает управляющую компанию от содержания имущества многоквартирного дома, при использовании которого осуществляется подача коммунальных ресурсов, в связи, с чем довод ответчика о том, что правоотношения сложились между потребителями и ресурсоснабжающими организациями напрямую, без участия управляющей компании, не может быть принят во внимание.
Утверждение ответчика в обоснование своих возражений о том, что одним из условий ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию является постановка их на коммерческий учет, который обязаны осуществлять либо собственники, либо ресурсоснабжающие организации, не основано на законе.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческому учету подлежат тепловая энергия и теплоноситель, производимые, передаваемые или потребляемые за определенный период. С помощью приборов учета устанавливаются количество и качество данных энергоресурсов (п.13 ст.2 Закона).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034).
Каких-либо требований о постановке на учет самих общедомовых приборов учета, которую, к тому же, обязаны осуществлять либо ресурсоснабжающие организации, либо собственники, названные нормативные акты не содержат.
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" содержатся разъяснения о том, что на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Постановлением Ольского районного суда от 25.08.2016 установлено нарушение руководителем ООО «Ремстройдом» К.А.Г. обязательных требований к порядку содержания общего имущества заявленных истцом многоквартирных домов, выразившееся в не обеспечении ввода в эксплуатацию установленных общедомовых приборов учета, а также в не обеспечении ежемесячных снятий показаний с приборов учета, введённых в эксплуатацию, в связи, с чем вынесенное в отношении руководителя ответчика предписание об устранении выявленных нарушений, признанно законным, и за его неисполнение в установленный срок руководитель управляющей компании привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. ст. 19.5 КоАП РФ.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Закона № 190-ФЗ и статье 13 Закона № 261-ФЗ. Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объёма поставленных энергоресурсов, основанному на измерении прибора учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В результате бездействия ответчика, выразившегося в нарушении требований законодательства к порядку содержания общего имущества многоквартирных домов, количество поданных в указанные истцом многоквартирные дома коммунальных ресурсов, при наличии установленных в многоквартирных домах общедомовых приборов учета, определяется расчетным способом, а плата за коммунальную услугу по отоплению вносится жильцами исходя из расчетного объема тепловой энергии, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца.
Рассматривая требования истца относительно срока, в течение которого надлежит выполнить требования по введению в эксплуатацию установленных приборов учета, суд признает их разумными и достаточными, поскольку позволяет фактически исполнить необходимые для этого работы.
Учитывая, что истец, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, поэтому на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ч. 2 ст. 61.1 БК РФ госпошлина в бюджет муниципального образования «Ольский район», исчисленная в соответствии п. 3 ст. 333.19 в сумме 300 руб. 00 коп., поскольку неимущественный иск заявлен в интересах физических лиц, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования «Ольский городской округ» к обществу с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ремстройдом»:
- обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, расположенных в подвалах многоквартирных домов по: ул.Каширина, д.12/51, ул.Кирова, д.3а, ул.Кирова, д.3б, ул.Кооперативная, д.6, ул.Ленина, д.45, ул.Ленина, д.69, ул.Ленина, д.71, ул.Ленина, д.73а, ул.Лесная, д.7а, ул.Мелиораторов, д.2, ул.Мелиораторов, д.4, ул.Мичурина, д.10, ул.Октябрьская, д.3, ул.Октябрьская, д.5а, ул.Октябрьская, д.7, ул.Октябрьская, д.7а, ул.Советская, д.29б, ул.Советская, д.34, ул.Советская, д.47, ул.Советская, д. 53, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить регулярное (ежемесячное) снятие показаний с коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в подвалах многоквартирных домов по ул. Мелиораторов, д.2а, ул. Октябрьская, д.1, ул. Октябрьская, д.10, занесение полученных показаний в специальный журнал учета и передачу показаний соответствующим ресурсоснабжающим организациям
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» в бюджет муниципального образования «Ольский городской округ» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить дату принятия решения в окончательной форме – 19 декабря 2016 года.
Судья Е.С. Губренко