Раменский городской суд Московской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Раменский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение
Именем Российской федерации
27 февраля 2012 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
С участием старшего помощника прокурора Абаимовой Е.А.
И адвоката Пономарь В.Е.
При секретаре Поляковой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2145 по заявлению Местного отделения Всероссийской политической партии «» Раменского муниципального района Московской области» об отмене регистрации списка кандидатов,
У с т а н о в и л:
Местное отделение Всероссийской политической партии «» Раменского муниципального района Московской области» обратилось с заявлением в суд, которым просит отменить регистрацию списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области, выдвинутого Московским областным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» по единому избирательному округу.
В обоснование требований ссылается на то, что в период с по при перечислении пожертвований в избирательный фонд избирательного объединения с нарушением закона внесено пожертвований на сумму . Без нарушения закона на счет Московского областного отделения политической партии «» поступило от ООО «». По состоянию на Московским областным отделением политической партии «Либерально» было неправомерно израсходовано денежных средств, подлежащих возврату, что является основанием для отмены регистрации списка кандидатов.
В судебном заседании представитель заявителя Местного отделения Всероссийской политической партии «» Раменского муниципального района Московской области» по доверенности ФИО8 (л.д.2) поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, в том числе, и по основаниям, изложенным в дополнительном заявлении (л.д.97-101).
Представители Московского областного отделения политической партии «» - адвокат Пономарь В.Е., действующий на основании ордера и доверенности (л.д.119-120), представители по доверенности ФИО9, ФИО10 (л.д.120) возражали в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что денежные средства, на которые заявитель ссылается как незаконно внесенные в избирательный фонд, были ошибочно перечислены тремя юридическими лицами, поэтому в установленный законом 10-ти дневный срок были возвращены. Указание КПП в платежном документе не является обязательным, также как и указание на отсутствие ограничений, предусмотренных п.6 ст.58 ФЗ № 67-ФЗ, поскольку в платежном документе возможно сокращенное указание данного факта в виде: «отс. огр.» (подробные письменные возражения л.д.112-118).
ТИК Раменского района – представитель по доверенности ФИО11 (л.д.194) пояснил, что данное нарушение избирательной комиссией не устанавливалось. Это нарушение установлено заявителем, который и обратился в суд. Контроль за расходованием денежных средств должен осуществляться самим избирательным объединением. В избирательную комиссию не поступают платежные поручения, поэтому оценить их правомерность не представляется возможным. Тем более, что заинтересованным лицом неоднократно возвращались пожертвования юридических лиц, которые были внесены с нарушением закона. Также пояснил, что в данном случае действительно имеет место поступление пожертвований с нарушением закона.
Суд, заслушав стороны, прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
При этом с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района от были назначены выборы в Совет депутатов Раменского муниципального района (л.д.195).
в ТИК Раменского района были представлены документы о выдвижении Московским областным отделением политической партии «» списка кандидатов по единому избирательному округу на выборах в Совет депутатов Раменского муниципального района (л.д.10-71).
Решением ТИК Раменского района от был зарегистрирован единый список кандидатов, выдвинутый Московским областным отделением политической партии «», состоящий из следующих лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (л.д.202-205).
Решением ТИК Раменского района от зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по единому избирательному округу, выдвинутый Местным отделением Всероссийской политической партии «» Раменского муниципального района Московской области (л.д.75).
В соответствии с действующим законодательством, регулирующим правоотношения, связанные с избирательными правами, из избирательного фонда могут быть расходованы денежные средства, поступившие в него на законных основаниях.
Согласно выписке из лицевого счета , представленной в материалы дела, на счет Московского областного отделения политической партии «» поступили пожертвования от ООО «», ООО «», ООО «» ООО «» по от каждого юридического лица (л.д.53-58).
данные пожертвования были возвращены всем жертвователям в полном объеме (выписка из лицевого счета л.д.53-54).
Тогда же на счет поступили пожертвования от ООО «», ООО «», ООО «» по от каждого юридического лица (л.д.53-54, 59-61).
на счет поступили средства от средства ООО «» в размере (л.д.53-54,62).
на счет поступили средства от ООО «», ООО «», ООО «» по каждое; данные пожертвования были возвращены (л.д.53-54,63-65).
поступили средства от ООО «» в размере . (л.д.53-54,66).
поступили средства от ООО «» в размере (л.д.53-54,67).
Таким образом, общая сумма средств избирательного фонда Московского областного отделения политической партии «», подлежащих расходованию, по состоянию на составила .
При этом общая сумма расходов избирательного фонда Московского областного отделения политической партии «» по состоянию на составила :
- оплачены услуги ИП ФИО7 на сумму и ОАО «» на сумму .;
- оплачены услуги ОАО «» на сумму .;
- оплачены услуги ООО «» на сумму . (выписка из лицевого счета л.д.68-71).
Всего же за период с по общая сумма денежных средств, поступивших в избирательный фонд избирательного объединения - Московского областного отделения , составила ., внесенных 12 добровольных пожертвований юридических лиц, по каждое.
Общая сумма возвращенных из избирательного фонда денежных средств (по состоянию на ) составила .
Общая сумма расходования на цели избирательной кампании (по состоянию на ) составила .
Остаток на счете (по состоянию на ) составил .
Суд соглашается с доводами представителя заявителя о том, что платежные поручения ООО «», ООО «», ООО «» от не отвечают требованиям п. 8 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 8 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», т.к. в данных платежных поручениях отсутствует банковский реквизит - код причины постановки (КПП), также не указана отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных ч. 6 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Так, в платежных поручениях ООО «», ООО «», ООО «» от указана отметка о том, что «Ограничений, предусмотренных п. 3 ст. 30 Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.01 г. нет».
Однако указанная правовая норма ФЗ № 95-ФЗ от 11.07.2001 года «О политических партиях» не регулирует правоотношения, связанные с пожертвованиями в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов; данная статья регулирует пожертвования политическим партиям.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Аналогичные нормы содержатся в пп. 6 и 8 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 3.8. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области . при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты, а также в поле "Назначение платежа" указываются дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 и 6.1 статьи 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». В качестве отметки об отсутствии ограничений в поле «Назначение платежа» используется сокращенная запись: "Ограничений, предусмотренных ст. 47 Закона МО от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ, нет".
Кроме того, в соответствии с Письмом Банка России от 29.03.2010 N 42-Т "Об указании информации в платежных поручениях на перечисление пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума, на счета политических партий и их региональных отделений" при перечислении пожертвований юридическим лицом информация в платежном поручении указывается в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с учетом следующего: в поле "Назначение платежа" указываются слово "пожертвования", дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ при перечислении пожертвований в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, фонды референдума или пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 95-ФЗ при перечислении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям.
Таким образом, в данном случае при перечислении пожертвований ссылка на п. 3 ст. 30 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" является неправомерной.
Кроме того, платежные поручения ООО «» и ООО «» не отвечают требованиям п. 8 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 8 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области»: т.к. в данном платежном поручении отсутствует банковский реквизит - код причины постановки (КПП).
В соответствии с ч 9 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований частей 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в течение десяти дней со дня его поступления на счет в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования с указанием причины возврата.
Таким образом, из 12 внесенных в избирательный фонд добровольных пожертвований юридических лиц законными являются лишь пожертвование ООО «», поступившее (л.д. 75) на сумму .
Остальные пожертвования юридических лиц являются незаконными и подлежали возврату.
Как указывалось выше, 4 добровольных пожертвования юридических лиц, внесенные (ООО «», ООО «», ООО «», ООО «») на общую сумму не использовались для финансирования избирательной кампании избирательного объединения, поскольку были возвращены жертвователям (л.д.53-54).
на избирательный счет были внесены 3 пожертвования юридических лиц - на общую сумму (ООО «», ООО «», ООО «» - платежные поручения от ). Указанные пожертвования являются незаконными, т.к. в платежных документах отсутствует необходимый банковский реквизит – КПП. Однако данные денежные средства были использованы при оплате расходов избирательного объединения в сумме и , что превышает 5% от предельного размера избирательного фонда избирательного объединения.
на избирательный счет поступило еще 3 добровольных пожертвования юридических лиц, на сумму (ООО «», ООО «», ООО «»). Указанные пожертвования также являются незаконными, так как были внесены в размере, превышающем предельный размер пожертвования юридического лица, установленный частью 5 статьи 47 Закона МО № 101/2006-03, и подлежали возврату.
Суд не соглашается с доводами представителей Московского областного отделения политической партии «Либерально» о том, что часть пожертвований, внесенных ООО «», ООО «», ООО «», были возвращены, как ошибочно перечисленные пожертвования (на общую сумму . л.д.173-178). При этом суд исходит из того, что уже по состоянию на избирательным объединением было израсходовано ., из которых: . оплачено ОАО «» и . оплачено ООО «».
Таким образом, по состоянию на Московским областным отделением политической партии «» было неправомерно израсходовано , подлежащих возврату:
Предельный размер избирательного фонда объединения составляет . Сумма . составляет 14,71 % от предельного размера избирательного фонда, что превышает 5 %. Данные пожертвования не сформировали избирательный фонд кандидата избирательного объединения и не могли расходоваться на избирательную кампанию, а подлежали возврату.
Суд не соглашается с возражениями представителей заинтересованного лица о том, что указание КПП в платежных документах не является обязательным, т.к. данное утверждение противоречит выше названным правовым нормам.
Согласно под п. "б" пункта 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в ред. от 22 июля 2008 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу в случае использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
В соответствии с абзацем 4 ч. 5 ст. 47 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования по единому избирательному округу не может превышать пятисот тысяч рублей.
Таким образом, 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения при проведении выборов депутатов Совета депутатов Раменского муниципального района по единому избирательному округу составляет . Денежные средства незаконных пожертвований, использованных избирательным объединением , превышают указанную сумму.
Суд не соглашается с доводами представителей заинтересованного лица о том, что ТИК в нарушение закона не проинформировала избирательное объединение о имеющихся нарушениях в платежных документах. При этом суд исходит из того, что платежные документы в ТИК не представляются, а, кроме того, в рамках рассматриваемого дела не рассматриваются требования об оспаривании действий или бездействия избирательной комиссии.
Таким образом, в соответствии с п. «б» ч.8 ст.76 ФЗ № 67-ФЗ, использование избирательным объединением Московское областное отделение политической партии «» в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, превышающих предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов, является основанием для отмены регистрации списка кандидатов.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом МО «О муниципальных выборах в Московской области», Главой 26 ГПК РФ, ст.ст.56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Местного отделения Всероссийской политической партии «» Раменского муниципального района Московской области удовлетворить.
Отменить регистрацию списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области, выдвинутого Московским областным отделением политической партии «» по единому избирательному округу, состоящего из следующих лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней с момента принятия данного решения.
Судья