Дело № 2-2145\2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» августа 2014 г.
Октябрьский районный суд города Кирова, в составе судьи Мильчаковой С.А., при секретаре Полетаевой А.В., с участием прокурора Щекотова И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белохолуницкого района Кировской области, действующие в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Департаменту культуры Кировской области о понуждению к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Белохолуницкого района Кировской области, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту культуры Кировской области о понуждению к совершению определенных действий.
В обосновании своих требований указал, что решением исполнительного комитета Кировской области совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области» был принят под охрану «Белохолуницкий завод, где: 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих; 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих; создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1; 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация» (далее по тексту «Белохолуницкий завод, где…»).
В соответствии с предоставленной Департаментом культуры РФ информацией в число зданий указанного объекта культурного наследия завода входит «Здание заводоуправления», расположенное по адресу: <данные изъяты>.
Здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Белохолуницкий муниципальный район Кировской области. Здание передано в оперативное управление МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области», о чем заключен договор № 3 от 04.04.2011 года.
Охранное обязательство пользователя нежилого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения № 01-2012-Р заключено в отношении здания, расположенного по адресу: <данные изъяты> между Департаментом культуры РФ и МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области» 16.01.2012 года.
Паспорт объекта культурного наследия, в отношении спорного здания, оформлен 24.03.2010 года, однако собственником здания в то время было ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод».
До настоящего времени Департаментом культуры Кировской области, как органом охраны объектов культурного наследия паспорт объекта культурного наследия «Белохолуницкий завод, где…» на здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> собственнику объекта не выдан. Так же, не установлены границы территории объекта культурного наследия «Белохолуницкий завод, где», зоны охраны, режимы использования земель, градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия в отношении спорного здания. Департаментом культуры Кировской области границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, не установлены: проект зон охраны данного объекта культурного наследия для утверждения границ зон охраны данного объекта культурного наследия, режима использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в Правительство Кировской области не представлен.
Также до настоящего времени Департаментом культуры Кировской области проект установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия «Белохолуницкий завод, где..» в отношении здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, не разработан; проект установки не утвержден; решение об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия не принято; собственникам здания не направлено.
В преамбуле ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ № 73-ФЗ от 25.06.2002 года отмечено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ предусмотрено частью 1 ст. 45 ГПК РФ.
Бездействие Департамента культуры Кировской области приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц на доступ к культурным ценностям; хозяйствующие субъекты, не ограниченные в правах на выполнение работ как на самом объекте, так и вблизи него, могут нарушить внешний облик здания, так как несоблюдение необходимого режима охраны, эксплуатации и содержания объекта может привести к необратимым видоизменениям последнего.
Просят суд:
1. признать незаконным бездействие Департамента культуры Кировской области, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выразившиеся в непринятии действенных мер по исполнению обязанностей в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
- 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
- 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
- создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
- 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация» поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области», здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а именно: мер по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов; по установлению границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; по выдаче паспорта объекта культурного наследия его собственнику; по разработке и утверждению проекта установки информационных надписей и обозначений, принятию решения об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия и направлению его собственнику объекта культурного наследия и направлению его собственнику объекта культурного наследия.
2. Обязать Департамент культуры Кировской области, расположенный по адресу: <данные изъяты> в установленном действующим законодательством порядке осуществить работу по исполнению указанных обязанностей в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
- 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
- 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих; создан военно-революционный комитет в январе 1919года во главе с большевиком ФИО1;
- 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация»
поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области», здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а именно: разработать проект зон объекта культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов и представить его в Правительство Кировской области для утверждения; установить границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; выдать паспорт объекта культурного наследия как собственнику, разработать и утвердить проект установки информационных надписей и обозначений, принять решение об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия и направить его собственнику объекта культурного наследия, в срок до 01 сентября 2015 года.
10.07.2014 года определением Октябрьского района города Кирова к участию в деле в качестве соответчиков был привлечен Белохолуницкий муниципальный район Кировской области и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области».
В ходе рассмотрения дела прокурор Белохолуницкого района Кировской области изменил исковые требования.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Щекотов И.Л., действующий по поручению прокурора Белохолуницкого района Кировской области, измененные исковые требования поддержал, просил суд:
1. обязать признать незаконным бездействие Департамента культуры Кировской области, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выразившиеся в непринятии действенных мер по исполнению обязанностей в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
- 26.05.1918г ода сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
- 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
- создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
- 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация»
поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области», здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по выдаче паспорта объекта культурного наследия его собственнику, и обязать выдать паспорт объекта культурного наследия его собственнику – в срок до 01 октября 2014 года.
2. Признать незаконным бездействие Департамента культуры Кировской области, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выразившееся в непринятии действенных мер по исполнению обязанностей, предусмотренных ст. 27 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года и ст. 7 Закона Кировской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области № 105-ЗО от 04.05.2007 года, в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
- 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
- 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
- 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация» поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области», здания, расположенного по адресу: <данные изъяты> а именно: мер по разработке и утверждению проекта установки информационных надписей и обозначений, принятию решения об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия и направлению его собственнику объекта культурного наследия, и обязать Департамент культуры Кировской области разработать и утвердить проект установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия и направить его собственнику объекта культурного наследия, в срок до 01 октября 2014 года.
3. Признать незаконным бездействие Департамента культуры Кировской области, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выразившееся в непринятии действенных мер по исполнению обязанностей в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
- 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
- 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
- создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
- 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация» поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Кировского областного совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 года № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области», здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а именно: мер по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов; по установлению границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, и обязать разработать проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов и представить его в Правительство Кировской области для утверждения; установить границы территории объекта культурного наследия, как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, - в срок до 01 сентября 2015 года.
Далее дал пояснения, аналогичным исковому заявлению.
Представитель ответчика: Департамента культуры Кировской области, по доверенности ФИО2, в суде иск не признала и суду пояснила, что Администрация Белохолуницкого муниципального района Кировской области 30.06.2014 обратилась в департамент Культуры Кировской области о выдаче паспорта Объекта. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – 73 ФЗ) письмом от 07.07.2014 № 1213-5701-16 паспорт был направлен в адрес администрации Белохолуницкого муниципального района.
Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – 73ФЗ) не установлены ни ограничительные, ни иные сроки принятия решения об утверждении проекта границ зон охраны объекта культурного наследия, установке информационных надписей и обозначений, установлению границы объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 73-ФЗ источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Положение № 315).
В соответствии с пунктом 4 Положения № 315 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 13 Положения №315).
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (пункт 14 Положения № 315).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия (пункт 6 Положения № 315).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пункт 6 Положения № 315).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закон Кировской области от 04.05.2007 N 105-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области" (далее – Закон Кировской области № 105-ЗО) к полномочиям департамента культуры Кировской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: 1) проведение единой государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; 2) осуществление государственного контроля в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; 2?) издание в пределах своих полномочий правовых актов, в том числе нормативных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области; 4) разработка государственных программ Кировской области, участие в их реализации; 5) организация в соответствии с Федеральным законом проведения государственной историко-культурной экспертизы; 6) выдача в соответствии с Федеральным законом письменных предписаний о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также письменных разрешений на возобновление приостановленных работ; 7) выдача разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, осуществление приемки указанных работ; 8) оформление в соответствии с Федеральным законом охранных обязательств собственников объектов культурного наследия, пользователей объектами культурного наследия; 9) определение характера использования территории достопримечательного места регионального и местного (муниципального) значения, ограничений на ее использование и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на данной территории; 10) осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр; 11) согласование порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режима содержания; 12) согласование решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета; 13) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также положением об областном органе охраны объектов культурного наследия, утверждаемым Правительством области. Департаментом культуры в Кировской области реализуется государственная программа Кировской области "Развитие культуры" на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/834. Мероприятия по реализации данной программы утверждены приказом департамента культуры Кировской области от 30.12.2013 N 670 "Об утверждении Плана на 2014 год по реализации государственной программы Кировской области "Развитие культуры" на 2013 - 2020 годы".
Бюджетом Кировской области на 2014 и плановый 2015 год предусмотрено финансирование на мероприятие госпрограммы "Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения" 593,5 тысяч рублей, что соответствует разработке 2 проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.
В 2014 году запланированы разработка 2 проектов зон охраны «Дом Связи, 1930 г.» (<данные изъяты>) и «Серафимовская церковь, 1906 г.» (<данные изъяты>). Планы работы в 2014 году доведены государственным заданием до разработчика проекта зон охраны объектов культурного наследия КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области».
В 2015 году запланировано разработать зоны охраны следующих объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения: «Дом, где в 1918 году находился первый Вятский губисполком» (<данные изъяты>), «Здание Кировского пединститута, где 2-го февраля 1928 г. выступал перед студентами и преподавателями ФИО3» (<данные изъяты>).
Выбор данных объектов обусловлен тем, что на оба объекта разработаны границы территорий и предметы охраны. Разработка зон охраны данных объектов позволит завершить подготовку документов для включения объектов культурного наследия в реестр. Кроме того, данные зоны охраны будут соприкасаться с уже существующими зонами охраны региональных объектов («Дом Связи», <данные изъяты> и «Дом Я.А. Прозорова», <данные изъяты>), что позволит применить принцип ковровой разработки зон сразу на весь квартал. Данный принцип исключит явление точечной застройки исторической части города. Показатели и плановое финансирование на 2015 году утверждены.
Иных источников средств, помимо бюджета Кировской области для разработки дополнительного проекта зоны охраны у департамента культуры Кировской области нет.
Бюджетом Кировской области на 2014 и плановый 2015 год предусмотрено финансирование на мероприятие госпрограммы "Проведение землеустроительных работ, необходимых для включения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения в государственный кадастр недвижимости" 862,8 тысяч рублей, что соответствует проведению землеустроительных работ по 6 объектам, необходимых для включения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения в государственный кадастр недвижимости и в 2015 по 2 объектам, необходимых для включения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения в государственный кадастр недвижимости, исходя из количества разработанных в 2014 году проектов зон охраны.
Планы по проведению землеустроительных работ, необходимых для включения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения в 2014 году доведены государственным КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области».
Иных источников средств, помимо бюджета Кировской области для проведения дополнительных землеустроительных работ, необходимых для включения сведений о зонах охраны объектов культурного наследия регионального значения в государственный кадастр недвижимости у департамента культуры Кировской области нет.
Бюджетом Кировской области на 2014 и плановый 2015 год предусмотрено финансирование на мероприятие госпрограммы "Разработка проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения" запланировано разработка 37 проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, в 2015 году 19 проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, исходя из количества ранее разработанных предметов охраны объектов культурного наследия.
Планы работы по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения в 2014 году доведены государственным заданием до разработчика КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области».
Иных источников средств, помимо бюджета Кировской области для разработки дополнительных проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения у департамента культуры Кировской области нет.
Бюджетом Кировской области на 2014 и плановый 2015 год предусмотрено финансирование на мероприятие госпрограммы "Разработка проектов установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения" запланировано разработка 4 проектов установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения, в 2015 году 4 проектов установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения.
Планы работы по разработке проектов установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения в 2014 году доведены государственным заданием до разработчика КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области».
Иных источников средств, помимо бюджета Кировской области для разработки дополнительных проектов установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения у департамента культуры Кировской области нет.
Кроме того, в соответствии с приказом департамента культуры Кировской области от 04.12.2009 №458 (с последующими изменениями и дополнениями) «О выполнении постановления правительства области от 19.12.2008 №156/511» подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 приемка результатов работ КОГАУК «Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области» производятся не позднее 10 января года, следующего за отчетным, т.е. результаты работы за 2014 год принимаются по итогам года не позднее 10.01.2015, при запланированных работах в 2015 году по итогам года не позднее 10.01.2016 соответственно.
Исходя из вышеуказанного, департаментом культуры реализуются все полномочия, считаем факт бездействия (т.е. виновного, противоправного поведение, выражающееся в несовершении общественно полезного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей) не установленным, просим в удовлетворении требований прокуратуры Белохолуницкого района Кировской области отказать.
Что касается того, что прокуратура района не заявляет исковые требования к собственнику и владельцу здания, департамент поясняет, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14, пунктом 18 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения (городского округа), охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (городского округа) являются вопросами местного значения.
Дополнительно суду пояснила, что по требованию о передаче паспорта объекта культурного наследия его собственнику и обязании выдать паспорт объекта культурного наследия его собственнику – в срок до 01.10.2014 года, нами выполнен в июле 2014 года, 07.07.2014 паспорт был направлен Главе администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области, и 15.07.2014 получен.
Что касается бездействий, Департамент культуры Кировской области считают, что не бездействует, а работает в этом направлении, но финансирования нет.
Кроме того, истцом в исковых требованиях указаны даты, до которого Департамент культуры Кировской области должен выполнить их. Полагаем, что эти сроки нереальны, так как проект финансового плана на 2015 год разработан, денежные средства на эти цели этим планом не предусмотрены.
Просит суд: в иске прокурору отказать.
Ответчики: Администрация Белохолуницкого муниципального района Кировской области, МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области» - в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Третье лицо: Правительство Кировской области в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 - закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из представленных в материалах дела документов, следует, что решением исполнительного комитета Кировской области совета депутатов трудящихся от 30.08.1966 № 560 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области» был принят под охрану Белохолуницкий завод, где: 26.05.1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих; 08.10.1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих; создан военно-революционный комитет в январе 1919г ода во главе с большевиком ФИО1; 10.11.1918 года создана заводская комсомольская организация».
В соответствии с предоставленной Департаментом культуры РФ информацией в число зданий указанного объекта культурного наследия завода входит «Здание заводоуправления», расположенное по адресу: <данные изъяты>.
Здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Белохолуницкий муниципальный район Кировской области. Здание передано в оперативное управление МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области», о чем заключен договор № 3 от 04.04.2011 года.
Охранное обязательство пользователя нежилого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ регионального значения № 01-2012-Р заключено в отношении здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, между Департаментом культуры РФ и МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей Кировской области» 16.01.2012 года.
Паспорт объекта культурного наследия в отношении здания расположенного по адресу: <данные изъяты> оформлен 24.03.2010 года, однако собственником здания в то время было ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод».
Согласно ст. 9.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 (далее по тексту Закона) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Статьей 21 Закона установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) являются одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
В соответствии с Положением о Департаменте культуры Кировской области, утвержденным Постановлением Правительства Кировской области № 157/549 от 25.12.2008, Департамент культуры Кировской области в рамках функции «Управление сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, находящихся в собственности Кировской области, государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения» выдает паспорт объектов культурного наследия собственникам объектов культурного наследия регионального значения.
Судом установлено, что право собственности муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район зарегистрировано 18.03.2011 года. Департаментом культуры Кировской области требование о передаче паспорта объекта культурного наследия его собственнику и обязании выдать паспорт объекта культурного наследия его собственнику – в срок до 01.10.2014, ответчиком выполнено в июле 2014 года, в связи с чем, требования в этой части удовлетворению не подлежат.
07.07.2014 паспорт объекта культурного наследия был направлен Главе администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области, и 15.07.2014 паспорт ими был получен.
В силу ст. 33 Закона – объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе проведение историко-культурной экспертизы, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; контроль за состоянием объектов культурного наследия и иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон, охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения – в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Кировской области «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области» № 105 – ЗО от 04.05.2007 к полномочиям Правительства области относится, в том числе, утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах этих зон.
В соответствии с частью 2 ст. 8 вышеуказанного Закона – границы зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на территории Кировской области, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Правительством области в отношении объектов культурного наследия регионального значения по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с Положением о Департаменте культуры Кировской области - Департамент культуры Кировской области в рамках функции «Управление сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, находящихся в собственности Кировской области, государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения» представляет на утверждение Правительству области проекты границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; устанавливает границы территорий объектов культурного наследия регионального значения как объектов градостроительной деятельности особого регулирования.
В нарушении указанных норм Департаментом культуры Кировской области до настоящего времени мер по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов; по установлению границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования в отношении объекта культурного наследия «Белохолуницкий завод, где..», а именно: «Здание заводоуправления», расположенное по адресу: <данные изъяты> не принято.
Статьей 27 Закона определено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Согласно ст. 7 Закона Кировской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области» информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия регионального значения устанавливаются в соответствии с проектами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения. Областной орган охраны объектов культурного наследия организует разработку проектов установки; утверждает проекты установок, принимает решение об установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения. Решение с приложением утвержденного проекта установки направляется областным органом охраны объектов культурного наследия собственникам объектов культурного наследия, которые обязаны установить информационные надписи или обозначения в течение двух месяцев со дня получения решений.
В соответствии с Положением о департаменте культуры Кировской области Департамент культуры Кировской области в рамках функций « Управление сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, находящихся в собственности Кировской области, государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения» принимает решения об установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения.
До настоящего времени Департаментом культуры Кировской области проект установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия «Белохолуницкий завод, где…» в отношении здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, не разработан; проект установки не утвержден; решение об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия не принято; собственникам здания не направлено.
Департамент культуры Кировской области длительное время относит «Здание заводоуправления», расположенное по адресу: <данные изъяты>, к охраняемым объектам, что подтверждается, имеющимися в материалах гражданского дела документами. Паспорт объекта культурного наследия на данное здание оформлен прежнему собственнику еще 24.03.2010 года, охранное обязательство на объект подписано Департаментом культуры Кировской области 16.01.2012 года. Будучи осведомленным об охране «Здания заводоуправления», расположенного по адресу: <данные изъяты>, Департамент культуры Кировской области длительное время бездействует, не выполняя возложенные на него обязанности. Направленные на обеспечение сохранности объекта и доступности его для всех желающих лиц, что может привести к негативным последствиям. Бездействие департамента культуры Кировской области приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц на доступ к культурным ценностям; хозяйствующие субъекты, не ограниченные в правах на выполнение работ как на самом объекте, так и вблизи него, могут нарушить внешний облик здания, так как несоблюдение необходимого режима охраны, эксплуатации и содержания объекта может привести к необратимым видоизменениям последнего.
Таким образом, исковые требования об обязании разработать и утвердить проект установки информационных надписей и обозначений, о разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального
Доводы истца о признании незаконными бездействия Департамента культуры Кировской области, выразившиеся в непринятии действенных мер по исполнению обязанностей в отношении объекта культурного наследия, в ходе рассмотрения дела судом не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Белохолуницкого района Кировской области – удовлетворить частично.
Обязать Департамент культуры Кировской области разработать и утвердить проект установки информационных надписей и обозначений, принять решение об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
26 мая 1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
8 октября 1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
10 ноября 1918 года создана заводская комсомольская организация»,
и направить его собственнику объекта культурного наследия, в срок до 01.07.2015 года.
Обязать Департамент культуры Кировской области разработать проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Белохолуницкий завод, где:
26 мая 1918 года сформирован 1-й вооруженный отряд рабочих;
8 октября 1918 года был сформирован второй вооруженный отряд рабочих;
создан военно-революционный комитет в январе 1919 года во главе с большевиком ФИО1;
10 ноября 1918 года создана заводская комсомольская организация»,
в соответствии с землеустроительной документации, градостроительных регламентов, и представить его в Правительство Кировской области для утверждения; установить границы территории объекта культурного наследия, как объекта градостроительной деятельности особого регулирования, в срок до 01.11.2015 года.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение одного месяца со дня вынесения решения суда.
Судья: С.А. Мильчакова
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2014 года.