ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2146/2017 от 24.10.2017 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-2146/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Быстряковой Д.С.,

при секретаре Багдасарян И.В.,

с участием: прокурора Поливанова В.В.,

ответчика Попазова А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Керченской транспортной прокуратуры защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Попазову А.Ф. о признании действий незаконными действия, запрещении совершать определенные действия, третье лицо Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспортного Федерального агентства воздушного транспорта, -

установил:

Прокурор Керченской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Попазову А.Ф., в котором просит признать незаконными действия Попазова Александра Федоровича, выражающиеся в неисполнении требований Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в осуществлении полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак RA - 0431А, в отсутствие свидетельства на право управления данным типом воздушного судна, действующего медицинского заключения второго класса пилота сверхлегкого воздушного судна, а также в отсутствие на борту воздушного судна судовых документов, предусмотренных действующим законодательством; запретить Попазову А.Ф. осуществлять полеты на воздушных судах (за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее), в том числе на принадлежащем ему на праве собственности дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак RA - 0431А, в нарушение требований, Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, до получения свидетельства на право управления воздушным судном, и Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, до получения действующего медицинского заключения второго класса пилота сверхлегкого воздушного судна, и в отсутствии судовых документов на борту воздушного судна.

Исковые требования мотивированы тем, что проведённой Керченской транспортной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности полетов при осуществлении Попазовым А.Ф. полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак . Так, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 16 часов 20 минут до 16 часов 30 минут, Попазов А.Ф. осуществлял любительский полет на принадлежащем ему дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , в районе <адрес> Республики Крым. Согласно карте данных сертификата летной годности воздушного судна «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , максимальная взлетная масса дельталета «Антарес МА-32» составляет 450 килограмм, в соответствии с формуляром модели СВС дельталёт «Антарес МА -32», масса конструкции дельталета «Антарес МА-32» составляет 175 килограмм и в соответствии с ч. 3 ст. 32 Воздушного Кодекса РФ (далее - ВК РФ), указанное воздушное судно относится к сверхлегким воздушным судам. Попазов А.Ф. не имеет соответствующего свидетельства пилота гражданской авиации на право управления дельталетом «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак . На момент выполнения полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , сертификат летной годности и свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна на борту дельталета отсутствовали. По факту допущенных Попазовым А.Ф. нарушений закона, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Керченского транспортного прокурора в отношении него возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.5 и ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, которые направлены на рассмотрение в УГАН НОТБ Ространснадзора по ЮФО. По результатам рассмотрения УГАН НОТБ Ространснадзора по ЮФО возбужденных дел об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ Попазов А.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 и ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей. Невыполнение ответчиком – Попазовым А.Ф. требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке свидетельства на право управления воздушным судном, а также медицинского заключения, выданного в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил, влечет невозможность обеспечения на должном уровне безопасности полетов. В связи с этим, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик Попазов А.Ф. в судебном заседании полностью признал исковые требования и пояснил, что соответствующего свидетельства на право управления дельталетом он не имеет, и действующего медицинское заключения второго класса не получал. В настоящее время принимает меры к их получению.

Третье лицо Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Выслушав прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 2 ВК РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 ВК РФ, командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Согласно материалам дела, проведённой Керченской транспортной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности полетов при осуществлении Попазовым А.Ф. полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак . Так, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 16 часов 20 минут до 16 часов 30 минут, Попазов А.Ф. осуществлял любительский полет на принадлежащем ему дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , в районе <адрес> Республики Крым.

Из информации Южного МТУ Росавиации следует, что Попазову А.Ф. на праве собственности принадлежит дельталет «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак RA - 0431А, имеющий сертификат летной годности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно карте данных сертификата летной годности воздушного судна «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , максимальная взлетная масса дельталета «Антарес МА-32» составляет 450 килограмм, в соответствии с формуляром модели СВС дельталёт «Антарес МА -32», масса конструкции дельталета «Антарес МА-32» составляет 175 килограмм и в соответствии с ч. 3 ст. 32 Воздушного Кодекса РФ (далее - ВК РФ), указанное воздушное судно относится к сверхлегким воздушным судам.

Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее – Требования).

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Требований, для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных видов воздушных судов (самолет, дирижабль объемом более 4600 м3, свободный аэростат, планер, вертолет, сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.) необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими правилами.

При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

При этом, пунктом 2.5 Требований, установлено, что обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 Правил.

В силу пункта 1.6 Требований, обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

Действующее законодательство запрещает выполнение полетов на воздушных судах без наличия действующего свидетельства пилота, дающего право на выполнение полетов.

Установлено, что Попазов А.Ф. не имеет соответствующего свидетельства пилота гражданской авиации на право управления дельталетом «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак . Указанное обстоятельство подтверждаются информацией Южного МТУ Росавиации, согласно которой в ФГИС «Реестр авиационного персонала» сведения о Попазове А.Ф. отсутствуют.

Однако, в нарушение указанных требований, Попазов А.Ф. осуществил ДД.ММ.ГГГГ в личных целях полет на принадлежащем ему дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак RA - 0431А, в районе <адрес> Республики Крым, с пассажиром на борту судна, не имея соответствующего свидетельства на право управления воздушным судном.

Кроме того, согласно п. 1.7 вышеуказанных Требований, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «д» п. 11.1 Требований, пилот сверхлегкого воздушного судна должен иметь действующее медицинское заключение второго класса.

В силу п. 2 ч. 3 раздела 1 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (далее - приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ), медицинское заключение второго класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев. Для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота-планериста, пилота сверхлегких летательных аппаратов, летчика-наблюдателя, парашютиста, бортпроводника, бортоператора и полетного диспетчера старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев.

Согласно ч. 4 и ч. 7 раздела 1 Приказа Минтранса России от 22.04.2002 , сроки действия медицинских заключений могут быть сокращены врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации при наличии медицинских показаний. Обоснование изменения срока действия медицинского заключения должно быть отражено в медицинском экспертном заключении. Авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Таким образом, получение медицинского заключения пилота сверхлегкого воздушного судна является основным условием использования воздушного судна, при этом срок его действия напрямую зависит от возраста пилота и состояния его здоровья.

В судебном заседании Попазов А.Ф. подтвердил, что соответствующего свидетельства на право управления дельталетом он не имеет, и действующего медицинское заключения второго класса не получал.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 67 ВК РФ, на борту гражданского воздушного судна должны находиться судовые документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации, сертификат летной годности, а также соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна.

Согласно п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН (авиации общего назначения) на борту воздушного судна должны находиться документы, в том числе свидетельства членов экипажа воздушного судна.

Однако, на момент выполнения полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак RA- 0431А, сертификат летной годности и свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна на борту дельталета отсутствовали.

По факту допущенных Попазовым А.Ф. нарушений закона, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Керченского транспортного прокурора в отношении него возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 11.5 и ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, которые направлены на рассмотрение в УГАН НОТБ Ространснадзора по ЮФО.

По результатам рассмотрения УГАН НОТБ Ространснадзора по ЮФО возбужденных дел об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ Попазов А.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 и ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.

Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Невыполнение ответчиком – Попазовым А.Ф. требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке свидетельства на право управления воздушным судном, а также медицинского заключения, выданного в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил, влечет невозможность обеспечения на должном уровне безопасности полетов. В связи с этим, создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Попазова А.Ф., выражающиеся в неисполнении требований Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в осуществлении полетов на дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , в отсутствие свидетельства на право управления данным типом воздушного судна, действующего медицинского заключения второго класса пилота сверхлегкого воздушного судна, а также в отсутствие на борту воздушного судна судовых документов, предусмотренных действующим законодательством.

Запретить Попазову А.Ф. осуществлять полеты на воздушных судах (за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее), в том числе на принадлежащем ему на праве собственности дельталете «Антарес МА-32», государственный регистрационный знак , в нарушение требований, Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, до получения свидетельства на право управления воздушным судном, и Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, до получения действующего медицинского заключения второго класса пилота сверхлегкого воздушного судна, и в отсутствии судовых документов на борту воздушного судна.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Д.С. Быстрякова

Копия верна:

Судья - Секретарь -